Учебная литература и техническая

Учебная литература – книги, представляющие собой учебники и сборники практических упражнений или задач по разным областям знаний.  Именно в учебных изданиях детально раскрывается содержание образования. К учебным сборникам относятся также школьные учебники, хрестоматии, учебно-методические комплекты, пособия для учащихся и учителей, некоторые словари и справочники, рабочие тетради, а также разнообразные электронные учебники.

Учебная литература и техническая

Разновидности учебников

Учебная литература является средством обучения для определенной системы образования, повышения квалификации или переподготовки кадров в конкретном учебном заведении или используется для самообразования.

Все образовательные пособия группируют по типам публикаций:

  • программно-методические – рабочие программы, методические указания к ним, методические письма и руководства;
  • обучающие – учебники, буквари, лекции, конспекты и сборники лекций;
  • вспомогательные – хрестоматии, практикумы, атласы, сборники практических заданий и упражнений, планы практических и семинарских занятий, лабораторные журналы, сборники чертежей, рабочие тетради;
  • издания для чтения на иностранных языках, в которых содержится методический аппарат.

Учебная литература также различается по назначению:

  • для начальных и средних общеобразовательных школ;
  • для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений,
  • для ВУЗов и системы повышения квалификации специалистов;
  • для школ партийно-политического просвещения.

У таких изданий имеются определенные жанровые и функциональные особенности.

Структура и функции и школьного учебника

Структура учебника содержит главный компонент – текст и внетекстовые, вспомогательные элементы. Текстовая часть делится на описания, повествования и рассуждения.

К внетекстовым компонентам относят:

  • аппарат организации усвоения знаний (вопросы и задания, инструкции и памятки, шрифтовые выделения, таблицы, подписи к иллюстрациям и практические упражнения);
  • иллюстративный материал;
  • систему ориентировки, которая включает предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели.

Исследователь проблем учебных пособий Д. Д. Зуев выделил и определил основные функции школьного учебника:

  • мотивационная – создание стимула к исследованию темы и обоснование значения изучаемого материала (интересные картинки, примеры, неординарные задания и пр.);
  • информационная – обеспечение школьников необходимой информацией для формирования мировоззрения, духовного развития и практического освоения мира;
  • трансформационная – материал в книге преображается с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, является доступным для его творческого усвоения;
  • систематизирующая – реализация систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
  • закрепление материала и осуществление учениками самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения, самостоятельной проверки правильности сложившихся понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
  • интегрирующая – учебное издание помогает школьнику объединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;
  • координирующая – содействует привлечению в процессе работы над материалом учебного пособия различных других средств обучения (карт, иллюстраций, натуральных объектов);
  • развивающе-воспитательная – духовно-ценностное влияние содержания материала на учеников, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность и пр.;
  • обучающая – работа с учебным руководством развивает умения и навыки для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Однако у учебной литературы есть и другое назначение: изложить данную часть знаний системно и последовательно, чтобы адресат текста составил о ней довольно глубокое и четкое представление, овладев востребованными в этой области навыками, будь то умение правильно расставлять знаки препинания, решать уравнения или формулы.

Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Требования к учебным изданиям

К образовательной литературе выдвигается целый ряд требований, среди которых можно выделить основные:

  • включать изложение основ дисциплины, представленной в этом учебном предмете;
  • организовывать самостоятельную деятельность учеников по изучению материала, то есть учить учиться;
  • отражать единство логики самой дисциплины и логики учебной программы и предмета;
  • информативность, энциклопедичность, связывать материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству;
  • краткость, лаконичность, содержание обобщенного и фактического материала, конкретность;
  • доступность для учащихся, ориентированность на специфику их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;
  • ясность и четкость изложения материала, формулировок основных положений и выводов;
  • образность языка, увлекательность изложения с элементами проблемности;
  • эстетическое, гигиеническое, психологическое и полиграфическое оформление;
  • продуманность методической организации внетекстового компонента;
  • красочность иллюстраций в виде картинок, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Учебная литература и техническая

Работа с учебной книгой – не менее значимый элемент образовательного процесса, чем объяснение учителя, лабораторные и практические занятия. Овладение материалом учебника самостоятельно, ученик формирует личную умение чтения, улучшает память, обучается объяснять, анализировать, оценивать, дополнять, модифицировать изучаемый текст с привлечением дополнительных источников.

Место учебной литературы в мире

В современном высокотехнологичном мировом книгоиздании учебная литература занимает значимое место. Так, на долю учебников приходится от 3,5% до 39% от всей выпускаемых изданий в разных странах. Многие учебники переводятся на разные языки и многократно переиздаются. К примеру, Raymond Murphy «English Grammar in Use», Л. Спитцер «Физические процессы в межзвёздной среде», Ч. Киттель «Берклеевский курс физики» и др.

В последние годы большое распространение получили учебные методические комплексы. Их информационно-образовательная среда включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Методическая оболочка может быть представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Таким образом, учебная литература является одним из важнейших элементов содержания образования и организации процесса обучения.

Примеры учебной литературы: Уил Фриборн «50 акварельных этюдов. Краткий курс живописи от простого к сложному», Лев Генденштейн «Открываем законы физики. Оптика», Макс Инглиш «Английский самоучитель для дебилов», Н. Н. Шувалова «Основы делопроизводства. Язык служебного документа» Учебник и практикум для академического бакалавриата», Н. С. Куркова «Анимационное кино и видео: азбука анимации», «Экономическая теория. Кейсы из российской практики» и пр.

Техническая литература

Техническая литература — это тексты, которые относятся к области производства и техники. Иногда эти издания относят к учебной литературе. Однако технические тексты – это разнообразные каталоги изделий, каталоги деталей, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, патенты и пр.

К примеру, А. М. Беляев «Организация производства в 2 ч. Учебник для СПО», Д. Оташехов «Дизель-генераторная установка», В. Петров «Информационная безопасность человека и общества» и т.д.

Существуют также много других видов литературы: маркетинговая, религиозная, духовная, рекламная и другие разновидности в отраслевых областях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

девять − восемь =

Adblock
detector