Что считать литературой?

Слово «литература» происходит от лат. litteratura (literatura), что означает «написанное, рукопись, сочинение».

Обычно говоря о литературе, имеют в виду ее художественную разновидность, то есть литературу как отдельный вид искусства. Но данное понятие, которое сложилось в эпоху романтизма, не стоит прямо относить к культуре более ранних эпох.

Что считать литературой?

Так, древние религиозно-мифологические произведения и научные трактаты — такие, к примеру, как «О природе вещей» Лукреция и «Теогония» Гесиода — с точки зрения современных исследователей не противопоставляются, к примеру, эпическим поэмам, таким как «Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия, как нехудожественная литература художественной.

Российские критики еще в 1820 гг. считали «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина лучшими образцами русской прозы. Поэтому художественную литературу прошлых эпох трудно отделить от религиозных, философских, научных, публицистических сочинений.

Тем не менее, существует ряд признаков, что принято считать литературой, но у каждого свойства определенные оговорки.

Авторские тексты

К литературе во всех культурах относятся только авторские тексты, в том числе и анонимные, написанные инкогнито или под псевдонимом, и коллективные, то есть созданные определенной группой лиц, например, если речь идет об энциклопедическом справочнике.

То есть принадлежность текст определенному автору или авторам, имеет значение не с юридической и не с психологической точки зрения, а потому, что наличие у сочинения определенного создателя обеспечивает данному произведению законченность: именно автор ставит заключительную точку, после чего этого текст начинает свое существование.

Однако истории знакомо множество текстов, которые существуют по другим правилам, — к примеру, фольклорные. Поскольку авторство не закреплено, то в текст может вносить любые изменения тот, кто его переписывает или пересказывает.

Те или иные записи подобных тестов могут быть связаны с именем ученого или писателя, который осуществил такую запись, к примеру, «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева, однако подобная литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможность существования других его вариаций, и Афанасьеву принадлежит именно эта запись, а не сами сказки.

Письменные тексты

С предыдущим свойством связано и следующее: к литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество не считается литературой, поскольку оно, предшествуя письменности, исторически не поддавалось фиксации.

Однако в XIX веке появились письменные формы фольклора, к примеру, девичьи альбомы. Известные и другие переходные и пограничные случаи.

Так, в национальных культурах XX и XXI столетий сохраняются сказители, которые занимаются  устным, граничащим с песней, творчеством. Раньше подобные произведения сразу относились к фольклору, изменяясь и развиваясь в устном виде других исполнителей. Но сегодня многие из таких сочинений, к примеру, фольклорные тексты Джамбула Джабаева письменно фиксируются сразу после создания, поэтому получают возможность существовать как литературный тест.

Еще один способ превратить устное произведение в письменное сочинение — так называемая «литературная запись»: к примеру, воспоминания матери Александра и Зои Космодемьянских, которые неоднократно издавались отдельной книгой, были записаны с ее слов и обращены в литературный текст интервьюировавшей ее писательницей Фридой Вигдоровой.

Тексты человеческой речи

К литературе относятся только тексты, состоящие исключительно из элементов человеческого языка – слов, буквенной передачи звуков человеческой речи.  Синтетические (созданные из нескольких компонентов) и синкретические слова (с нерасчлененным значением) не могут считаться материалами для создания литературы.

Однако при этом существуют тексты, в которых словесная форма не может быть отделена от визуального, музыкального или какого-либо другого компонента.

Сами песни или опера не считаются литературой, но если музыка написана композитором на уже авторский текст, написанный поэтом, тогда музыкальное произведение может считаться литературным. К примеру, песня «Дорогая», которую исполняет группа «Кукрыниксы» с музыкой А. Горшенева на стихи С. Есенина.

В XX веке создано множество произведений, автор которых одновременно создает словесный текст, музыку и часто сам исполняет его. Но тут возникает дискуссионный вопрос о правомерности отделения словесной формы из общего произведения и рассмотрения теста в качестве самостоятельного литературного сочинения.

