Здравствуйте, уважаемые читатели litfest.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ. И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут. Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации. Давайте же узнаем, что такое гипербола.
Гипербола — определение
Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».
Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.
Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.
Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:
- НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
- ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
- ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
- РЕКИ КРОВИ
- ГОРЫ ТРУПОВ
- ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
- ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
- ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
- КУЧА ДЕНЕГ
- ПИР НА ВЕСЬ МИР
- МОРЕ СЛЕЗ
- НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
- ОКЕАН СТРАСТЕЙ
- ВЕСИТ СТО ПУДОВ
- ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
- ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ
Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.
Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.
Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.
А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.
И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.
Для чего нужна гипербола
Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.
Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.
Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.
Примеры гипербол
Текст, содержащий преувеличения, становится более ярким и выразительным. Гипербола усиливает впечатление от персонажей и их действий, а также помогает глубже раскрыть характеры и точнее передать атмосферу.
Слишком частое использование преувеличений подрывает доверие к тексту. Наиболее распространённые гиперболы давно стали штампами: из-за частого употребления они утратили выразительный потенциал и больше не производят должного эффекта. Чтобы придать тексту яркость, необходимо придумывать новые, авторские преувеличения или неожиданно преподносить старые.
В литературе
На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.
- Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
- На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
- Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
- Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
- Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)
Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:
- «Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».
Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:
- Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.
Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:
- В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)
А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.
Вот еще примеры гипербол в литературе:
- И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
- Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
- Миллион терзаний (Грибоедов)
- Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
- И сосна до звезд достает (Мандельштам)
- Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)
В рекламе
Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:
- Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
- Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
- Король салатов (майонез «Оливьез»)
В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.
В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».
Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».
В политике
Предвыборные обещания политиков часто бывают невыполнимыми. Неудивительно, что их часто выражают при помощи гипербол. Самый распространённый пример – обещание благосостояния для всех и каждого.
В политической риторике художественное преувеличение также может применяться, чтобы разрядить обстановку или создать неформальную атмосферу. Президент США Джон Кеннеди встретил лауреатов Нобелевской премии в Белом доме шуткой, основанной на преувеличении:
«Я думаю, это самое необычное собрание человеческих талантов и умов в Белом Доме за исключением тех времена, когда Томас Джефферсон обедал здесь в одиночестве».
Вместо заключения
Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.
Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели. Называется такой прием «литота».
Читайте также: Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза. Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь узнаем метафора что такое.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru