Мемуарная литература

Мемуарная литература – вид литературы в жанре мемуаров (лат. memo­ria – память) в виде записок современников, которые повествуют о событиях прошлого, в которых автор принимал участие. Также мемуары считаются разновидностью «исповедальной прозы». Важной характеристикой мемуарной литературы является установка на «документальный» характер произведения, претендующего на достоверность событий воссоздаваемого прошлого.

Отличительные признаки мемуаров

Главные требования к трудам мемуариста – четкое соответствие исторической истине, фактографичность, хроникальность рассказа, отказ от искажения сюжета, сознательной анахроничности, использования художественных приемов.

Данные формальные качества сближают мемуарную литературу с жанром дневника в документальной литературе, с тем значимой различием, что, в отличие от дневниковых записей, мемуары предполагают ретроспекцию, воззвание к довольно отдаленному периоду, и неминуемый механизм переоценки событий с учетом опыта, накопленного автором.

Мемуарная литература

По достоверности, материалам и отсутствию придумки мемуарный текст близок к научно-биографическим очеркам, исторической прозе, автобиографическим и документально-историческим произведениям. Однако мемуары отличаются отображение не столько личности создателя, его переживаний, сколько окружающей его действительности и внешних событий, к которым он оказался так или иначе причастен.

Между тем, в отличие от научных текстов, мемуарное произведение предполагает активное присутствие авторского голоса, его личных оценок и обязательной пристрастности, то есть авторская субъективность – конструктивный фактор мемуара.

Устойчивые признаки мемуарной литературы как формы словесности — преобладание событий, ретроспективность, фактографичность, непосредственность свидетельств, что никак не гарантируют «чистоту жанра», обеспечивая его подвижность и нечеткость границ. Однако мемуарные признаки не всегда указывают на принадлежность произведения к данному жанру.

В частности, на первой странице книги С. Моэма “Подводя итоги”, которая обладает всеми перечисленными признаками, автор сразу предупреждает, что данное произведение не является ни биографией, ни мемуарами. Несмотря на то, что взгляд Моэма направлен прошлое, текст носит исповедальный характер, установка на подведение итогов полувекового литературного пути. По жанру это сочинение является развернутым эссе.

Таким образом, мемуарная литература является важным источником историографии, материалом исторического источника. Одновременно с этим по фактической точности воспроизводимого материала данные тексты почти всегда проигрывают документу. Поэтому историки подвергают событийные факты из воспоминаний известных личностей критической сверке с существующими объективными сведениями.

Если определенный факт, описанный в мемуаре, не находит ни подтверждения, ни опровержения, то свидетельство о нем рассматривается историографией лишь гипотетически как научно состоятельное.

Становление мемуарной прозы

Свое начало мемуарные сочинения берут от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы характеризуются безличностностью и стремятся к исторической хронике.

Христианское Средневековье («Исповедь» Бл. Августина) наделило жанр развитым чувством внутреннего «Я» автора, нравственным самоанализом и тональностью покаяния. Раскрепощение личности и развитие индивидуализма сознания в эпоху Ренессанса «Жизнь Бенвенуто Челлини» привели к расцвету мемуаристики в 17–18 вв. (Дж.Мазарини, Ж.-Ж. Руссо и др.)

В русской литературе мемуары берут свое начало в «Истории о Великом Князе Московском» (16 в.) Андрея Курбского. Следующая значимая веха становления личностного самосознания проявляется в автобиографическом «Житие протопопа Аввакума» 1672–1675).

Яркими памятниками русской мемуаристики стали многие произведения 18 века: «Жизнь и приключения Андрея Болотова», «Собственноручные записки императрицы Екатерины II», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Бурное развитие мемуаров в России 19 в. связано с воспоминаниями И.С. Тургенева, Н.И. Тургенева, И. А. Гончарова, литератора Н. Греча, декабристов М. Бестужева, И. Пущина, И. Якушкина, цензоров А. Никитенко, Е. Феоктистова. Ценны мемуарные сочинения А.Я. Панаевой, Н.А. Огаревой-Тучковой, Т.А. Кузминской.

В 19 столетии достигшая зрелости мемуарная проза переосмысливается как значимый источник научно-исторических реконструкций. Появляются псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации, к которым относятся: «Вечные спутники» Д.С. Мережковского, «Петербургские зимы» Г. Иванова, поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры и т.д.

В 19–20 вв. активно развиваются произведения, основанные на воспоминаниях писателей и о писателях. Так формируется собственно литературная мемуаристика в лице Гете, Стендаля, Г. Гейне, Г.-Х. Андерсена, А. Франса, Р. Тагора, Г. Манна и др.

Оживление русских мемуарных произведений, связанное опубликованными в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930‑е гг. (труды К. Станиславского, А. Белого, В. Вересаева, Г. Чулкова и др.).

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование может быть обозначено и красочностью художественной прозы («Детство» М. Горького), и публицистической пристрастностью («Люди, годы, жизнь» И. Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части «Былого и дум» А.И. Герцена).

Шаткость границы между мемуарами и другими видами литературы определилась в русских и западноевропейских произведениях уже к середине 19 в, чему способствовал кризис романтизма и установление новой эстетики реализма.

