Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Мадонна»

Любовная лирика А. С. Пушкина открывает перед читателем те грани поэта, которые незаметны в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изучаемое в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мадонна» по плану.

Полный текст стихотворения «Мадонна» А. С. Пушкина

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Краткий анализ стиха «Мадонна» А. С. Пушкин

Вариант 1

Любовная лирика Пушкина отличается многогранностью и сложностью переживаний. Стихи, посвящённые любимым женщинам, наполнены нежностью и ревностью, грустью и страстью, болью и благодарностью. Но сонет «Мадонна», написанный в июле 1830 года, стоит особняком. В нём передано состояние душевного покоя и умиротворения, в чём так нуждался поэт. В это время Пушкин находился в поисках нового пути в своём творчестве, разрываясь между беллетристикой и исторической наукой, журналистикой и литературоведением. Между тем он понимал, что ещё не проявил себя в полной мере в поэзии и прозе. Личная неустроенность, желание создать семью терзали его. Но наконец многолетние поиски идеала увенчались встречей с юной Натальей Гончаровой. Нежная, застенчивая, чистая девушка покорила его сердце. Счастливая, благодатная Болдинская осень подарила Пушкину, влюблённому в свою невесту, необычайный творческий подъём, когда стихи и проза лились из-под его пера бурным потоком.

Мемуаристами давно отмечено, что облик Натальи Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери: затаённая грусть, кротость придавали её прекрасным чертам особое очарование.

Сонет начинается с признания: «Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель…». Пушкин словно ведёт внутренний монолог с теми, кто слепо следует моде, коллекционируя картины, чтобы поразить гостей. Желания лирического героя скромнее – постоянно видеть в своём кабинете – «простом углу» — только одну картину – лик пресвятой Мадонны. Именно она для него источник вдохновения в творчестве – «медленных трудов», она путеводная звезда, которая не позволит сбиться с дороги. Поэт говорит здесь не о внешней красоте, ведь портретное описание отсутствует, а о внутренней, духовной. Прелесть той, кому он поклоняется, заключается в величии, кротости и чистоте. На первый взгляд, эти качества противоречат друг другу: величие – это то, что возвышает над другими, кротость – умение терпеть и прощать, быть скромным и незаметным. Но это кажущееся противоречие. Возможно, Пушкин употребил слово «величие» потому, что хотел сказать, что Мадонна выполнила великую миссию – отдала людям Сына Божьего, чтобы он нёс им свет любви и добра, а потом кротко и смиренно нашла в себе силы перенести боль утраты своего дитя.

Использование возвышенной, торжественной лексики: «дивился», «ниспослал», «величие», «очах» наряду с церковной: «обитель», «Божественный Спаситель», «ангелов», «пальмою Сиона», «Творец» — помогают увидеть две плоскости бытия: религиозную, христианскую и мирскую, земную. Земное чувство любви освещено в сонете святым преклонением перед Женщиной, Матерью. Благоговейно и трепетно поэт обращается к любимой: «Моя Мадонна». Это слово западноевропейское, принятое в католицизме. Думается, Пушкин неслучайно употребил его вместо православных «Богородица», «Богоматерь». Ведь и любимые поэтом Данте и Петрарка превозносили своих любимых Беатриче и Лауру как святых, непорочных, чистых, как Мадонна.

В последнем трёхстишии сонета поэт как будто ограничивает своё религиозно-эстетическое чувство, преобладавшее вначале. Желания лицезреть на холсте Пречистую с младенцем Христом, чтобы постоянно испытывать возвышенный трепет, лирическому герою мало. Ему хочется видеть светлый лик реальной, любимой женщины, «чистейшей прелести чистейший образец». Это только ему в скромной обители будет тихо и светло сиять прекрасное лицо женщины, данной божьей благодатью: «Исполнились мои желания». Величавая интонация, несколько замедленный темп лирических строк сменяются благодарственной молитвой, гимном женской красоте, окрыляющей душу и возвышающей её.

Вариант 2

Поводом к написанию стихотворения «Мадонна» стала помолвка поэта с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. В нём выражается восторг и благодарность Творцу за то, что он послал ему возлюбленную и счастье:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал...

Стихотворение написано в форме итальянского сонета, в котором сначала создаются два четверостишия (катрена), а за ними, замыкая сонет, следуют два трёхстишия (терцета). Избрав строгую форму сонета — стихотворения чёткой структуры и определённого порядка следования рифм, — Пушкин стремится к точному изложению своих поэтических идей.

