Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» — это знаковое произведение патриотической литературы, которое знакомит читателей с героизмом солдат и мощью народного духа. Включенное в школьную программу для 5 класса, оно помогает юным читателям не только глубже понять историческое значение Бородинской битвы, но и почувствовать преемственность поколений, важность любви к Родине и готовности её защищать. Через строки «Бородино» Лермонтов передаёт атмосферу сражения 1812 года и напоминает о силе народного единства и подвига. 👉 Если вам нужно кратко записать содержание произведения, ознакомьтесь со статьей Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника.
Краткий анализ
- Год написания: 1837 (к 25-летию Бородинской битвы).
- Жанр: историческая баллада с элементами героической оды и народной песни.
- Тема: героизм русских солдат, преемственность поколений.
- Основная идея: прославление подвига народа и силы патриотического духа.
- Композиция: кольцевая, построена как диалог-воспоминание старого солдата.
- Размер: чередование трёхстопного и четырёхстопного ямба.
Перед анализом полезно прочитать текст стихотворения, чтобы лучше почувствовать его эмоциональную силу и атмосферу героизма. А если вам предстоит написать сочинение, рекомендую ознакомиться с примерами сочинений на тему «Бородино» для 5 класса.
Полный текст стихотворения
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
1837 г.
Исторический контекст
Бородинское сражение, состоявшееся 26 августа 1812 года, стало одной из самых значительных битв в истории Отечественной войны, где русские войска под командованием Кутузова героически сражались с армией Наполеона. В 1837 году, когда Лермонтов создавал стихотворение, вся Россия отмечала 25-летие победы, что повлияло на стиль и патриотический пафос произведения.
Жанровые особенности
Стихотворение объединяет черты сразу нескольких жанров. Это баллада, ведь Лермонтов описывает важное историческое событие в форме эпического повествования. В стихотворении также присутствуют черты героической оды, воспевающей подвиг русских солдат с высоким патриотическим пафосом, и элементы народной песни, выраженные в простоте языка и фольклорных мотивах. Такое сочетание делает произведение понятным каждому читателю и придаёт ему эпическое звучание.
Композиционные особенности
Стихотворение «Бородино» построено по принципу кольцевой композиции, где начало и конец связаны общей темой. В первой строфе молодой солдат спрашивает о судьбе Москвы, открывая диалог между поколениями, и задаётся главная тема — память о подвиге предков.
Основная часть разворачивается как рассказ старого солдата, где противопоставляются героическое прошлое и современность. Здесь он подробно описывает события битвы: отступление русских, выбор позиции, подготовку к сражению и само Бородинское сражение, которое становится кульминацией повествования.
Финал возвращает нас к начальной теме. Старый солдат философски обобщает, подчёркивая значимость подвига прошлого и величие духа защитников Москвы.
Художественные особенности
Лермонтов в стихотворении «Бородино» умело сочетает различные стили и средства выразительности, придавая тексту многогранность и глубину.
В языке «Бородино» заметны три главных пласта: разговорная речь, военные термины и высокий стиль. Просторечия, такие как «ушки на макушке», «брат мусью», «бусурманы», «что тут хитрить», «досадно было» создают эффект живой, непринуждённой речи, передавая характер солдата. Военные термины — «редут», «картечь», «лафет» — делают повествование реалистичным и насыщенным деталями. Высокий стиль, включающий выражения вроде «грозная сечь» и «могучее, лихое племя», усиливает патриотический настрой стихотворения.
Лермонтов мастерски использует художественные средства, включая эпитеты, такие как «грозной сечи» и «кровавых тел», что помогает создать атмосферу битвы и подчеркнуть её трагизм. Метафоры, как «постоим головою» и «ломить стеною», передают единство и готовность к жертве.
Сравнения и гиперболы усиливают эффект масштабности сражения. Например, строки «земля тряслась, как наши груди» и «гора кровавых тел» делают картину боя впечатляющей и эмоциональной. Олицетворения, такие как «картечь визжала» и «затрещали барабаны», оживляют элементы боя, добавляя драматизма.
Главные герои
Главные герои стихотворения «Бородино» Михаила Лермонтова — это образы, олицетворяющие героизм и стойкость русского народа в период Отечественной войны 1812 года.
Центральный персонаж — старый солдат, ветеран Бородинского сражения, который повествует о событиях того времени. Его образ раскрывается через выразительную, живую речь, сочетающую разговорные выражения и военные термины. В словах ветерана ощущаются патриотизм, гордость за своё поколение и глубокое уважение к их подвигу. Переходя от личного «я» к общему «мы», солдат передаёт силу единства, подводя читателя к философскому обобщению о значимости подвига предков.
Другой важный герой стихотворения — полковник, представляющий идеальный образ русского военачальника. Он храбр, предан своим солдатам и готов пожертвовать собой ради защиты Родины. Образ полковника символизирует связь между армией и высшей властью, подчёркивая единство воинов и ответственность перед страной.
Кроме того, Лермонтов создаёт собирательный образ всей русской армии, представленной как сплочённая сила, объединённая чувством долга и патриотизма. Стойкость, находчивость и умение держаться в самых сложных условиях отличают этих солдат, делая акцент на народном характере подвига. Переход от образа одного героя к коллективному образу армии подчёркивает ответственность каждого за судьбу России, передавая идею героического единства и силы народного духа.
Актуальность и культурное значение
«Бородино» Лермонтова остаётся актуальным и сегодня. Оно напоминает о важности исторической памяти и любви к Родине, воспитывая чувство патриотизма. Стихотворение служит литературным памятником героизму и национальному единству, вдохновляя новые поколения и оставаясь образцом патриотической поэзии.