Патриотическая лирика А. С. Пушкина

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди.

Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность. Ниже вы можете ознакомиться с полным анализом самых знаменитых стихотворений поэта. Стихи Пушкина о родине изучают в 9-11 классах.

Патриотизм лирики А. С. Пушкина

Не небесам чужой отчизны —

Я песни родине слагал.

А. С. Пушкин

Лирика А. С. Пушкина — это поэтическая автобиография и одновременно художествен­ная летопись духовной жизни его эпохи. Пушкин сформировался под влиянием двух великих для России событий: Отечественной войны 1812 года и декабристского дви­жения 1815—1825 годов. Передовое дворянство тогда было призвано историей решать великие задачи развития русского общества. В лице Пушкина впервые появился тот русский поэт, который стал «учителем поколений». Именно так охарактеризовал Пуш­кина Брюсов. И эта характеристика ко многому обязывает. Так чему же учит нас ве­ликий поэт?

Я думаю, что в первую очередь — любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотво­рений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвя­щенные Москве:

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось.

Но разве не заставляют они с трепетом относиться к своему родному городу нас, людей космического века? Разлука особенно обостряет чувство любви, вызывает нос­тальгию по оставленной родине. Находясь в ссылке, в Одессе, Пушкин написал такие строки: «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!» («Евгений Онегин»). Родина для Пушкина — это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:

Люблю печальный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор.

Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня по­ражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слы­шится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года. В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Цар­ском Селе». Главная его тема — недавняя победа России над Наполеоном. О, как гор­дится молодой Пушкин своей родиной, своим народом! В Царском Селе были воздвиг­нуты памятники русским победам, и Пушкин воспевает эти памятники, воспевает русскую славу. Стихотворение — это поразительно для пятнадцатилетнего мальчика. Содержание стихотворения не могло не поразить Державина.

В истории России были и другие замечательные победы. И Пушкин считает сво­им долгом напомнить о них. Так, в поэме «Полтава», написанной в 1829 году, возве­личиваются подвиги и мужество петровского воинства. Хотя Пушкин отдает долж­ное и сильным противникам русских — шведам, он дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены высокой идеей, тогда как Петр I и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе. За ними возникает образ России, которую нельзя отдать врагу. А сам поэт полон гордого патриотическо­го чувства.

С победой над шведами связана и поэма «Медный всадник». Вступительная часть содержит как бы гимн городу, построенному Петром. Город здесь — символ возрож­дения России. Это ясно звучит в таких строках вступления:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия...

Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского на­рода было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», — писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Все предшественники Пушкина, начиная от Нестора-летописца, каждый по-своему были поэтами Русской земли. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивиду­альностью. Творчество Пушкина носит подлинно народный характер. Это объясняет­ся тем, что поэт сумел отразить в своих произведениях всю полноту «своеобразия русского национального духа». «Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения», — такую характеристику творчеству великого поэта дал за­мечательный русский писатель И. А. Гончаров.

Анализ стиха «Когда за городом, задумчив, я брожу…» Пушкина

Когда за городом, задумчив, я брожу

И на публичное кладбище захожу,

Решетки, столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы,

В болоте кое-как стесненные рядком,

Как гости жадные за нищенским столом,

Купцов, чиновников усопших мавзолеи.

Дешевого резца нелепые затеи,

Над ними надписи и в прозе и в стихах

О добродетелях, о службе и чинах;

По старом рогаче вдовицы плач амурный;

Ворами со столбов отвинченные урны,

Могилы склизкие, которы также тут

Зеваючи жильцов к себе на утро ждут,—

Такие смутные мне мысли всё наводит,

Что злое на меня уныние находит.

Хоть плюнуть да бежать…

Но как же любо мне

Осеннею порой, в вечерней тишине,

В деревне посещать кладбище родовое,

Где дремлют мертвые в торжественном покое,

Там неукрашенным могилам есть простор;

К ним ночью темною не лезет бледный вор;

Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,

Проходит селянин с молитвой и со вздохом;

На место праздных урн и мелких пирамид,

Безносых гениев, растрепанных харит

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя…

Мир мертвых весьма привлекателен для творческих натур, и к теме загробной жизни нередко обращаются многие литераторы. Незадолго до собственной гибели, осенью 1836 года, Александр Пушкин также затронут эту тему в своем стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

К загробной жизни поэт относится с определенной долей скептицизма, что вполне понятно – поэт убежден, что, когда на крышку гроба падают комья земли, усопшему уже все равно, что будет происходить в этом мире. Зато отношение к памяти умерших вызывает у автора чувство раздражения. Прогуливаясь по кладбищу, на котором погребены известные петербуржцы, поэт с некоторой долей брезгливости отмечает: «Как гости жадные за нищенским столом, купцов, чиновников, усопших мавзолеи». Пушкин иронизирует по поводу того, что в пригороде столицы, которая построена на болотах, для мертвецов отведено очень мало места, и они вынуждены тесниться на узких кладбищенских аллеях, соседствуя с теми, кого при жизни, возможно, презирали или же ненавидели. Атмосфера городского кладбища производит на поэта весьма угнетающее впечатление, так как в надгробных эпитафиях он улавливает ложь и высокомерие, которые диссонируют с покосившимися оградками и разоренными гробницами, откуда местные маргиналы не гнушаются красть даже урны. «Такие смутные мне мысли все наводит, что злое на меня уныние находит. Хоть плюнуть да бежать…», — отмечает Пушкин.