В стихотворении «Мадонна» присутствуют два плана: земной и божественный. В нём говорится о желании не украсить свою земную обитель «множеством картин старинных мастеров», как это делалось во многих богатых домах, а в «простом углу моём» вечно созерцать лишь одну картину — изображение Мадонны с младенцем, освящающее его «медленные труды» и счастье:

...чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах...

Так вводится в стихотворение божественная тема и образы. Свою любимую и жену лирический герой называет «моя Мадонна», указывая тем самым на возвышенный характер истинной любви. В стихотворении также описан идеал семьи для лирического героя — Святое Семейство.

Стихотворение «Мадонна» Пушкина объединяет в себе все предшествующие мотивы любовной лирики поэта. В нём воплощаются и «чудное мгновенье» зарождения любви, и различные проявления этого чувства, и его божественная сущность.

Вариант 3

Муза для поэта сродни божественному провидению, его «яйцо с иглой внутри», его поэтическая сила и вдохновение. Для Александра Сергеевича Пушкина таковой стала на тот момент ещё невеста — Наталья Гончарова, которой он и посвятил стихотворение «Мадонна».

Любимая женщина напоминала поэту чистую и невинную Мадонну не только внешними данными, но и внутренним содержимым. Белокурая Наталья излучала божественный свет, о чём не раз в своих письмах сообщал своей будущей жене с нескрываемым восхищением. Образ своей невесты он отождествлял с образом Мадонны, и пытался выразить в своём стихотворении её сущность через святую.

Прежде всего, нужно отметить необычайную религиозность текста: «обитель», «пречистая», «ангелы», что создаёт атмосферу чистоты и божественной святости. Слог поэта прост, но его красноречивая простота подкупает, ей хочется верить. Этот тезис прекрасно выражает анафора: «Одной картины…», «Одной, чтоб на меня…». А также лёгкость строг и святость намерений подчёркивает аллитерация, сочетая звуки «с» и «л». «Пред Мадонной преклоняется поэт, она – символ – священной чистоты («Чистейшей прелести чистейший образец»), величественная и прекрасная. Она – нравственный идеал.

Стихотворение плавное, тягучее, в нём почти отсутствуют глаголы, что придаёт стихотворению мягкости. Примечательна и структура стихотворения: 2 четверостишья и 2 трёхстишья, что выдаёт в нём классический сонет в самой строгой форме.

Да, стихотворение на первый взгляд простое, но его аскетичность прекрасно уживается с вполне мирскими эпитетами: «медленных трудов», «божественный спаситель», «чистейший образец», что несколько приземляет, делает более доступным, если так можно сказать, весь образ Мадонны. Внутреннее благоговение поэта как нельзя лучше выражает сравнение: «Чтоб на меня с холста, как с облаков…». Инверсии: «Чтоб суеверно им дивился посетитель», «Исполнились мои желания» влияют на религиозность интонации произведения и на его эмоциональную окраску.

Стихотворный размер чёткий и ясный – шестистопный ямб, иногда сменяемый пятистопным ямбом с пиррихием, нарушающим идиллию в гармоничном слоге поэта, но придающим нотку приземлённости. За счёт этого приёма, чувствуется автобиографичность стихотворения, чувствуется, что поэт изливает на белый лист бумаги все свои чувства, он оставляет свою душу во всех строчках.

Стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкин – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.

До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема

В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть» сравнение – «с холста, как с облаков».

Вариант 2

Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.

Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.

Тема стихотворения, образы

Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая», «ангелы», «обитель», «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.

Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.

Сюжет и структура

Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах», освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.

Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель», «чистейший образец»), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…»), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…»).

Форма «Мадонны» — сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.

Вариант 3

Утверждение о любвеобильности великого русского поэта, наверное, имеет под собой какую-то основу. Нельзя отказать поэту в способности видеть и чувствовать прекрасное, нельзя отказать чуткому сердцу влюбляться в прекрасные образы. Иначе быть не может. Но чтобы понять всю палитру чувств поэта, все его влюблённости, нужно обратиться к традициям того времени. Главным критерием души и чувств могут служить только стихи. И ни одна строчка поэта не содержит в себе какой-либо двусмысленности. Множество написанных стихов в адрес прекрасных женщин у Пушкина наполнены подкупающей чистотой и искренностью.