В первой половине 20 в. в эпоху литературного кризиса традиционных форм и «конца романа» литература переключилась на пограничье между вымыслом и документом. В это время возникают синтетические тексты – «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Шум времени» О. Мандельштама, «Жизнь в цвету» А. Франса и др.

В этих сочинениях мемуарное начало введено в органику художественной литературы. Исторический материал и реалии жизни автора претворяются в факт искусства, а стилистика подчиняется задаче оказать на читателя эстетическое воздействие.

О зрелости и завершенности процесса поглощения мемуарной прозы художественной литературой в 20 веке свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа («Признания авантюриста Феликса Круля» Т. Манна).

Новый всплеск мемуарной прозы в СССР спровоцирован «хрущевской оттепелью». С середины 1950‑х в свет выходят воспоминания о В. Маяковском, С. Есенине, Н.В. Гоголе, М.Ю. Лермонтове, Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском. И. Ильфе и Е. Петрове мемуарные очерки К. Чуковского, «Повесть о жизни» К. Паустовского. Печатаются воспоминания А. и П. Панаевых, П. Анненкова, Т.П. Пассек и др.

Мемуарная литература

С конца 1980‑х публикуются материалы о художественной жизни деятелей «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции («На Парнасе Серебряного века» К. Маковского, «На берегах Невы» И. Одоевцевой, «Бодался теленок с дубом» А. Солженицына), не издававшихся ранее.

С начала 1990‑х в России современные политические и культурные деятели выпустили множество мемуарных сочинений, многие из которых является фактом общественной жизни, чем литературы.

Приемы экспертизы мемуарной литературы

Мемуарная литература может служить историческим материалом, документальным свидетельством, но исключительно при условии критической проверки и переработки.

Экспертизе подвергается:

  • подлинность мемуарного текста, то есть действительная его принадлежность приписываемому автору;
  • его достоверность, то есть правильность заявляемых автором сведений.

Классический пример необходимости данной экспертизы – «Записки» А. О. Смирновой, проверка которых показала явное искажение фактов и использование анахронизмов. Также выяснилось, что авторство принадлежит нескольким лицам – самой Смирновой и ее дочери.

Одним из главных приемов экспертизы мемуарной прозы является сопоставление разных свидетельств современников об одной и той же эпохе, цикле явлений, сравнение мемуаров с перепиской соответствующих авторов.

В рамках самого мемуарного сочинения настораживающим признаком фактических искажений является личная заинтересованность, пристрастное отношение автора к изображаемой действительности. К примеру, «Записки о моей жизни» Н. И. Греча явно недоброжелательно настроены к Рылееву, чему свидетельствует неправдоподобная и вульгаризованная передача его высказываний.

При анализе достоверности материалов принимают во внимание также такие особенности мемуариста, как память, внимание, тип восприятия, характер и условия работы, затем — пользование источниками в работе и т. п.

Экспертиза мемуарной литературы является важной для литературоведов с практической точки зрения, и одновременно второстепенной, относящейся по сути к области общего исторического источниковедения.

Значение мемуарных произведений

Мемуары считаются важным источником сведений о жизни той или иной исторической и литературной эпохи. Существует множество мемуарных произведений о литературном быте или жизни мастеров словесности, к примеру, записки братьев Гонкур, Жорж Санд, Шатобриана и др.

Особую ценность для изучения литературного процесса представляют записки, принадлежащие выдающимся писателям, поэтам, критикам, которые дают богатый материал не только для изучения биографии автора, но и для его личности с точки зрения творчества. В таких работах часто прямо указываются писательские замыслы, творческие истории конкретных произведений.

Новую значимость в разрезе творческой истории получают мемуары, в которых жизненный материал подается в документальной форме, и отображается в художественном виде. В этом смысле особенно ценны воспоминания М. Горького в книгах «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Сравнение изображенных в этих произведениях лиц и событий с первыми ранними работами того же Горького дают прекрасный материал для суждений не только о процессе творчества, о появлении художественного произведения, но и о творческом методе, о художественном стиле писателя, об его отношении к жизненному материалу.

Мемуарная проза оказывает также огромное влияние на самих писателей. Так, например, Л. Н. Толстой при создании «Войны и мира» использовал не только исторические исследования, но мемуары современников той эпохи.

Иногда авторы при создании художественных произведений перенимают из чьих-то воспоминаний весь фабульный материал и типаж. Так появилось множество рассказов и повестей советской литературы, посвященных эпохе гражданской войны. К примеру, в повести В. Иванова «Гибель железной» в основу фабулы положены воспоминания красного командира Л. Дегтярева, однако при этом изменены передача и освещение фактов.

В заключение необходимо подчеркнуть огромную политическую роль мемуарной литературы. Нередко под маской объективной «летописи событий» мемуаристы пропагандируют неверную, вредную систему взглядов. Таковыми, к примеру, являются мемуары о Февральской революции А. Шляпникова, которые меньшевистски и анархо-синдикалистски интерпретируют историю революции. Политические мемуары выступают орудием классовой борьбы.

Поэтому нужно быть особенно бдительными, перечитывая произведения мемуарной прозы.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

двадцать − семнадцать =