Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Отрывок из стиха «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Вариант 1

Стихотворение «Деревня» относится к произведениям, которые были написаны Пушкиным в Петербурге. Создать это стихотворение подвигло автора общение с революционерами. Особенно повлияли на это разговоры с Рылеевым и Чаадаевым.

Крепостное право — главная тема «Деревни». Пушкин показывает, как губительно действует крепостничество на людей. Помещики жестоки и несправедливы к крестьянам. Чтобы показать это наиболее ярко, поэт прибегает к противопоставлению.

Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.

Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.

Лирический герой выступает здесь, как ценитель этой гармонии и красоты. Но вторая часть доказывает, что он не простой романтик, он активный борец, который прекрасно понимает суть монархии. К сожалению, его одиночный голос не может изменить существующее положение. Поэтому все, о чем он говорит, остается только мечтой. Его голос взволнован и тревожен, об этом говорят такие эпитеты, как «барство дикое», «тягостный ярем».

Вариант 2

В 1819г двадцатилетний поэт решил на короткое время приехать в город Санкт – Петербург, где и было создано его известное произведение «Деревня», в котором А. С. Пушкин думает не только о своей судьбе, но и делает выводы по происходящим данным о жизни каждого россиянина.

Данное произведение написано в виде элегии, но его спокойный стиль, философские взгляды, ложны. Если по первым строкам стихотворения А. С. Пушкин раскрывает свои чувства к своему родному краю, указывая, что здесь, в Михайловском помести, поэт был очень безмятежен, то уже в середине произведения мы можем проследить мысль о том, как здесь страшно и неуютно.

Подобные чувства поэта можно объяснить очень легко, когда будучи ребенком А. С. Пушкин часто думал о том, как все нескладно устроено в этом мире. Для того чтобы хорошо жить, некоторые люди должны постоянно работать, и при этом ничего хорошего они все равно не видят. А другим все дается просто, живут обеспеченно, не прикладывая больших усилий. Но более ясно его думы можно изложить чуть позднее, тогда, когда он в своем родном городе хорошо сдружился с людьми, которые вследствие, стали декабристами, проникся их мыслями о том, что все должны быть равными друг перед другом. И по этой причине в начале его произведения, А. С. Пушкин, как бы случайно напоминает о том, что он променял все богатство на спокойную тихую жизнь. Он пишет об этом не просто так. Поэт, обращаясь к своей родине, открывается ей, сообщая, что он принадлежит ей целиком, без остатка. А. С. Пушкин относит себя не к знатным людям, от которого, он целиком зависит, его хорошая нынешняя жизнь и его будущая жизнь, а к простым людям, которые ему роднее и яснее, чем высшая знать, полагающая, что все можно купить. И возвратившись в свое родное поместье, поэт выделяет, — я здесь для того, чтобы научиться жить спокойнее и благочестивее.

Но тем не менее, его деятельность и эмоциональность не могут на долгое время оставить А. С. Пушкина и дать по полной программе насладиться покоем и умиротворением деревенской жизни тогда, когда весь мир идет в неизвестность. А. С. Пушкина мучает та данность, что зажиточное население, как будто не видит бедность и простоту жизни обычных людей и не воспринимают их вообще за таковых.

А. С. Пушкин очень хорошо, очень тонко описывает жизнь крестьянина, в противовес богатому человеку, ведь простому населению хорошо известны такие понятия, как честность и свобода.

Вариант 3

В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Деревня», в котором поэт рассуждает о второй стороне господствующей власти в России. Стихотворение звучит как протест против крепостничества. Композиция его делится на две части. В первой Пушкин описывает бесконечную красоту и покой сельских просторов. Здесь все радует глаз: сады, ухоженные поля, избы. Как пишет поэт, в российской деревне «Везде следы довольства и труда». Внешне жизнь крестьян выглядит благополучной и счастливой. Поэта привлекает здесь возможность уединиться от городской суеты, стремление к вдохновленному творчеству.

Однако вторая часть начинается с союза «но». Это сразу же сигнализирует о внутреннем противоречии в описанной выше безмятежной картине:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает...

Далее Пушкин раскрывает невидимую на первый взгляд изнанку деревенского благополучия. Здесь всем владеет «барство дикое». Для поэта это выражение означает оплот невежества, произвола и беззакония. У русских крестьян нет будущего, под бесчеловечной властью погибают добрые, чистые подлинные человеческие качества. Крестьяне «покорны бичам», покорно несут "тяжесть ярем " до гроба. Пушкин раскрывает в стихотворении две стороны деревенской жизни: внешнюю и внутреннюю. То страшное противоречие, которое обнаруживается между ними, вызывает у поэта глубокое возмущение и выражение протеста против существующей крепостнической системы.

Однако, в это время передовые дворяне в России продолжают верить в справедливость царя, в возможность изменения общественного положения путем нового законодательства. Именно поэтому Пушкин в конце стихотворения восклицает:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя...

