Некрасов Н. А. «Элегия» – анализ стихотворения

Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Отрывок стихотворения Н. Некрасова «Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира

Чему достойнее служить могла бы лира?..

Краткий анализ стиха «Элегия»

Вариант 1

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение «Элегия», написанное в 1874 г., которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу «народ освобожден, но счастлив ли народ?» писатель вкладывает горечь, которая гложет его. Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.

Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание «сильных мира сего» на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни.

В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны, раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Вариант 2

Своеобразное признание в любви к народу, которому автор посвятил свое творчество.

Тема народных страданий – не дань моде, ее нельзя забыть, пока в стране царит угнетение, и бесправные подданные влачат жалкое существование. Призвание поэта в союзе с Музой – напоминать праздной толпе о существовании иного мира до тех пор, пока народ не почувствует себя счастливым.

Все творчество направлено служению народу, который вероятно даже не догадывается об этом. Поэт исполняет свой долг по велению сердца, потому спокоен. Исход битвы решит судьба. Одно сражение выиграно: крепостные освобождены от рабства. Казалось, можно ликовать, но Муза шепчет о бесправии и несчастии простых людей.

Поэт задумывается, пытается найти ответы, наблюдая за жницами в поле, стариком с сохой, за бегущим по ниве ребенком. Он прислушивается к горестным напевам крестьянок. Мысли бродящего меж стогов поэта складываются в песню. Он призывает благословение труженикам, сулит проклятия – врагам, могущество – друзьям обездоленных. Песне мечтателя вторит богатая разнообразием природа, безмолвствует лишь усталый народ.

Стихотворение «Элегия» Некрасова Н. А. – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Стихотворение «Элегия» написано Некрасовым в 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России. Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта – А. Еракову.

Жанр стихотворения

Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.

Основная тема стихотворения

Основная тема стихотворения – риторический вопрос автора о том, действительно ли улучшилась жизнь крестьянства. Некрасов утверждает, что «страдания народа» являются неиссякаемой темой для творчества. Высшие классы не могут спокойно наслаждаться жизнью, пока в стране не прекратятся бедствия простых людей.

Поэт с гордостью заявляет: «я лиру посвятил народу своему». Ему не важны признание и почет. Отдав всю свою жизнь воспеванию страданий крестьян, Некрасов выполнил свой гражданский долг.

Отмена крепостного права – «красный день» для поэта, который наконец-то принес долгожданную свободу. Однако по прошествии нескольких лет Некрасова начинает мучить мысль: действительно ли настало улучшение. Его размышления над этим и вопросы остаются без ответа и повисают в воздухе, предлагая читателям самим ответить на них.

Некрасов делает тонкие намеки на мнимое достижение благополучия, упоминая «народного врага» и с грустью отмечая, что народ, которому он посвящает свое творчество, «не внемлет… и не дает ответа».

Композиция

Стихотворение можно разделить на две части. В первой Некрасов указывает, что творчество должно обязательно защищать простой народ и описывать его беды. Переходом ко второй является вопрос: «счастлив ли народ?» после реформы. Вторая часть состоит из размышлений поэта над этим мучительным вопросом.

Размер

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.

Выразительные средства

Некрасов широко использует эпитеты в описании тяжелого положения крестьянства («тощие стада», «горестен… напев») и его воображаемого благополучия («красный день», «жатвой золотою»). Поэт сравнивает себя с воином, сражающимся за правое дело. В образе «народного врага» метафорически представлены высшие классы общества. Торжественность стихотворения подчеркивается употреблением громких «классических» слов: «влачатся», «рок», «внимаю».

Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.

Вариант 2

Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, — отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

Вариант 3

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».

Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова – союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: «Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма». Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада». Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие». В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасов Н. А.

Вариант 1

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано». Жанр произведения указан в его названии — эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Вариант 2

Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А.Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».

Для своего стихотворения Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, т.е. Александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма.

Некрасов вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Однако, эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:

Я лиру посвятил народу своему,

    Быть может, я умру неведомый ему,

    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Не только народ, но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

Вариант 3

«Элегия. А. Н. Еракову» («Пускай нам говорит изменчивая мода» ) (1874) представляет со­бой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н. А. Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насы­щались новыми жанровыми признаками. В частности, своеобразно используется в ней типичное для романтических медитативных элегий В. А. Жуковского ритмико-синтаксическое построе­ние.

Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современ­ным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А. Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».

Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта — эпической крестьянской поэмы-сим­фонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пуш­кина («Деревня»). Звучит у Н. А. Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу: «Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, / По нивам, по лугам, уставленным стога­ми, / Задумчиво брожу в прохладной полутьме, / И песнь сама собой слагается в уме, / Недавних, тайных дум живое воплощенье: / На сельские труды зову благословенье, / Народному врагу про­клятия сулю, / А другу у небес могущества молю, / И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, / И лес откликнулся. Природа внемлет мне, / Но тот, о ком пою в вечерней тишине, / Кому посвящены мечтания поэта, — / Увы! не внемлет он — и не дает ответа.»

Полный текст стихотворения «Элегия» Некрасова Н. А.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира

Чему достойнее служить могла бы лира?..

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье...

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —

Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: «В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

три × два =

Adblock
detector