Поэтому в некоторых случаях синтетические произведения считаются литературные, если несловесных элементов в них относительно мало (к примеру, известная «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» Лоренса Стерна или рисунки в знаменитой детской книге Синкен Хопп «Волшебный мелок») или если их роль принципиально подчиненная (например, формулы в учебной литературе, даже если они занимают большую часть текста).

Но иногда количество несловесных компонентов настолько велико, что литературным тестом произведение можно назвать уже с большой натяжкой. К примеру, сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц», важной частью которой является множество визуальных элементов — авторских рисунков.

Что считать литературой?

Всем вышеназванным критериям не в полной мере соответствуют некоторые древние тексты, традиционно считающиеся литературными. К примеру, «Илиада» и «Одиссея», поскольку существование такого единого автора как Гомер не подтверждено.

Вполне возможно, что тексты этих произведений сложены из древнегреческого фольклора в виде песен. При том, что письменно они были зафиксированы намного позже, но все это случилось так давно, что их причисление к литературе можно считать оправданным.

Тексты социального значения

Еще одно свойство относится не к структуре, а к функции литературных текстов.

Так, к литературе относятся тексты, представляющие социальную значимость или написанные с расчетом на это. Из этого следует, что литературными текстами НЕ являются: личные дневники, записки, частная и служебная переписка, школьные сочинения и т.д.

Этот критерий кажется вполне очевидным, однако и здесь возникает ряд сложностей.  Известно много случаев, когда личная переписка авторитетных авторов стала литературным текстом (художественным или научным). К примеру, в сборниках писателей, поэтов или научных трактатах часто включают раздел писем, в которых содержатся ценные и важные для науки или искусства сведения.

Иногда эти собрания содержат главы, в которых опубликованы школьные сочинения или первые наброски научных открытий будущих политиков, писателей, философов, ученых, политиков. Эти вкрапления в область литературы необходимы, чтобы объяснить, что привело к написанию того или иного произведения, творческих работ авторов в целом. Например, первые наброски «Маленького принца» 14-летний Сент-Экзюпери сделал, когда писал сказку по заданию в школе.

Кроме того, в ряде случаев поэты, философы, критики, публицисты специально превращают свои дневники или частную переписку в факт литературы: пишут их целенаправленно для постороннего читателя, публично печатают отрывки, издают тексты и т. Д. Так, литературой считаются, примеру, дневник Сергея Есина, письма русских писателей 1820-х годов, состоявших в литературном обществе «Арзамас», переписка Вячеслава Курицына и Алексея Парщикова и пр.

Что считать литературой?

С другой стороны, статус литературности остается проблематичным в отношении творчества неизвестных авторов, тексты которых являются достоянием их личным достоянием и узкого круга их знакомых. К примеру, спорным считается правомерность рассмотрения как литературное явление поздравление в стихах, сочиненное служащими ко Дню рождения своего руководителя.

Еще больше сложностей появилось в условиях всемирной глобализации, когда любой желающий может свободно поделиться своим творчеством в Интернете.

Современные деятели (к примеру, социолог Пьер Бурдье и его последователи) стремятся очертить социальные рычаги, определяющие литературу, науку, искусство, науку и отгораживающие их от любительской деятельности, но предложенные ими механизмы не стали общепринятыми и являются объектом ожесточенных споров. Поэтому однозначного мнения, что считать литературой пока нет.

Литература и носители текста

Таким образом, литературный текст является таковым, независимо его материального воплощения. Это может быть книга, рукопись, файл на компьютере или страничка в Интернете. Эволюция людей, как носителей языка, влияет и на развитие литературы.

Состояние литературы во многом определяется цивилизационной революцией, когда Гутенбергом было изобретено книгопечатание: до этого времени запись любого длинного текста требовала существенных затрат сил и времени писца, что накладывало значительные ограничения на характер и количество письменных текстов, распространяющихся в широкие массы.

В конце XX века новейшая революция цивилизации принесла два качественно новых носителя литературного текста: аудиокнига и компьютерный файл. Вполне реально, что в скором будущем появятся новые серьезным изменения в структуре литературного пространства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

семнадцать + восемь =

Adblock
detector