Привет, друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами подробным разбором стихотворения «Бородино» для читательского дневника. Это произведение – настоящая жемчужина русской литературы, которая помогает нам прикоснуться к великой истории нашей страны. Многие школьники сталкиваются с задачей написать краткое содержание «Бородино», ведь его проходят в 5 классе. Я постараюсь максимально понятно и структурированно изложить всё самое важное об этом стихотворении. А если вам предстоит написать сочинение по «Бородино», обязательно загляните в статью сочинение на тему «Бородино».
“Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?”
С этих знаменитых строк начинается произведение, которое мы сейчас разберём. Давайте вместе погрузимся в атмосферу героического прошлого и узнаем, как правильно написать о нём в читательском дневнике!
Подробнее об анализе стихотворения «Бородино» Лермонтова читайте в статье — узнайте об истории создания, главных идеях и художественных особенностях произведения.
Основные сведения о произведении
- Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов
- Название: «Бородино»
- Год создания: 1837 год
- Жанр: Историческая баллада
История создания
Стихотворение написано к 25-летию Бородинского сражения. В его основу легли реальные рассказы участника битвы – Афанасия Столыпина, родственника поэта. Лермонтов впервые показал историческое событие глазами простого солдата, что стало новаторским решением для русской литературы.
Главные герои
Кто является рассказчиком в стихотворении «Бородино»?
Рассказчиком выступает главный герой старый солдат-артиллерист – непосредственный участник Бородинского сражения. Лермонтов выбрал такого рассказчика не случайно: простой солдат может передать не только исторические факты, но и живые эмоции участника великой битвы.
Молодой солдат – второй участник диалога, представитель нового поколения. Его вопрос о судьбе Москвы становится поводом для рассказа о великом сражении. Через его любопытство автор показывает важность сохранения исторической памяти.
Краткое содержание
Стихотворение начинается диалогом: молодой солдат спрашивает ветерана о событиях 1812 года. Старый воин рассказывает о долгом отступлении русской армии, поиске места для решающего сражения и подготовке к битве.
Основная часть посвящена описанию самого Бородинского боя. Рассказчик ярко передаёт накал сражения, героизм русских солдат и трагедию потерь. Особенно впечатляют строки:
“Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…”
Финал стихотворения возвращается к начальной теме: несмотря на последующую сдачу Москвы, подвиг русских солдат не был напрасным.
Главная идея
Произведение раскрывает несколько важных тем:
- Патриотизм без лишнего пафоса
- Сила народного единства
- Преемственность поколений
- Значимость исторической памяти
Для читательского дневника
Чему учит произведение:
- Любви к Родине
- Уважению к истории
- Пониманию истинного героизма
- Ценности народного единства
Ключевые цитаты:
“Да, были люди в наше время…”
“Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
Пословицы к произведению:
“Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет”
“Где единение, там и победа”
Личное впечатление
Когда я готовил краткое содержание «Бородино» для читательского дневника, меня поразила сила и искренность простого солдатского рассказа. Чёткая структура, яркие образы и понятный сюжет делают работу над произведением по-настоящему увлекательной. В этом и заключается гениальность Лермонтова – даже краткий пересказ в читательском дневнике становится живым и интересным.