Признанной вершиной любовной лирики А.С. Пушкина является стихотворение «Мадонна», в котором раскрывается полнота чувств и истинного отношения к любимой женщине. По свидетельствам современников, это стихотворение было написано в 1830 году и посвящено невесте. В это время Н.Н. Гончарова на повторное предложение Пушкина ответила согласием.

«Чистейшей прелести чистейший идеал»

Главная темы этого сонета является любимая женщина, вознесённая чувствами поэта до почти божественного образа. К любому читателю с первых строф приходит ощущение средневекового романтизма в самых искренних его проявлениях. В стихотворении отсутствуют напыщенные цветастые фразы и эпитеты, оно написано благородным сдержанным языком любви и обожания. Слог стихотворения наполнен лексикой той романтической эпохи, и в тоже время, содержит такие эпитеты, как «божественный», «пречистая», «с облаков», позволяющие понять всю глубину чувств поэта. В первую очередь именно язык, которым написано стихотворение, обращает нас к любовным сонетам классиков романтизма Петрарки и Шекспира. Поэт не случайно использует такие выражения — ими говорит его душа, обращённая к невесте. Гений поэта неосознанно нашёл форму выражения своей любви и слова, которые даже в то время уже не являлись общеупотребимыми и тривиальными. Отношение к своей невесте, как к чистому ангелу ниспосланному поэту богом, даёт понимание любви Пушкина к Наталье Николаевне. Она получила это стихотворение ещё до свадьбы и была тронута таким благоговейным отношением к ней. Это отношение в семье Пушкина между супругами сохранялись все годы до самой трагической смерти поэта.

Средневековый любовный сонет

Классический сонет обычно выполнялся пятистопным ямбом, но именно для выражения глубины стиха здесь поэтом был использован шестистопный ямб. Традиционный русский александрийский стих – шестистопный ямб, признанным мастером которого был Пушкин, является размером этого сонета. Форма сонета, которая выстроена из двух четверостиший и двух трёхстиший, является классической и помогает показать всю силу чувств и эмоций. Как две мощных приливных волны накатываются одна за другой на читателя. Сначала они медленные и высокие, но за двумя эти волнами следуют два сильных шквала, которые раскрывают весь смысл сказанного. Не случайно в них применены слова в их превосходных формах.

Первые два четверостишия подготавливают понимание образа. Комната, в которой поэт желал бы видеть портрет единственной любимой женщины. Уже первые строки открывают нам романтическую картину жилища поэта. И два заключительных трёхстишия показывают простыми и мощными выражениями, что это за портрет, и что это за женщина! Гениальность русского поэта смогла объединить классику итальянского любовного сонета с русским поэтическим словом.

Божественная любовь

Заключительная строчка сонета стала с того времени самым применимым афоризмом для выражения чистой всепоглощающей любви. И по прошествии почти двух веков мы можем судить по этому стихотворению, насколько глубоко был привязан поэт к своей любви, и как полно он смог это выразить это в маленьком сонете, который стал один из самых ярких произведений, обращённых к женщине.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Мадонна»

Вариант 1

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.

В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета. В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит, как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

Вариант 2

Все свои любовные переживания, провалы и успехи выкладывал на бумагу Пушкин. «Мадонна» относится к любовной лирике поэта, это одно из стихотворений, посвященных Наталье Гончаровой, жене Александра Сергеевича. Написано оно было всего за полгода до свадьбы, в 1830 году. Пушкин повторно просит свою избранницу стать его женой и в этот раз получает согласие. Поэт пребывает в состоянии эйфории, готовится к свадьбе и предвкушает счастливую и благополучную семейную жизнь.

Наталья Гончарова вместе с родителями ненадолго уезжает из Москвы, Александр Сергеевич пишет ей письма, сообщая, что повесил в доме портрет «белокурой Мадонны», напоминающей ему о невесте. Девушка отвечает, что вскоре он будет любоваться женой, а не картиной. Эти строчки из письма так вдохновили мужчину, что он написал свою знаменитую работу «Мадонна». Пушкин, стих которого излучает атмосферу гармонии, умиротворения и счастья, всегда мечтал об удачном браке, построенном на любви и взаимном уважении.

В своем стихотворении Александр Сергеевич утверждает, что ему не нужны старинные картины именитых художников. Он мечтает лишь об одной, на которой была бы изображена идеальная супружеская пара – «он с разумом в очах, а она с величием». Прожить со своей избранницей в мире и согласии долгую жизнь – это все, о чем мечтал Пушкин. «Мадонна» — это картина его будущей жизни, которую поэт видит, как бы со стороны.

