Анализ стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова

Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.

Полный текст стихотворения «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно-холодные, вечно-свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Краткий анализ стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова

Вариант 1

Михаил Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также, как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.

Во втором четверостишии поэт говорит о людских пороках, но применяет их по отношению к тучам. Он рассуждает о том, что же гонит тучи из одного края в другой. Для людских пороков он использует соответствующие эпитеты: «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета». Именно эти пороки как считает поэт, стали основными причинами его ссылки.

В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.

Вариант 2

Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек очень большой романтик, хоть он и скрывал всегда свои чувства от других людей. Недаром его не все понимали, ведь он был – отличный интригатор, и мог буквально убить человека своим сарказмом и иронией, хоть в большей степени действовал методом сарказма, то есть более напрямую, чем скрытно.

Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.

Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают.

Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять — что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.

Вариант 3

Поэт, глядя на тучи, что стремительно мчат в небе, находит в них сходство с собой. Он так же, как и они, вынужден быть в изгнании, вдали от милых сердцу мест.

Лермонтов гадает, какая причина послужила тому, что они должны были покинуть “милый север”. Он вновь ищет аналогию с самим собой, перебирая все то, что заставляет и его уезжать: воля провидения, открытая враждебность чья-либо или подковерные интриги. А ведь еще существуют возможные причины: предательство друзей и совесть человека, отягощенная каким-либо преступлением.

Но нет, автор понимает, что уж очень тучи отличны от людей. У них есть то, чего нет у самого поэта — свобода выбора, свобода от тоски по родине. И, совершенно безразличные ко всему, они не смогут понять той почти материальной горечи, что ядом отравляет его душу.

Стихотворение написано в 1940 году — в период, когда молодой Лермонтов уезжал в ссылку. Ведь он подвергался гонениям за свое свободомыслие, за непримиримость к процессам, что происходили в стране. За то, что так и не сумел принять и простить лицемерному обществу гибели Поэта. Произведение ярко передает всю бурю эмоций, царящих в его душе.

Вариант 4

Творчество поэта Золотого века русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто чувствами одиночества и грусти. Многие произведения соотносятся с биографией поэта, в которой были и ссылки на Кавказ, и участие в кавказской войне, и многие печали. В таких стихотворениях как “Тучи”, “Утёс”, “Выхожу один я на дорогу”, “На севере диком стоит одиноко..”, “Ночь” (1830) автор выражает свои переживания, рассказывает о тоске одинокого сердца.

Вначале проанализируем содержание и смысл произведения.

Стихотворение “Тучи” было написано в 1840 году и представляет собой некоторый итог жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что в нём звучат размышления поэта о своей судьбе, но не прямыми словами, а в виде аллегории. То есть автор сравнивает одинокие тучи, скитающиеся по свету без родины, с тем, какую жизнь прожил он. Это сравнение выражено так: “…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…”

Тоска по утраченному и вместе с тем поиск причины жизненных трудностей и неудач заставляют поэта задавать вопросы. Он спрашивает у природы и обращается к небесным тучкам:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

По этим строкам можно судить о глубине переживаний автора. Он сомневается в решениях судьбы, вспоминает о злобе, клевете друзей. Он также ищет в собственных поступках то, за что терпит наказание. Вопросы правда очень сложные, задаваемые один за другим, они показывают, что беды и страдания совершенно сбили с пути и подорвали доверие поэта к друзьям, окружающим людям, судьбе и, возможно, к самому себе.

В третьем четверостишии автор предлагает один ответ на все эти вопросы. Он размышляет о характере, который побуждает к вечным скитаниям. Михаил Юрьевич так завершает своё стихотворение:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Из этих строк можно судить о том, что судьба является прямым следствием характера и отношения к жизни. Автор пишет о том, что свобода и отсутствие тепла побуждает его отталкиваться от обычной жизни, скитаться и бороться за свободу, а также за неясные ценности, которые ищет холодная душа поэта.

Стихотворение имеет грустную мелодию и медленный спокойный ритм. Способ рифмовки: перекрёстная рифмовка (АБАБ) — первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Дактилическая рифма, при которой ударение падает на третий с конца слог, играет важную роль в создании медленного грустного ритма.

Первое четверостишие — это грустная песня одинокого разбитого сердца, в ней задорный вызов в начале каждой строки и угасающая к концу строки мелодия, которая переходит в грусть и боль. При чтении должны выдерживаться паузы между строками, так как автор грустит после каждой строчки, но вновь возвращаются светлые мысли, которые опять улетучиваются и заставляют снова грустить.

