Основные виды литературы принято разделять как по содержанию, так и по предназначению текстов, поэтому соблюсти единый принцип классификации разновидностей литературы проблематично. Подобная классификация нередко вводит в заблуждение, объединяя в одну группу абсолютно разные явления.
Часто типологически разные текстовые материалы одной эпохи намного ближе друг к другу, чем типологически одинаковые произведения различных эпох и культур. К примеру, у «Диалогов» Платона, которые лежат в основе европейской философской литературы, значительно больше общего с драмами Эсхила и другими древнегреческими текстами, чем с научными материалами философов Нового времени – Гегеля или Рассела.
Участь отдельных текстов сложилась таким образом, что в процессе своего создания они склонны к одному виду литературы, а в дальнейшем оказываются ближе к другому: к примеру, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо в настоящее время относят скорее детской литературе, а писался роман даже не как произведение для взрослых, а как острая обличительная проза с элементами публицистики.
Поэтому универсальный перечень основных видов литературы носит лишь приблизительно-ориентирующий характер, а однозначная структура конкретного литературного пространства может быть определена лишь в отношении к определенной культуре и определенному периоду времени.
Однако для ознакомительных целей эти сложности принципиальной значимости не имеют. Практичным требованиям библиотек и книжной торговли вполне удовлетворяет весьма разветвленная, хотя и поверхностная, структура классификации.
Художественная литература
Художественная литература — разновидность литературных произведений, которые объединяет вымышленный сюжет и герои. В качества материала для создания художественных текстов используются конструкции и слова естественного языка в письменном виде.
Специфика данного вида заключается в сопоставлении с другими разновидностями искусства, которые используют другой материал вместо словесности (музыка, изобразительность) либо совместно с ним (кино, опера, песня), а также с другими видами словесно-языкового текста: документальным, философским, справочным и др.
Помимо этого, произведения художественной литературы объединяет авторские тексты в отличие от фольклорного творчества.
К художественным текстам (как для детей, так и для взрослых) относятся: романы, рассказы, повести, новеллы, пьесы и поэзия, а также авторские былины и сказки. Выделяют три рода (жанра) произведений данного вида: эпос, лирика, драма.
Примеры: роман Стендаля «Красное и чёрное», пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. Пушкин «Сказка и царе Салтане» и т.д.
Документальная проза
Документальная проза — особый вид литературы, характерным признаком которого является создание сюжета, основанного только на реальных событиях, с небольшими включениями художественного вымысла. К документалистике относятся биографии выдающихся личностей, страноведческие описание, истории значимых событий, расследования громких преступлений.
Произведения документальной литературы основаны на свидетельствах и воспоминаниях очевидцев, самого автора, различных документах. Авторская позиция состоит в отборе и структурировании материала, оценке событий.
Примеры документальной прозы: повесть С. Моэма «Пироги и пиво или скелет в шкафу», роман А. Бека «Новое назначение», К. Г. Паустовский «Повесть о жизни».
Мемуарная литература
Мемуарные произведения — сочетание документалистики и «исповедальной прозы». Представляет собой записки-воспоминания автора-очевидца о реальных событиях прошлого.
Отличительная особенность мемуаров – фактографичность, «документальный» характер произведения, строгое соответствие исторической правде, хроникальность повествования. Мемуарист отказывается от «игры» сюжетом, анахронизмов, нарочито художественных приемов.
Эти признаки приближают мемуары к жанру дневника, но при этом предполагают ретроспекцию и переоценку событий в достаточно отдаленном прошлом с позиции данного времени и с высоты накопленного автором опыта.
В отличие от художественной литературы мемуары выполняют, главным образом, познавательную функцию, не претендуя на художественные установки. При этом четко провести грань между мемуарными и художественными текстами очень сложно. Так, «Дневник Кости Рябцева» Огнева мемуаром не является, но уже в «Семейной хронике» С. Аксакова можно найти указанные выше признаки, которые легли в основу литературно-художественной обработки.
По материалу и достоверности мемуарные тексты близки к исторической прозе, документально-историческим научно-биографическим и автобиографическим очеркам. Однако отличаются от них установкой на отображение не столько личности автора, сколько окружавших его реалий, культурных, общественных, политических других событий.