В его понимании смерть должна выглядеть благородно и аристократично. Каким бы ни был человек, память о нем и является тем мостиком, который соединяет бренное и вечность. Но прогулка по городскому кладбищу разрушает эти иллюзии, заставляя автора задумываться и о собственной смерти. Ему совсем не хочется лежать рядом с местными чиновниками и светскими повесами, на могилы к которым приходят разве что случайные прохожие, да и то из праздного любопытства.

Гораздо больше по душе поэту сельское кладбище с родовыми склепами, «где дремлют мертвые в торжественном покое». Здесь нет помпезности и напыщенности и «к ним ночью темною не лезет бледный вор». Изредка могилы навещают родственники, которые искренне скорбят о тех, кто ушел из жизни, и при этом не играют на публику, показывая, как дороги им были покойники. Тишина и умиротворение, которые царят на сельском кладбище, гораздо ближе поэту, чем суета повседневной жизни, угнетающая поэта и заставляющая искать уединения возле могил родственников.

Анализ произведения «Дон» Пушкина А. С.

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю*.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор:

Блеща сред полей широких,

Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!

Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.

Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».

Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.

В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.

Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» — писал Н. В. Гоголь. И это действительно так.

Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист и ясен слог, самобытен и богат язык: русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Кавказ» погружают нас в ее загадочный мир. Пушкин любит сочную и терпкую красоту юга – Кавказа и Крыма, Украины и Молдавии. Но особенно ему близки и любы неброские пейзажи среднерусской полосы. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами.

А пушкинские зарисовки времен года!… Несколькими мастерскими штрихами поэт живописует свою любимую пору:

Унылая пора! Очей очарованье! … Приятна мне твоя прощальная краса … Люблю я пышное природы увяданье, … В багрец и золото одетые леса.

А вот русская зима:

Под голубыми небесами … Великолепными коврами, … Блестя на солнце, снег лежит; … Прозрачный лес один чернеет, … И ель сквозь иней зеленеет, … И речка подо льдом блестит.

Эти строчки, искрящиеся свежим зимним холодом, снегом, пахнущие чистым прозрачным воздухом и хвоей, мог написать лишь человек, искренне влюбленный в Россию.

Любовь Пушкина к родине – это не только воспевание природы. Это и глубокие социально-политические мотивы, озвученные в его стихах. «Гроза двенадцатого года» дала мощный импульс патриотическому свободомыслию поэта. Подвиг русского народа, отстоявшего свою независимость и освободившего народы Европы, на всю жизнь запечатлелся в сердце и разуме Пушкина. Именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славой 1812—1815 годов и завершившаяся трагедией 14 декабря 1825 года.

… Российское крепостничество.

Чтобы сильнее его заострить, поэт в стихотворении «Деревня» применяет антитезу. Сначала читатель попадает в «приют спокойствия, трудов и вдохновения». На первый взгляд там все прекрасно, жизнь течет своим чередом, иногда прерываясь «роскошными пирами» и «забавами». «Везде следы довольства и труда». Но, оказывается, это лишь первое впечатление, которое очень обманчиво. Внезапно «мысль ужасная душу омрачает»:

Здесь Барство дикое без чувства, без закона, … Присвоило себе насильственно лозой … И труд, и собственность, и время земледельца, —

Возмущается поэт отношением помещиков к крестьянам-труженикам. И все-таки поэт надеется, что рабство падет, и «взойдет прекрасная заря».

Пушкин, выступавший с прямым призывом к борьбе против самодержавия во имя родины, близок идеалам декабристов. Он не отступает от них даже после того, как его друзей ссылают на каторгу. Поэт обращается к ним с пламенным воззванием:

Во глубине сибирских руд … Храните гордое терпенье, … Не пропадет ваш скорбный труд … И дум высокое стремленье.

Эти же идеи Пушкин воспевает в таких произведениях, как ода «Вольность», стихотворениях «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», написанных после декабрьских событий.

В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Известный поэт Александр Сергеевич Пушкин всегда преданно любил свою родину. Даже когда она его угнетала, грусть и одиночество его съедало, эта любовь ни на чуть-чуть не угасла. Самым любимым и ненавистным одновременно ему было местом в имении Михайловское. Там прошли и годы радости, и ссылки и творческого перерождения. В 1819 году, приехавши в свое имение, автор пишет стихотворение «Деревня». На первый взгляд оно напоминает по форме элегию, но ритм, напоминающий философские раздумья, очень обманчив. Первая часть произведения – это признание автора в любви к Родине, к родным местам, где он был очень счастлив. Но вторая часть сразу раскрывает ужасные мысли, которые огорчают поэта и омрачают его душу. С детства он видел насколько тяжелый и неоцененный труд в деревне и как роскошно могут жить богачи, не в чем себе не отказывая.