В этих строках поэт гневно обличает рабство, крепостничество, веря в близкие преобразования. Поэт уверен, что желанную свободу крестьянам может дать их просвещение.

Анализ по плану стихотворения «Деревня»

Вариант 1

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.

Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.

Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.

Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.

Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.

Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.

Идея

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

Вариант 2

А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» затронул многие темы, которые неразрывно связаны со всем творчеством автора. В произведении звучат сквозные темы поэта и толпы, свободолюбия, природы, социальной несправедливости. Многомудрый Литрекон поможет вам разобраться в идейно-тематических особенностях произведения и понять его, дабы внести свой вклад в Ваши познания о пушкинской лирике, являющейся литературном богатством нашей страны.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста. В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки. В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Жанр, направление, размер

В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).

Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).

Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни. Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.

Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.

Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы.  Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.

Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.

Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

Основная тема — двойственность деревенской жизни. С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.

С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.

Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.

Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания, сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.

Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии. Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.

Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.

Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.

В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».

Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».

Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Стихотворение «Деревня» — анализ

Вариант 1

В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его

очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.

Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое путём насилия «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства.

Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы, просвещённой».

По своей композиции и языку стихотворение «Деревня», представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: «Я твой: я променял... Я твой: люблю сей тёмный сад...» Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое... Здесь рабство тощее... Здесь тягостный ярем... Здесь девы юные...» Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.

Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств языка поэта.

Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —«приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет точен. Он или красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), или эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»).

Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца».

Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».

Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).

Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.

Вариант 2

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Вариант 3

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных сказок, поэм, стихотворений. Это были произведения о природе, о русских людях, о любви, о жизни народа.

В 1819 году поэт приезжает в поместье матери в Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня», в котором выражает негодование по поводу изнурительной жизни крестьян и грезит об отмене крепостного права. В стихотворении переплетаются темы социального неравенства и природы.

Произведение относится к вольнолюбивой лирике Пушкина, потому что в нём поэт затронул тему свободы. В стихотворении переплетаются два жанра – элегия и политическая сатира. Это грустное, эмоциональное произведение, отражающее положение народа: беззаконие помещиков и бесправие крестьян.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы отобразить жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показать, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не скрасит безрадостное существование крепостных.

Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк. Произведение написано разностопным ямбом. Рифмовка используется перекрёстная и кольцевая.

Поэт использует антитезу, чтобы противопоставить умиротворенный, гармоничный мир деревни тяжёлому положению крестьян, поэтому стихотворение мысленно можно поделить на две большие части.

В первой части автор также применяет антитезу, противопоставляя спокойный, идилличный мир природы миру разгульного светского общества. Поэт описывает красоту и безмятежность деревенской природы с помощью эпитетов: «мирный шум», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «лазурные равнины». Светская же жизнь для лирического героя – это «порочный двор цирцей» и «роскошные пиры, забавы, заблужденья».

Деревня для поэта – источник вдохновения. Здесь, уединившись ото всех, герой постигает труды «оракулов веков», которые дают ему ответы на важные вопросы и побуждают к написанию новых произведений.

Вторая часть начинается словами «мысль ужасная». Лирический герой видит, что сельская жизнь не так прекрасна, как ему показалось сначала. Он замечает «невежества позор». В деревне повсюду царит «барство дикое» и «рабство тощее». Герой не скрывает ярости по поводу произвола помещиков, которые эксплуатируют крестьян и не соблюдают законы ни человеческие, ни государственные. А крестьяне всю жизнь тащат на себе «тягостный ярем». Они с утра до ночи надрываются на землях помещика, лишенные всяких «надежд и склонностей». Их детям также предстоит пополнить ряды «измученных рабов».

Поэт не может спокойно смотреть на такое неравноправие в обществе и глубоко переживает за судьбу угнетённых крестьян. Он жалеет, что ему не дарован «витийства грозный дар», чтобы «сердца тревожить». Иными словами, герой сожалеет, что не обладает ораторским красноречием, чтобы призвать общество к борьбе с крепостным правом.

В конце произведения автор желает застать «народ неугнетённый» и «рабство падшее», он верит, что произойдёт отмена крепостного права и в обществе наступит равноправие.

В стихотворении поэт отобразил жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показал, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не сможет скрасить безрадостное существование крепостных.

6, 9, 10 класс

Вариант 4

Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под названием «Уединение» была напечатана в сбор­нике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года оп­ределенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за доб­рые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его — элегия, однако в нем присут­ствуют и черты политической сатиры.

Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в ком­позиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Пер­вая часть — гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее — природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть — мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть — оду. Поэт страстно желает помочь своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сер­дца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочис­ленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой моль­бе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к дерев­не, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее вла­чится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаиз­мы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»).

Таким образом, это произведение несет на себе печать клас­сицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподня­том, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использова­нии поэтом античных образов.

Полный текст стихотворения «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

1 × два =

Adblock
detector