Хронология развития литературы

История литературы — хронологическое развитие литературных методов и сочинений в поэзии или прозе с развлекательной, просветительской или информационной (инструкции) целями. Хронология развития литературы начала свой отсчет в бронзовом веке (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.), когда была изобретена письменность в Древнем Египте и Месопотамии. При этом известны и более ранние произведения – XXVII-XXVI вв до н. э.

Хронология литературы включает следующие этапы:

  • Древний мир;
  • Античность;
  • Средневековье;
  • эпоха Возрождения;
  • Барокко;
  • Просвещение;
  • Конец XVIII до середины XIX в;
  • Вторая половина XIX в;
  • Модернизм или рубеж веков;
  • Новейшее время или постмодернизм.

Рассмотрим подробнее особенности литературных произведений, течений и методов каждого этапа.

Фольклор

Так называемый «долитературный этап». Первобытные сочинения до изобретения письменности представляли собой песни хора, которые сопровождались плясками и пантомимой. Слова подчинялись ритму и мимике.

Мифологическая эмоциональность и образность оказали влияние на формирование прозаического повествование. Вершиной фольклорного искусства считается героический эпос.

Примеры: обрядовые и трудовые песни в «Одиссее», гимны, колыбельные и т.д.

Литература Древнего мира и античности

Период с XXX в до н.э. до III в. н.э.  В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения тесно связаны с фольклором. Часто в литературные тексты входили песни из фольклора.

К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская литература, Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы;
  • классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская;
  • древние литературы: китайская, индийская, персидская, еврейская, греческая, римская.

Главными произведениями древнеиндийской литературы стали Веды – сборник священных гимнов, эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Бриллианты древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».

Греческая литература архаического периода – это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.

В большинстве классификаций литературу Древнего мира объединяют с античным периодом.

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Литература древних греков и римлян произвела множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Средневековая литература

Это период охватывает III-XIII и даже XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – тексты для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

Самыми ранними текстами, которые оказали влияние на формирование всей средневековой литературы, являются христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), труды Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии Иеронимом на латинский язык (до 410 года), работы Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Литература эпохи Возрождения

Ренессанс охватывает период с конца XIII по начало XVII столетия. В эту эпоху сформированы основы современной литературы. Для произведений Возрождения характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность.

От текстов Средневековья литература эпохи Возрождения отличается тем, что основывается на новых, прогрессивных идеях гуманизма, которые впервые зарождаются в Италии, а затем распространяются по всей Европе.

Хронология развития литературы

Сочинения периода Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Примеры: В. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Боккаччо «Декамерон», С. Брант «Корабль дураков», Я. Кохановкий «Согласие».

Литература Барокко

Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.

Для трудов этого времени характерны:

  • восприятие всего мира как произведения искусства;
  • воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
  • противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
  • внутренние противоречия человека;
  • патетичность, пышность, метафоричность.

В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.

Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:

  • гонгоризм (Испания);
  • маринизм (Италия);
  • прециозная литература (Франция).

Примеры: П. Кальдерон «Жизнь есть сон», Г. Гриммельсгаузен «Симплициссимус», Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэмы уединения», Я. Пасек «Мемуары», Ф. Прокопович «Владимир».

Литература эпохи Просвещения

Вслед за Барокко в XVIII веке появились произведения нового периода – эпохи Просвещения, которые стирают прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами. Возросло значение мемуаров и эпистолярного жанра.

Литературные тексты разделились на пять направлений:

  • классицизм – личность человека как высшая ценность бытия (М. Ломоносов);
  • рококо – о личной и интимной жизни человека (А. Прево);
  • просветительский реализм – отражение желаемой действительности (Д. Фонвизин)
  • сентиментализм – главный акцент на чувственность (Н. Карамзин);
  • предромантизм – критика основных идей Просвещения (Т. Чаттертон).

Для произведений Просвещения характерно утверждение норм, раскрытие определенных философских и этических взглядов и отрицание всего несоответствующего нормам. Создан новый тип деятельного и уверенного в своих силах героя.

Примеры: Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», Гёте «Фауст», П. Бомарше «Фигаро», Д. Фонвизин «Недоросль».

Конец XVIII до середины XIX в

Это период от Великой Французской революции до середины XIX в, для которого свойственно возникновение разнохарактерных литературных процессов:

  • бельгийская, молдавская, словацкая, ирландская литературы – в Европе;
  • бенгальская, непальская – в Азии.

Во французской, русской, итальянской, немецкой и английской литературе формируются романтизм и реализм.

В первой половине 19 века происходит становление национальной самобытности финской, испанской, словацкой литератур.

Примеры: финская «Калевала», молдавская «Миорица», испанская «Романсеро», словацкие «Национальные песни».

Вторая половина XIX в

Для этого периода характерно многообразие литературного процесса. «Золотой период» русской и норвежской литературы. Интенсивные связи с восточными произведениями. Происходит становление такого метода как реализм.

Хронология развития литературы

Литературные труды стали великой силой общественного движения, средством борьбы народа за свободу и справедливость, за ликвидацию строя насилия и нищеты. Для этого периода свойственен особый язык, яркость образов, глубокое вникание в жизнь и переживания личности, постановка важнейших проблем общества, поиск ответов на волнующие жизненные вопросы.

Примеры: Ф. Достоевский «Преступление и наказание», творчество Пушкина, М. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Толстой «Война и мир», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Г. Флобер «Мадам Бовари», Мопассан «Ожерелье».

Модернизм или рубеж веков

Охватывает период от 1890-х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычной литературе, «конец века» – во французский сочинениях.

Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).

Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).

Модернизм проявляется в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существует и вне их. Появился стиль «поток сознания», который характеризуется глубоким проникновением во внутренний мир героев.

Период модернизма завершился к концу 1930-х годов, на смену ему пришли тексты постмодернизм.

Примеры: Э. Хемингуэй «И восходит солнце (Фиеста)», творчество А. Ахматовой, В. Маяковского, Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби», А. Платонов «Котлован», С. Беккет ««Мечты о женщинах, красивых и так себе».

Литература новейшего времени или постмодернизма

С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.

Хронология развития литературы

В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.

Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.

Для литературы данного периода характерны следующие черты:

  • фрагментарность, ирония, чёрный юмор;
  • реакция на идеи Просвещения;
  • автор избегает саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска;
  • доктрина конструктивизма и отрицание структуры;
  • мир – есть текст, человек есть текст;
  • «смерть» Я, Бога, автора;
  • случайность выше таланта.

Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.

Примеры: Дж. Хоукс «Каннибал», В. Набоков «Бледное пламя», Дж. Фаулз «Червь», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Таким образом, разные национальные литературы в своем развитии проходят одни и те же этапы, что свидетельствует об общих путях развития человеческого духа в форме словесности. Хронология развития литературы объединяет все произведения мира в единое искусство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

шесть + 17 =