Ритм второго четверостишия несколько отличается. Вопросы звучат интенсивно, напряжённо, с болью в груди. Автор как будто сокрушается о своей недоброй судьбе.

Третье четверостишие звучит тише. Как будто ветер, идущий за тучками уносит слова, и они еле слышны. В эти слова поэт вкладывает свои размышления о причине тягостной неспокойной судьбы.

Полный анализ стихотворения «Тучи»

Вариант 1

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.

Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения.

Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить.

Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Вариант 2

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840‑х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Вариант 3

Стихотворение «Тучи» Лермонтов написал перед отъездом на Кавказ в 1840 году. Эта была его вторая ссылка. Перед этим Лермонтов провел последний вечер с друзьями. По их воспоминаниям, поэт был тронут тем, что они решили оказать ему такое внимание. В тот день он рассматривал мрачное небо, которое заполонили тучи. Это вдохновило поэта написать стихотворение «Тучи», в котором он передал тему изгнания.

В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.

Основная тема стихотворения ― изгнание. Поэт часто использовал ее в своем творчестве. Лирический герой обращается к «небесным странникам», называя себя «изгнанником». Это указывает на реальную ссылку Лермонтова на Кавказ. Не смотря на то, что герой сравнивает тучи с собой, все же они вольны выбирать свой путь. «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?» ― спрашивает он и сам же отвечает. ― «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». Это указывает на то, что у них право выбора есть, чего лишили лирического героя. Таким образом, в идеи стихотворения об изгнании может скрываться тема свободы, которой жаждет лирический герой. Лишь свободный человек может выбирать свою судьбу. В то же время звучит тема одиночества. В изгнании он вынужден быть один, без родины, без возможности быть с теми, кто ему дорог.

Настроение в стихотворении изменчивое. В первых двух четверостишиях герой сочувствует тучам, которые вынуждены куда-то мчаться, как и он сам. В третьем герой осознает, что в отличие от него им неизвестны страсти и страдания, что не скажешь о нем. Он страдает, не хочет покидать родину. Тучам же все равно: «вечно холодные, вечно свободные». Возможно, автор хотел тем самым показать, что герой, как и они, не хотел бы ничего чувствовать, но в тоже время не может. Поэтому это вызывает у него еще больше боли и тоски.

Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).

Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» с планом

Вариант 1

Стихотворение «Тучи», принадлежащее перу классика русской литературы М.Ю. Лермонтову, увидело свет в апреле 1840 года. Опубликовано оно было в том же, 1840 году. Это время расцвета таланта поэта, время его литературной славы. Он — поэтический наследник Пушкина.

История создания стихотворения «Тучи»

По наступлению 1840 года у М.Ю. Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли. Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ.

С тяжёлым чувством поэт уезжал из Петербурга. Мрачные предчувствия переполняли его сердце. Стихотворение «Тучи» вышло из-под пера М.Ю. Лермонтова как раз перед отъездом. История сохранила рассказ В.А. Соллогуба в пересказе П.А. Висковатова. «…На квартире Карамзиных необходимо было собраться, ведь уезжал юный друг, поэт Лермонтов.

Рассматривая картины за окном, он увидел тучи, которые решили на время заполонить небесное пространство над Летним садом и красавицей Невою. Лермонтова посетила поэтическая Муза и он быстро набросал строки: «Тучки небесные…» Только что увидевшее свет стихотворение было прочитано вслух по просьбе Софьи Карамзиной других гостей. По прочтении поэтических строк в глазах Лермонтова стояли слёзы.»

Существует и иная версия рождения стихотворения «Тучи».

… Дуэль с Барантом позади. Впереди Кавказ. По пути в Ставрополь, пребывая в походной тележке, Лермонтов, по обычаю, смотрел на облака. Он любил глядеть на них с детских лет. Повсюду в его произведениях облака описаны оригинально и прекрасно – то как «волокнистые стада», то как «вольные станицы». Так, в дороге, созерцая движенье небесных громад, М.Ю.Лермонтов наскоро набросал в записной книжке ряд строк. Это и было стихотворение «Тучи».

