Классицизм в литературе – направление XVII–XIX веков. Одна из важных черт классицизма — обращение к античности, которая понималась как воплощение золотого века культуры и пример идеального общественного устройства.
Термин пришел из латыни «classicus», что означает «образцовый» или «достойный для изучения в классах». Так называли произведения античных авторов, которые изучали в учебных заведениях.
Классицизм является мировоззрением, отражающим естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в литературе античной классики, поэтому в обыденном сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию.
Истоки литературного классицизма
Основателем поэтики классицизма считается француз Ф. Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха, разработавший поэтические каноны.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями.
Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Дж. Драйден и А. Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин С. Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.
В связи с провозглашённым Руссо призывом близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм.
Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. ГётеТЕКСТ_ССЫЛКИ (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека
Представители русского классицизма
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трёх штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты:
- источником вдохновения становится не античность, а национальная история и фольклор;
- очень популярны жанры сатиры и оды: критиковать и восхвалять — традиционная русская забава;
- тема патриотизма проходит красной нитью через все произведения эпохи.
Ярчайшие представители классицизма в русской литературе — М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,
А также Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.
Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин).
Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики. М. В. Ломоносов использовал учение о трёх стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы.
Три «штиля» литературы в стиле классицизма по Ломоносову | ||
Высокий | Средний | Низкий |
ода | элегии | письма |
героические поэмы | сатиры | песни |
трагедии | драмы | комедии |
ораторская речь | эклоги | басни |
похвальные надписи | дружеские сочинения | эпиграммы |
Церковно-славянские + русские слова | Русские слова с примесью старославянской лексики | Русские слова + простонародная лексика |
Державин пишет «Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает.
Основные признаки классицизма
Основной признак классицизма обоих столетий — обращение к античности как к идеалу, неподвластному времени, оттуда черпались темы, сюжеты, конфликты и характеры, которые наполнялись новым содержанием и идеями.
Наиболее характерные черты:
- рационализм — произведение должно создаваться разумно и подчиняться логике;
- правдоподобие — мир воссоздается не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть;
- воспитательная роль литературы;
- идеи национальной государственности и патриотизма;
- долг — человек является слугой своего государства, поэтому в приоритете общественные, национальные интересы перед личными амбициями;
- готовность к борьбе за высокие цели.
Эстетика классицизма стоит на трех китах: РАЗУМ, ОБРАЗЕЦ, ВКУС.
Исходя из этого, произведения — это не какие-то плоды мифического вдохновения, фантазии и прочих непонятных состояний, а результаты работы разума, анализа классических образцов и соблюдения правил хорошего тона.
Именно под влиянием классицизма складываются основы национальной литературы европейских стран и России, закладываются основы театра, создается новый подход к планированию и облику городов.
Принципы поэтического искусства
Манифестом классицизма в литературе называют работу «Поэтическое искусство» французского поэта и теоретика литературы, придворного историографа Людовика XIV Никола Буало.
Стихотворная поэма-трактат вышла в 1674 году, состоит из 4 песен, в которых автор излагает принципы поэтического искусства.
- Лаконичность формы.
- Разумное содержание.
- Правдоподобие.
- Благопристойность.
- Талант и порядочность автора.
- Обязательная жанровая иерархия.
- Соблюдение «трех единств».
Теория трех единств
Один из главных принципов классицизма в литературе, а особенно в драматургии — это теория трех единств, идеи которой взяты у Аристотеля и его последователей и направлены на достижение гармонии драматического произведения.
Для драматических произведений характерны три единства:
- единство времени (действие происходит один день),
- единство места (в одном месте),
- единство действия (описывается только одно событие).
Герой в трагедиях классицизма
Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает:
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой.
Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому.
О трагическом герое у Н.Буало сказано:
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.
Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.
Классификация жанров литературы
Классицизм разложил по полкам хаос литературных жанров. Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и драме, проза не очень интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы.
К высоким жанрам относилась королева драмы — трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, эпические поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.
Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.
Низкие жанры — сатира, басня, комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы — волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников. В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.
И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.
Особенности европейской литературы
В разных странах классицизм в литературе имел свои особенности.
Во Франции он сложился в стройную систему, а наиболее яркие представители французского классицизма стали флагманами в своих жанрах.
Пьер Корнель и Жан Расин— отцы французской трагедии, Мольер — создатель классической комедии, Жан де Лафонтен — главный баснописец Франции, Вольтер — великий «многостаночник». Без этих классиков мировая литература пошла бы по другому пути.
В Германии, растерзанной Тридцатилетней войной, в XVII веке более распространен стиль барокко с характерными для него мотивами душераздирающих страданий. Феодальная раздробленность страны не способствовала полноценному развитию классицизма, но все же и здесь находятся его приверженцы.
Мартин Опиц продвигал идеи классицизма на немецкой почве. Он настаивал на воспитательной и познавательной роли литературы, призывал поэтов писать на родном языке, избавляя его от просторечного мусора, проводил реформу стиха, добиваясь строгости формы.
Особняком стоит этап под кодовым названием Веймарский классицизм, который случился в самом конце XVIII века благодаря совместной работе двух великих немецких поэтов Гёте и Шиллера, к этому времени несколько умеривших свои бунтарские настроения периода «Бури и натиска».
Оба гения оказались в немецком городе Веймар, где совместными усилиями составили программу, повлиявшую на всю литературу Германии. Главные тезисы до боли знакомы:
- задача искусства — содействовать духовному подъему и национальному самосознанию;
- необходимо стремиться к гуманистическому идеалу, гармонии и прекрасному, а все это можно найти в античном искусстве.
Писатели-классицисты относятся к литературе как к важной миссии воплощения в слове и передачи читателю требований природы и разума, как к способу «поучать, развлекая».
Таким образом, классицизм — первое в истории мировой культуры направление, которое сложилось в целостную систему и осознавалось как особый стиль самими участниками событий.
В этот период происходит взлет многочисленных жанров в основных направлениях искусства, рождается национальная литература разных стран, проводится работа по систематизации теоретической базы в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.
Источники:
- Ломоносов М. В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. — Т. 7. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Виппер В. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. — М.: Издательство Московского университета, 1967.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М.: Наука, 1968. — С. 52.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.