Но как бы хорошо ему ни было в тиши, его бунтарская натура не может долго этим наслаждаться. Он не может спокойно сидеть тогда, как мир так несправедлив. Его очень угнетает, что многие просто не замечают нищету и безысходность крестьян, не считаю их за людей. Поэт обращается к своему народу и мечтает быть услышанным. Тогда бы он смог изменить весь мир. Но этого так и не происходит и в заключение он задается вопросом, а увидит ли он отмену рабства.

Стихотворение очень сложное по композиции. Написано стихотворным размером – шестистопным ямбом с различной рифмовкой. Здесь присутствует как мужская, так и женская рифма и как кольцевая, так и перекрестная. Размышления лирического героя относятся как к прошлому и реальному времени, так и затрагиваю будущее. Та несправедливость, что присутствует в мире, когда-то же должна пасть, но только увидит ли автор это. Вот о чем были его размышления. Он хотел своим словом достучаться до бедного народа, помочь ему, но понимал, что, возможно, этого не случится.

Полный анализ стихотворения А. С.  Пушкина «Вновь я посетил…»

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я — но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни — там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,— здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Все тот же их знакомый уху шорох —

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

1835 г.

У Александра Пушкина достаточно много хрестоматийных произведений, одним из которых является стихотворение «Вновь я посетил…». Примечательно оно тем, что является для поэта своеобразным подведение жизненных итогов, той чертой, за которой ему предстоит сделать свой окончательный выбор и определиться, чего же он хочет на самом деле.

Данное произведение, состоящее из трех частей, было создано в 1835 году во время последнего приезда Александра Пушкина на малую родину – в знаменитое село Михайловское, где поэт провел не только все свое детство, но и два года ссылки. Отправляясь в родовое имение, Пушкин не имел четкого представления о том, как именно он будет дальше жить. Однако несколько месяцев, проведенных на лоне природы, помогли ему принять для себя несколько важных решений. Одно из них напрямую касалось творчества, которому поэт решил посвятить все последующие годы своей жизни. Пушкин понимал, что его положение при дворе весьма недвусмысленно, так как вольнолюбивые стихи и острые эпиграммы уже достаточно эпатировали светское общество и вызвали тайное неудовольствие государя императора. Однако месть царя была весьма тонкой и искусной, так как незадолго до поездки в Михайловское он пожаловал Пушкину титул камер-юнкера, которым принято удостаивать 20-летних юношей. Восприняв такой подарок как насмешку, поэт решил на время уехать в родовое поместье, чтобы принять окончательное решение в отношении того, как именно ему следует поступить.

Ответы на многочисленные вопросы, которые мучают поэта, кроются в его стихотворении «Вновь я посетил». Первая часть этого произведения посвящена ностальгическим воспоминаниям, в которых свозит некое сожаление о том, что молодость прошла, и настало время подводить первые жизненные итоги. Во второй части, которая навеяна прогулками по Михайловскому, можно отчетливо уловить желание поэта поселиться в этом забытом Богом уголке, навсегда покинув высший свет с его интригами и сплетнями. В то же время третья часть, начинающаяся строчкой «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», обращена к потомкам. Поэт заранее восхищается тем, что будущее поколение людей наверняка сможет избавиться от великосветского снобизма, станет лучше и чище, однако познакомиться с наиболее яркими его представителями автору вряд ли удастся.

В некотором смысле финальная часть стихотворения «Вновь я посетил» оказалась пророческой, так как менее, чем через полтора года Александр Пушкин погиб на дуэли, так и не воплотив в жизнь свою мечту еще раз вернуться в Михайловское и провести в поместье остаток своей жизни. Поэтому данное произведение является не только подведением итогов, но и своеобразным прощанием с родными местами, где поэту больше не доведется гулять по залитым лунным светом лугам, наслаждаясь безупречной красотой русской природы. Тем не менее, автор все еще не теряет надежды на то, что сможет разорвать порочный круг светского общества, рассчитаться с долгами и стать по-настоящему свободным человеком, который может жить так, как ему этого хочется.

Вера в то, что все еще можно изменить к лучшему, наполняет буквально каждую строчку стихотворения «Вновь я посетил», придавая ему некую легкость, возвышенность и романтичность. Несмотря на довольно непростой период в жизни поэта, он находит в себе силы для оптимизма и переосмысливает прожитые годы, приходя к выводу, что истинное умиротворение ему может дать лишь общение с природой. Всю свою жизнь он черпает силы для творчества именно в Михайловском, поэтому принимает окончательное решение поселиться в «родных пенатах», которому, к сожалению, так и не суждено будет реализоваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

семнадцать − семнадцать =

Adblock
detector