Примеры: мемуарной литературы: М. Горький «Литературные портреты», О. Мандельштам «Первая книга», И. Эренбург «Люди, годы, жизнь».
Научная и научно-популярная литература
Научная литература представляет собой письменные работы, созданные в результате практических исследований или теоретических обобщений в рамках научной методики. Данные тексты предназначена для информирования исследователей, ученых и узких специалистов о новейших достижениях и открытиях науки.
Внимание! Научный труд не считается завершенным, если он не опубликован.
Первые научные сочинения были написаны в разнообразных жанрах: рассуждения, трактаты, рассуждения, поучения, жизнеописания, путешествия, диалоги и даже стихотворения. Сегодня структура научной литературы строго стандартизирована и состоит из докладов, монографий, тезисов, обзоров, статей, рецензий, рефератов и авторефератов.
В некоторых странах существуют механизмы аттестации научных текстов, которые устанавливаются правительством или общественными научными организациями. Так, в Российской Федерации, к примеру, аттестацию осуществляет ВАК (Высшая аттестационная комиссия). Основное и обязательное требование к публикации научной литературы — рецензирование текстов.
В рамках данного процесса редакция или издательство научной литературы перед публикацией новой работы направляет ее двум-трем рецензентам, которые являются специалистами в данной области. В процессе рецензирования материалы, содержащие прямые фальсификации или грубые методологические ошибки, не допускаются к публикации в рамках научной литературы.
Научно-популярной литературой считаются труды о науке, ученых и научных достижениях, предназначенные для массового читателя. Научно-популярные произведения способные понять, как специалисты из других областей, так и малоподготовленные читатели, в том числе подростки и дети. От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации.
К научно-популярной литературе относятся также сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Лучшие из этих работ популяризируют достижения передовой науки в доступной для читателей форме.
Примеры научных и научно-популярных текстов: М. В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла», М. Фарадей «История свечи», С. Хокинг «Краткая история времени».
Читайте также: Риторический вопрос — это вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Справочная литература
Это произведения вспомогательного характера, которая используется для получения обобщающей информации по тому или иному вопросу.
Основные подтипы справочной литературы:
- Словари, содержащие информацию по основным знаниям, словам и выражениям для данной сферы, обычно, в алфавитном порядке;
- Справочники, упорядочившие информация каким-либо другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы (к примеру, медицинский справочник — по характеру симптомов или локализации заболеваний);
- Энциклопедии — содержат комплексный и системный свод информации в данной сфере знаний.
В идеале справочные издания должны содержать только объективно установленные факты и адекватно отражать имеющийся в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно до конца отделить факты от интерпретаций и подразумеваемых допущений, поэтому в любом справочнике в той или иной мере есть спорные вопросы.
Иногда доля неточностей достаточно велика и намерено включается в справочное издание: таковыми, например, является большая часть справочников советской эпохи, особенно, что касается гуманитарных знаний, — даже самые короткие словарные тексты, чаще всего, носят идеологически окрашенный характер.
Даже спустя некоторое время использовать такие издания в качестве справочных становится сложно: много сил уходит на то, чтобы отделить факты от интерпретаций. Однако такие словари особенно интересными в качестве исторических свидетельств, памятников своей эпохи.
Примеры справочной литературы: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», «Большая советская энциклопедия», Л. Савка «Универсальный медицинский справочник».
Это интересно: Типы текстов – особенности создания текстов различных стилей.
Учебная литература
Учебная литература состоит из учебников и сборников практических задач (упражнений). Такие издания имеют много общего со справочными сборниками: относится к той части знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной.
Однако у учебных пособий другое назначение: изложить данную часть знаний системно и последовательно, чтобы адресат текста составил о ней довольно глубокое и четкое представление, овладев востребованными в этой области навыками, будь то умение правильно расставлять знаки препинания, решать уравнения или формулы.
Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
Примеры учебной литературы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. «Учебник русского языка для 5 и 6 классов», Л. Попова «Сборник практических задач по математике», Маркеев А.П. «Теоретическая механика».
Техническая литература
Техническая литература — это тексты, которые относятся к области производства и техники. Это разнообразные каталоги изделий, каталоги деталей, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, патенты и пр.
Существуют также много других видов литературы: религиозная, духовная, рекламная и другие разновидности в отраслевых областях.