Средневековая литература

Средневековая литература — письменные тексты, принадлежащие периоду с IV по XV века. Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), труд Августина Блаженного «Исповедь» (400 год), перевод Библии Иеронимом на латынь (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви.

Особенности становления литературы Средневековья

На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.

Средневековая литература

Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.

Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exempla и фаблио практически соединяется с ним.

Тем не менее, термин «фольклор» способен принадлежать двум разным реальностям, исходя от того, какую социальную функцию он выполняет: песня или сказка, объединенные с некоторым групповым действом, формируют в сущности фольклор, а используясь в отрыве от данного действа, переведенные в словесную форму план, они имеют отношение к псевдо-фольклору.

Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.

Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.

Литература латыни и народная литература

Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.

Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.

Только в XII веке латинская традиция утратила изолированность и «модернизировалась», и народные языки получили возможность разрабатывать некоторые ее аспекты. Однако понятие «литература» в современном смысле, то есть предполагающее письменный и индивидуальный характер текста, действительно употребительно лишь к латинским текстам эпохи средневековья.

Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.

Средневековая литература

В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.

Однако слово «перевод» здесь следует понимать в широком смысле. Обычно речь идет об адаптациях – примерных, облегченных или комментированных аналогах оригинала для определенного двора.

Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.

Средневековые литературные жанры

Жанровое деление литературных латинских текстов средневековья в целом повторяет античное. В литературах «народных языков», наоборот, происходит бурный процесс жанрообразования.

Стих и проза. До конца XII века на народных языках в прозе пишутся лишь юридические документы. Вся «художественная» литература создается в стихах и исполняется под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, зафиксированный за повествовательными жанрами, постепенно отрывается от мелодии и начинает восприниматься в качестве поэтической условности.

В XIV—XV веках часто встречается смесь стихов и прозы — от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Первые сочинения, написанные в прозе, — это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.

Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.

Поэтические сравнения относятся к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». В рыцарском эпосе стихия низкой действительности проявляется достаточно выразительно («Тристан и Изольда»), — формируется новый прием: реальность находит свое скрытое содержание.

Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.

Отделение поэзии от музыки завершилось в конце XIV века, и в 1392 г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в «Поэтическом искусстве»: он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.

Героический эпос. В раннем средневековье к самых значимым памятникам героического эпоса относятся ирландские и исландские саги. Проза там хронологически предшествует поэзии. Простота и грубость нравов и даже жестокость и вероломство в них превозносятся, что роднит и «Эдду» с «Илиадой» и «Одиссеей», «Махабхаратой», былинами и историческими книгами Ветхого Завета.

Жизненный уклад германцев и скандинавов отражен в «Беовульфе», этика которого является переходом от языческой к христианской идеологии.

Средневековая литература

Героический классический эпос позднего средневековья отражен во французских Песнях о деяниях», в которых воспевается образ идеального государя Карла Великого. В кельтских сагах – это король уладов Конхобар, в русских былинах — князь Владимир. Знаменитое произведение того времени – «Песнь о Роланде».

Самый известный памятник испанского героического эпоса – это «Песнь о моем Сиде» сборники «Романсеро». Немецкий эпос представлен «Песней о Нибелунгах».

Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.

Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).

Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.

Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.

Самые известные рыцарские романы «Роман об Александре», «Александрия», «Окассен и Николет», «Мул без узды» группа произведений на основе кельтских преданий и легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, о Тристане и Изольде, о святом Граале.

Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.

Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.

Знаменитые творения данного жанра – «Роман о Лисе», «Роман о Розе», «Малое» и «Большое завещание» Франсуа Вийона.

Средневековый театр.  Самая ранняя форма театра Средневековья — литургическая драма (рождественская и пасхальная). Библейский текст дополняется эпизодами бытового и зачастую комического характера.  B XIII в. появляется еще один жанр религиозной драмы — миракль, в основе которого не библейские, а житийные тексты, например, «Миракль о Теофиле» Рютбёфа.

Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),

Фарсы и соти (дословно — дурачества), появившиеся в эпоху позднего средневековья, продолжают традиции народно-фарсового театра предыдущих эпох и близки по характеру и идейной направленности к фаблио о «Роману о Лисе».

Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.

Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.

Некоторые литературные жанры средневековья перекочевали в творчество эпохи Возрождения. К ним относится рыцарский роман, творчество трубадуров, театральная драма, которая в эпоху Ренессанса была вытеснена учено-гуманистическим театром, зато позднее возродилась в творчестве испанских драматургов «золотого века».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

восемнадцать − один =

Adblock
detector