Художественная литература в качестве материала использует слова и конструкции естественного человеческого языка в письменном виде. Художественные сочинения противопоставляются другим видам литературы: научным, мемуарным, публицистическим, справочным и т.д. Отличительной особенности данного вида литературы является художественный вымысел, придуманный сюжет и герои.
Помимо этого, художественными могут считаться только те произведения, у которых есть авторы или группа авторов, в том числе и анонимные, в отличие от фольклорного творчества, не имеющего конкретного создателя.
Все литературные произведения делятся на художественные и нехудожественные. Второй тип еще называют «нон-фикшн» (от англ. non-fiction – невыдуманное). К первому типу относятся романы, баллады, рассказы, новеллы, повести, пьесы и поэзия. Ко второму типу – учебники, справочники, энциклопедии, мемуары, статьи и т.д.
Жанровое разнообразие художественного текста
Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:
- повышать мастерство именно в своем жанре;
- знать, какому издателю предложить свое творение;
- изучить свою целевую аудиторию.
Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».
Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».
Жанры художественной литературы:
- Авангардная — отличается нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
- Боевик — ориентирован, главным образом, на мужскую аудиторию. В основе сюжета — драки, погони, спасение прекрасных дам и пр.
- Детектив — главной линией сюжета является раскрытие преступления.
- Исторический роман — сюжет развивается в относительно далеком прошлом, обычно, связан со значимыми историческими событиями.
- Любовный роман — ориентирован преимущественно на женскую аудиторию. Главные персонажи через серию испытаний обретают любовь.
- Мистика — в основе сюжетной линии находятся сверхъестественные события.
- Приключения — герои отправляются в опасное путешествие или ввязываются в рискованную авантюру.
- Триллер/Ужасы — герои пытаются избавиться от смертельной опасности, которая им грозит.
- Фантастика — сюжетная линия закручивается в предположительном будущем или в параллельном мире.
- Фэнтези/Сказки — характерными чертами являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр.
В произведениях жанра мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Monthly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.
Мейнстрим ориентирован на широкую аудиторию читателей.
В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.
Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.
Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.
Художественная литература по родам
Еще в Эпоху Античности древнегреческий философ выделил три основных рода литературных произведений: эпос, лирика и драма. Данная классификация актуальна и сегодня, дополняются лишь родовые жанры.
Эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — в центре произведения находится рассказ о событиях, которые якобы имели место быть в прошлом. Эпические сочинения описывают объективную действительность. Характер персонажей передается через их поступки, а не описание внутреннего мира, как в лирических творениях.
Данный род литературы получил свое название от народных поэм-песен, которые были сложены в древности, и также назывались эпосом.
Эпические жанры: роман-эпопея («Война и мир» Льва Толстого, «Разве ревут волы, когда ясли полны?», «Сага о Форсайтах» Голсуорси), роман («Красное и чёрное» Стендаля, «Большая телега» Макс Фрай, «История одиночества» Джон Бойн, «Благоволительницы» Джонатан Литтелл) повесть (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»), рассказ («Тёмные аллеи» И.А. Бунина), новелла, басня, былина, баллада, поэма, сказка, художественный очерк.
Лирика — (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») литературный род, для которого характерно обращение к внутреннему миру, чувствам, переживаниям, эмоциям, сознанию, впечатлениям, духовности. Даже если в тексте имеется повествование, то оно субъективно и сконцентрировано на герое. Для лирики свойственны «сжатость», «точечность», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность».
Большая часть лирических произведений относится к поэзии: описаниям природы, чувств главного героя, философские размышления о жизни и т.д.
Лирические жанры: ода («Вольности», А. Пушкина), элегия («Прогулка», Ф.Шиллер), эпиграмма, мадригал («Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев), эпитафия (А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»), сонет («На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф. Петрарка), послание, стансы, эклога.
Драма — (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») род литературы, который воспроизводит внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса форма не повествовательная, а диалогическая.
В драматических сочинениях текст от лица автора ограничивается лишь ремарками и пояснениями. Сюжет передается через разговоры, мысли, воспоминания и действия героев.
