Литература постмодернизма

Литература постмодернизма – все произведения, написанные с середины 20 столетия по наши дни. Работы современных авторов относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.

Философия постмодернизма отражает сближение с искусством, глобализацию общественных и социальных веяний со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.

Характерные черты литературы постмодернизма

Постмодернизму сложно дать четкое определение, поскольку не однозначных мнений, описывающих его точные признаки и границы. Трудно обозначить, закончился ли период постмодернизма в литературе, и закончится ли вообще (как, к примеру, модернизм, закончившийся со смертью Джойса и Вульф).

Для литературы данного периода характерны следующие черты:

  • ирония, фрагментарность, чёрный юмор;
  • автор избегает возможность поиска смысла, а его роман является пародией этих поисков;
  • конструктивизм и отрицание структуры;
  • мир – есть текст, человек есть текст;
  • «смерть» Я, Бога, автора;
  • случайность выше таланта.

Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.

Литература постмодернизма

Сочинения постмодернистов стирают границы жанров, волнуют воображение, меняют представления. В творениях авторов присутствуют пародия и необычные формы повествования.

Темы и приемы постмодернизма в литературе

Произведения различных авторов постмодернистов объединены одинаковыми темами и приемами:

  1. Ирония, игра, чёрный юмор. Большинство произведений пародийны и ироничны (Р. Барт «Удовольствии от текста»). Некоторые американских писателей-постмодернистов (Д. Хеллер, У. Гэддис, К. Воннегут) сначала причисляли к «черным юмористам», ведь для их текстов характерно обращение с серьезными темами в юмористическом и игривом ключе.
  2. Интертекстуальность. Идея о том, что произведение автора не является изолированным творением. Оно может быть отсылкой к другому тексту, сравнением с ним или же заимствовать его стиль. В постмодернизме часто встречаются отсылки к сказкам и мифам, а также к таким популярным жанрам, как научная фантастика или детектив («Пьер Менар, автор Дон Кихота» Борхеса, «Торговец дурманом» Дж. Барта, «Пиноккио в Венеции» Р. Кувера).
  3. Пастиш. Комбинирование, склеивание компонентов различных произведений произведений. Пастиш может стать пародией на стили прошлого, комбинировать разные жанры и приемы композиции, такими как «метод нарезок» Берроуза. Например, страницы романа «The Unfortunates» Б. С. Джонсона не переплетены и находятся в коробке, а читатель сам может расположить их в любом порядке.
  4. Метапроза. Это текст о тексте. Применяется, чтобы показать искуственность и вымысел нарочито очевидными. Часто используется для неожиданных переходов, эмоциональной дистанцированности или комментирования повествовательного акта (И. Калвино «Если однажды зимней ночью путник», К. Воннегут «Бойня номер пять»).
  5. Фабуляция. Смесь вымысла с реальностью (в речи и памяти). Фабуляция рушит традиционную структуру романа и оспаривает роль рассказчика, включая в реалистическое произведение фантастические детали магия, мифология, волшебство, космические бластеры (С. Рушди «Гарун и Море историй»).
  6. Пойоменон. Своеобразный тип метапрозы в процессе создания текста. Как правило, это книга о написании книги. Типичные примеры – «Сартор Резартус» Т. Карлейля и «Тристам Шенди» Л. Стерна, в которых рассказчик напрасно старается поведать собственную биографию. Другие образцы – «Бледный огонь» В. Набокова, трилогия С. Беккета «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный», «Бумажные людишки» У. Голдинга.
  7. Историографическая метапроза. Реальные происшествия и личности додумываются и изменяются. Образцовые произведения – «Генерал в своём лабиринте» Г. Маркеса (о Симоне Боливаре), «Попугай Флобера» Дж. Барнса (о Гюставе Флобере) и «Рэгтайм» Э. Л. Доктороу.
  8. Временное искажение. Фрагментация и нелинейный рассказ. Искажение времени применяется в разных формах, чтобы придать оттенок иронии повествованию. Примеры в «Бойне номер пять» Курта Воннегута и «Няне» Роберта Кувера.
  9. Магический реализм. Смешивается и сопоставляется реалистическое и фантастическое или причудливое, создаются временные сдвиги, запутанные повествования и сюжеты. Предметы часто воображаемые, нелепые и фантастические, напоминающие о снах («Всемирная история бесславья» Х. Борхеса, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса).
  10. Технокультура и гиперреальность. Многие произведения литературы обращаются к этой теме, используя иронию и пастиш. Например, в «Белом шуме» Дона Делилло герои попадают под «бомбардировку» телевидения: различными клише, названиями брендов и продуктов.
  11. Паранойя. Чувство паранойи, вера в то, что за мировым хаосом скрывается определённая система порядка, является частой постмодернистской темой. Возможно, наиболее известным и показательным примером является «Уловка-22» Джозефа Хеллера. Для постмодерниста нет никакой упорядочивающей системы, так что поиски порядка — бессмысленны и абсурдны.
  12. Максимализм. Постмодернистская чувствительность требует, чтобы пародийный рассказ пародировал саму идею пародии, а повествование — соответствовало изображаемому информационному обществу, расползаясь и фрагментируясь. Примеры: «Мейсон и Диксон» Пинчона и «Бесконечная шутка» Д. Ф. Уоллеса.
  13. Минимализм. Поверхностная описательность. Персонажи не наделены характерными чертами. Изображены лишь самые необходимые, основные вещи, для него специфична экономия слов. Минималистские авторы избегают прилагательных и бессмысленных деталей (творчество С. Беккета, В. Блинов, В. Кураш).
  14. Фрагментация. Различные элементы, относящиеся к сюжету, персонажам, темам, изображениям и фактическим ссылкам, разбиты на фрагменты и рассеяны на протяжении всего произведения. Однако фрагментация указывает на метафизически необоснованную, хаотичную вселенную. Это может происходить в языке, структуре предложения или грамматике («Z213: Exit» Д. Лиакос).

Некоторые исследователи заявляют о смерти постмодернизма в 1980-х, когда появилась новая волна реализма, представленная Р. Карвером и его последователями. Т. Вулф в статье 1989 года «Охота на миллиардоногое чудовище» объявляет о новом акценте на реализм в прозе («Белый шум» Д. Делилло и «Сатанинские стихи» С. Рушди), который заменит постмодернизм.

Тем не менее новое поколение писателей во всем мире продолжают писать если не новую главу постмодернизма, то что-то, что можно было бы назвать постпостмодернизмом. Ярчайшие представители русского постмодернизма и постреализма – В. Пелевин («Чапаев и пустота») и В. Маканин (Андеграунд, или Герой нашего времени), Саша Соколов («Школа для дураков»), Владимир Сорокин («Заплыв»), В. Набоков («Бледный огонь»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

2 × 3 =

Adblock
detector