Литература модернизма

Литература модернизма – это отход от классического романа, радикальный пересмотр установленных форм, поиск новых стилей. Для нее характерно стремление к полному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, индивидуализм).

Охватывает период от 1890-х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «конец века» – во французский творениях, «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычных работах. Важное место в модернистской литературе занимает тема потерянного поколения и осмысления войны.

Становление модернистской литературы

Основоположниками модернизма принято считать М. Пруста «В поисках утраченного времени», Дж. Джойса «Улисс», Ф. Кафку «Процесс». Пика расцвета модернизм достиг в 1920 году. Этим термином обозначают экспериментальные и авангардистские течения в литературе начала двадцатого столетия.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Литература модернизма

Перед модернизмом ставится задача проникновения в глубины человеческого сознания и подсознания, отражение особенностей работы памяти и восприятия окружающего мира в прошлом, настоящем и будущем. Главным приемом становится «поток сознания», который позволяет запечатлеть движение мысли, чувства, ощущения.

Модернистские произведения характеризует, в первую очередь, отвержение традиций XIX столетия, конвенций реализма, их консенсуса между автором и читателем. Писатели воспринимали себя в качестве авангард, который отказался от буржуазных ценностей, и используя новые сложные формы и стили, заставляли читателя задуматься.

Течение хронологического развития художественной литературы было полностью перевернуто, благодаря Дж. Конраду, М. Прусту и У. Фолкнеру. Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).

Декадентство и авангардизм рассматривают в качестве его ранних стадий. Писатели всей наций экспериментировали с формами, приемами, техниками, способами, чтобы наделить мир новым звучанием вечных тем: одиночество, несовпадение мироощущения с окружающей действительностью. Внимание акцентируется на человеке, его внутренней сущности, видоизменяя внешний антураж для подчеркивания основной идеи.

У каждой страны был свой модернизм, но все течения и идеи объединены общим признаком того, что современный человек оторван от общества и окружающего мира, он замкнут, одинок, ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования (к примеру, в романе Ж. -П. Сартра «Тошнота»).

Другая группа мотивов – не поиск гармонии в мире, а изображение его таким абсурдным, какой он есть. Активно развивается драматургия абсурда, в лице Э. Ионеско «Лысая певица» и С. Беккет «В ожидании Годо».

Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам.

Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. Писатели Ж. -П. Сартр и А. Камю наряду с М. Хайдеггером считаются яркими философами-экзистенциалистами. Они пропагандируют основную экзистенциальную идею – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за существование.

Фрейдизм открыл сферу подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей далеко не всегда имеют рациональное объяснение, даже наоборот, они в большинстве своем иррациональны. Истоки модернизма также можно наблюдать и в философских трудах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля.

В позднем модернизме обрели популярность антижанры: антироман, антидрама – тексты, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.

Модернизм в русской литературе

Модернизм в русской литературе как явление возник в силу того, что представители литературных течений понимали: новой России необходима новая литература, новаторство и перемены в старой, изжившей себя литературе. Модернизм стал символом того, что Россия обновилась, а, значит, и литература, а точнее, она была переосмыслена.

Модернистские течения в русской литературе отличаются отвержением общепринятых, норм русского языка – часто используются неологизмы, бросающие вызов «старой литературе». Композиция произведений модернизма, как правило, раздроблена, не связана между собой. Впервые была поднята тема детей войны, которым она сломала жизнь.

Модернизм в русской литературе проявился в следующих направлениях:

  1. Символизм – характеризуется применением символов и аллегорий (А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский).
  2. Акмеизм – отражает субъективное восприятие ситуации, личностное отношение к происходящему (А. Ахматова, Н. Гумилев).
  3. Футуризм – новаторство в литературе, нарушение обыденного и привычного стихосложения, использование метафор и ярких, броских фраз (В.В. Маяковский, О. Брик).
  4. Экспрессионизм – отличается открытостью, диалогом между автором и читателем.
  5. Сюрреализм – отражает фантастическое, необычное, непривычное восприятие мира. Иногда относится к символизму.

Все вышеперечисленные направления являются новыми для русской литературы, поэтому они считаются модернистскими.

Литература модернизма

Таким образом, модернизм стал частью истории русской литературы, включающий в себя множество направлений, благодаря которым появились абсолютно новые жанры. Однако, модернизм вполне свободно существовал и вне этих направлений.

Безусловно, модернизм выполняет большую роль в русской литературе:

  1. Он является символом изменений в России: как исторических, так и социальных.
  2. Впервые поднимаются такие важные темы, как тема войны, тема потерянного поколения, разрушенных жизней людей и сломленных судеб.
  3. Несет историческое, социальное и политическое значение. Именно модернисты стали указывать на недостатки новой системы.
  4. Влияние на структуру литературы: была переосмыслена классическая, «буржуазная» литература, реалистическая литература. Все это приобрело некий философский, идеологических оттенок.
  5. Возникли многие жанры и направления в литературе. К жанрам, появившимся благодаря модернизму, можно отнести: девиз, слоган, стих, поэму в стихах, мемуары, письмо и другие.

Модернизм определил дальнейшее развитие русской литературы, как таковой. Благодаря модернизму в русской литературе определились новые течения и популярные жанры, которые отразили в полной мере все происходящее в России на тот период. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что модернизм играет большое значение в русской литературе как явление.

Таким образом, мировая литература модернизма стала закономерным результатом становления художественного сознания и перехода от классического восприятия мира автором к модернистскому. Модернистские произведения становятся чистым отражением реальности или ее абсолютной противоположностью. Автор демонстрирует относительность истины, руша целостность повествования. Поэтому возникают новые формы, жанры и направления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

девять − пять =

Adblock
detector