Казалось бы, мужчине и правда повезло, ведь Наталья молода, достаточно образована, умна и красива. Александр Сергеевич благодарит Бога за то, что послал ему такое счастье, при этом не подозревая, что пройдет совсем немного времени, и он готов будет расторгнуть помолвку. Стихотворение «Мадонна» Пушкин написал в ожидании чуда, он надеялся, что его жизнь с появлением семьи кардинально изменится в лучшую сторону. Гончарова была из знатного рода, но обедневшего, поэтому для поэта был неприятной неожиданностью тот факт, что вместе с невестой на него повесят кучу семейных долгов.

Между молодыми произошел крупный скандал, Александр Сергеевич даже написал в письме, что невеста свободна от обязательств перед ним. Несмотря на некоторые разногласия, свадьба все же состоялась. Известно, что после бракосочетания ни одно свое стихотворение не посвятил жене Пушкин. «Мадонна» предстала перед ним уже не такой святой и непорочной, поэтому ее образ существенно померк. Поэт был очень суеверным человеком, и для него стало настоящим ударом то, что во время венчания у него в руках погасла свеча, а невеста уронила его обручальное кольцо. Эти события счел дурным предзнаменованием Пушкин. «Мадонна» так и осталась лишь картинкой счастливой семейной жизни. Поэт любил свою жену, и она до последнего оставалась для него самой желанной женщиной на земле. Но все же Александр Сергеевич относился к браку как к неизбежной каре, а не дару небес, и он не ошибся в своих дурных предчувствиях. Именно из-за Натальи Гончаровой он пошел на дуэль с Дантесом, чтобы отстоять право обладания своей женой. Возможно, если бы не брак, то Пушкин прожил бы более долгую жизнь.

Вариант 3

Произведение является любовной лирикой поэта и написано по жанровому направлению в форме элегии, посвященной Наталье Гончаровой, будущей любимой супруге автора.

В качестве основной тематики произведения поэт рассматривает собственные мечты о браке с любимой женщиной на примере непорочного образа Мадонны, олицетворяющей идеал женской красоты, гармонии и любви.

Композиционная структура стихотворения представляет собой форму монолога лирического героя, ведущего от первого лица повествование, разделенный тремя частями, первая из которых является пересказом собственной авторской мечты, вторая изображается образы пречистой Девы Марии и спасителя, а третьей описывается исполнение поэтических мечтаний. Структурным стилем стихотворения является сонет строгого, классического стиля, созданный в виде двух катренов и двух терцетов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает шестистопный ямб с кольцевой, перекрестной и параллельной рифмовкой в сочетании мужской и женской рифм. При этом в последние шесть строк стихотворения обозначены поэтом графически в виде двух трехстиший, но в соответствии с рифмовкой могут являться двустишием и четверостишием, свидетельствующими о сложной и в то же время простой поэтической формы.

Сюжетная линия произведения выстраивается в просмотре лирическим героем картины, изображающей Мадонну в образе непорочной девы.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют разнообразные метафоры («творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», «взирали…во славе и в лучах»), выразительные эпитеты («суеверно дивился») и сравнения («с холста, как с облаков»), позволяющие подчеркнуть эмоциональное настроение и чувства лирического героя. Кроме того, поэт использует в произведении лексические повторы, археологизмы, анафору и инверсию, акцентирующие проникновенность и глубину стихотворного содержания.

Отличительной особенностью стихотворения является его плавная мелодичность, создаваемая поэтом посредством преобладания имен существительных, использования малого количества глагольных форм и союзов, а также отсутствия вопросительных и восклицательных знаков, передающих трогательные и проникновенные ощущения спокойствия, умиротворения и малоподвижности.

Образ Мадонны представляется поэтом в качестве символа нравственной чистоты, благодетельной женственности, прелестного очарования, величественной целомудренной скромности и гармоничного умиротворения, выраженными устами лирического героя путем использования особенных, но простых словосочетаний. При это образ любимой женщины изображается при помощи четкости линий, простоты и ясности форм, заключаемых в восхищении, восторге и преклонении.

Смысловая нагрузка стихотворения демонстрирует авторскую веру в божественности Мадонны, посланной в виде небесного дара и вызывающей у поэта великолепные чувства светлой и неземной радости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

4 × 3 =

Adblock
detector