Большая часть драматических текстов пишется для театральных постановок.
Как правило, трагедия всегда заканчивается смертью главных героев, комедия – хорошим для персонажей концом, драма – финал открыт или неоднозначен.
Драматические жанры: драма (Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»), комедия (Н. В. Гоголь «Ревизор»), трагедия (В. Шекспир «краткое содержание Ромео и Джульетта»), трагикомедия (А. Блок «Балаганчик»), водевиль (Княжнин «Несчастье от кареты»), фарс (Рабле «Школяр Мимен»), мелодрама (О.Куанье «Пигмалион»).
Структурные типы литературного текста
По своей структуре литературные разделяются на две категории: поэзия и проза.
Проза – текст, в котором речевой ритм не влияет на языковую ткань и содержание. Однако существуют примеры пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим работам некоторые признаки поэзии (зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»).
Прозаические сочинения широко применяется при написании романов, рассказов, коротких историй и т. д.
В Европе ранние романы не считались серьезной литературой, однако позже стало понятно, что для создания эстетического произведения совершенно не обязательно использовать поэтические техники. Напротив, отсутствие жестких рамок поэзии позволило авторам глубже сосредоточиться на содержании, полнее проработать детали сюжета.
Свобода прозы позволяет авторам экспериментировать с разными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия – это стихотворное произведение, для которого характерна особая ритмичность, не присущая из естественному ритму речи.
Характер данного ритма может быть разным, исходя из свойств самого языка, возникают стихотворные размеры:
- Брахиколон – однодольный размер, в каждой стопе находится одно слово из одного слога (Тацу Такамаро, «Regeneration»).
- Ямб – двудольный, с ударением на последнем слоге (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
- Хорей – двудольный, с ударением на первом слоге (А. С. Пушкин, «Зимний вечер»).
- Дактиль – трехдольный, из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов (М. Ю. Лермонтов «Тучи»);
- Амфибрахий – трехсложные стопы с ударением на втором слоге (Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня М.Н. Волконская»).
- Анапест – трехсложный, стопа которого состоит из двух кратких слогов и одного долгого или из двух безударных и одного ударного слога (А. Блок «О, весна без конца и без краю…»).
- Логаэд — размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп (О. Мандельштам «Сегодня дурной день»).
К примеру:
- Ива́н — ямб
- Ва́ня — хорей
- Ва́нечка — дактиль
- Ваню́ша — амфибрахий
- Иоа́нн — анапест.
Поэтическая структура сложилась раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление литературы, отличающее текст от обычной бытовой речи. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: в разное время в отдельных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Хронолгия развития и становления литературы охватывает период, начиная с бронзового век (Древний мир) и Античности до нашего времени.
Различают следующие периоды становления художественного текста:
- Древний мир;
- Античность;
- Средневековье;
- эпоха Возрождения;
- Барокко;
- Просвещение;
- Конец XVIII до середины XIX в;
- Вторая половина XIX в;
- Модернизм или рубеж веков;
- Новейшее время или постмодернизм.
Подробнее о каждом периоде в статье Хронология развития литературы.
В зависимости от хронологии в литературе сложились художественные методы и направления:
- Барокко — направление, которое характеризуется сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением с использованием символов, метафор, театральных приёмов, антитез и т.д. Для произведений барокко свойственно стремление к разнообразию, всеохватность, энциклопедизм, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
- Классицизм — направление, главным предметом которого стал конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
- Сентиментализм — направление с упором на читательское восприятие, чувственность, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
- Романтизм — многоплановое направление, для которого характерен интерес к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
- Реализм — направление, которое наиболее правдиво и беспристрастно описывает реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным обстоятельствам и событиям.
- Натурализм — поздняя стадия реализма. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
- Символизм — направление, при котором символ становится главным элементом. Характерно экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением – пессимизм, доходящий до отчаянья.
- Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
- Модернизм — совокупность течений. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
- Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
- Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.
Таким образом, художественная литература столь многогранна и разнообразна, что не может быть описана одним жанром, родом или стилем.