Композиционные особенности стихотворения «Тучи»

В композиционном плане стихотворение включает в себя три строфы. В основе произведения — прием сравнения. Лирический герой ассоциирует себя с вечными странниками-тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч (частый образ в русской поэзии) — «вечных странников» наделяет стих особой остротой. Кто остановит тучи? Кому дано такое право? Тучи свободны; они вольны в своём движении. Сравнивая себя с тучами, лирический герой представляет себя таким же изгоем (странником), мятущимся без близких по духу людей по жизненной стезе.

Во второй строфе лирический герой пытается определиться с гонителем: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» Освещая этот вопрос, Лермонтов использует особые средства, специальные обороты речи («риторическое обращение»). Риторическое обращение никогда не требует ответа.

Третья строфа начинается со слова «нет». Нет — это противопоставление. Его и можно заметить. Если тучам нет никакого дела до мира страстей и страданий, то лирический герой совершенно в другой ситуации: он терзается и тревожится. Любимую родину вынуждают покинуть. Это горестно. А у туч нет родины. Незнакомо им понятие «изгнание».

Темы и мотивы стихотворения «Тучи»

Проводя анализ стихотворения «Тучи» можно сказать, что главными темами стихотворения являются темы одиночества и свободы. Автор описывает терзания лирического героя, вынужденного оставить обжитые места, и мчаться хоть и сторону теплую, южную, но не родную. Лирический герой — изгнанник. Мотив изгнания красной нитью проходит через всё стихотворение.

Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.

Средства поэтической выразительности стихотворения

Эпитеты — «тайная зависть», «ядовитая клевета», «открытая злоба», «степью лазурною», «с милого севера», «цепью жемчужною».

Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».

Олицетворение — «тучки — странники»

Стихотворный размер

Стихотворный размер — дактиль.

Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны‑е, ВЕЧ-ны‑е СТРАН-ни-ки.

Заключение

Стихотворение Лермонтова «Тучи», равно как и другие его произведения, бессмертны. Оно принадлежит к позднему периоду творчества поэта. Лирический герой сравнивает себя с тучами.

…Тучи, эти «вечные странники», были над головой Лермонтова в детстве, когда он лежал, сражённый болезнью, они — над его головой и в момент принудительного отъезда из Петербурга на Кавказ. Они были недалеки и во время последней дуэли поэта с Мартыновым, эти немые беспомощные свидетели кровавой расправы над великим русским поэтом.

Вариант 2

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

Образы и символы

Описывая лирического героя, поэт отмечает, что он — одинокая, умиротворенная и спокойная личность. Вокруг него нет суеты, не происходит ничего, что ему могло бы помешать наблюдать за облаками. Он смирился с судьбой, видя неотвратимость стихии, которая несет его «с милого севера в сторону южную». Перед нами изгнанник, у которого нет права на выбор. Он сравнивает свое положение с тем, как ведут себя тучи, и понимает, что они счастливее его, но при этом он не жалуется на свою печальную участь. О его беде мы узнаем лишь из риторических вопросов, обращенных к тучам. Эта сдержанность выдает в нем сильного и стойкого человека.

Тучи – это символ свободы. Они не обременены родиной, страстями и другими человеческими узами, поэтому их нельзя изгнать, задеть или обидеть. В их немой бесчувственности и абсолютной бесприютности кроется источник независимости. А человек, в отличие от облаков, не свободен: его тянет к земле, с которой его разлучают.

Клевета, злоба, зависть или же преступление – это те явления, которые заставили поэта покинуть родной север и отправиться в горячую точку – на Кавказ. Царь прекрасно знал, что отправляет подданного на смерть, ведь тогда на юге происходили ожесточенные бои. Друзья оклеветали Лермонтова, окрасив подробностями произошедшую дуэль. Зависть и злоба – отношение к Михаилу Лермонтову в светских кругах. Именно его знатные недруги подстроили поединок. Преступление – это намек на официальный предлог для ссылки автора. Тогда за вооруженное выяснение отношений дворяне наказывались, это считалось преступлением. Но поэт не зря противопоставляет преступлению клевету. Это событие передано царю в искаженном виде, поэтому его вердикт был столь суров и непреклонен.

Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

 

Аксения
Аксения
В жизни у меня есть два любимых занятия. Первое - читать книги русских и зарубежных авторов. Второе - учиться! Литературный блог litfest.ru дал мне возможность учиться, анализировать литературные тексты и делиться полезной информацией с большим количеством интересующихся людей. Я получаю от этого огромное удовольствие - надеюсь, что и вы тоже!
Оцените автора
Добавить комментарий

три × четыре =

Adblock
detector