Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы. Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании Лирика – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений.
Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом. Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение лирики — что это
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Лирические жанры
ода — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
элегия – (греч. elegeia < от elegos — жалобная песня) — жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio — углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица.
сонет — (от итал. sonette — песенка) — стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).
песня – стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов и припева.
послание – стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.
эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.
Средства выразительности лирики
Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад.
(лев – Швеция). (А. Пушкин)
Аллитерация – один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шёлковом шелесте снежного шума…
(С.Есенин)
Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
(О. Высотская)
Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления .“Сон и смерть” А.А. Фета, “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.
Ассонанс — Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б.Пастернак)
Гипербола – художественное преувеличение.
шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
(Н.Заболоцкий)
Именительный темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.
Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
Инверсия – нарушение прямого порядка слов.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
(А.Пушкин)
Ирония – Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов…
(А.Пушкин)
Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
На заре зорянка запела.
Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)
Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)
Литота – художественное преуменьшение.
“мальчик с пальчик”
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
(В.Инбер)
Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования
…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.
Туристы в родном городе. (Тэффи)
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.
“люди в белых халатах” (врачи), “рыжая плутовка” (лиса)
Риторический вопрос, восклицание, обращение – Ввыражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н.Некрасов)
Ряды, парное соединение однородных членов – использование однородных членов для большей художественной выразительности текста. .
..Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры.
Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.
Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)
Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)
Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)
Эллипсис – сокращение, “пропуск” слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.
Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.
Виды лирики по темам
Традиционно принято выделять следующие виды лирики:
- философская;
- религиозная;
- гражданская;
- любовная;
- о природе (пейзажная).
Существует деление на крупные и малые формы.
К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).
Малыми жанрами лирики считаются:
- стихотворение;
- сонет;
- ода;
- баллада;
- эпиграмма;
- эпитафия;
- посвящение.
В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).
Примеры лирических произведений
В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.
Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».
Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.
Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.
Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.
Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.
Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.