«Кавказ» анализ стихотворения Пушкина по плану и кратко. Стихотворение А. С. Пушкина традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье есть полный и краткий анализ «Кавказ» по плану, что облегчит подготовку к уроку и поможет более глубокому осмыслению темы.
Полный текст стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
Краткий анализ стиха «Кавказ» Пушкин А. С.
Вариант 1
После возвращения из ссылки А. С. Пушкин жил под постоянным наблюдением царя и начальника жандармов. Тема свободы для поэта, пережившего шесть лет изгнания и преследований на Юге и в Михайловском, остается по-прежнему актуальной. В 1828 году Пушкин просил царя об отправке его на Кавказ, в действующую армию, и получил отказ.
В 1829 году поэт самовольно едет на Юг, в Арзрум. Ему хотелось повидать ссыльных друзей-декабристов. Пушкину удалось встретиться с друзьями, но Кавказ приказано было покинуть. В Москве, вернувшись из Арзрума, он написал стихотворение «Кавказ».
«Кавказ подо мною», — так начинает поэт свой рассказ. Он «в вышине», «над снегами», «у края стремнины». Только орел, гордая и свободная птица, парит наравне с поэтом. Перед ним открываются бесконечные дали: «нагие громады» утесов, горные потоки, «рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени». А внизу, ближе к «веселым долинам» гнездятся жилища людей, и «нищий наездник таится в ущелье».
С молодым зверем, запертым в железной клетке, поэт сравнивает Терек — могучую и быструю горную реку, стесненную горным ущельем. Он «бьется о берег в вражде бесполезной», преодолевая преграды на своем пути.
Пушкин снова возвращается к теме свободы, вернее, к ее отсутствию для многих граждан России и покоренных народов. В рукописи Пушкина есть отброшенное поэтом продолжение стихотворения:
Так буйную вольность Законы теснят,
Так дикое племя под Властью тоскует,
Так ныне безмолвный Кавказ негодует,
Так чуждые силы его тяготят.
Образ Терека — зверя, рвущегося на волю из железной клетки, отразил думы поэта о судьбе народов Кавказа, жестоко угнетавшихся царизмом. «Нищий наездник», который «таится в ущелье», — это образ тех, кто сопротивлялся насилию, не желал покориться царской власти. И поэт, чувствующий постоянную несвободу от опеки властей, солидарен с ними.
Здесь, на Кавказе, среди вольной и дикой природы, Пушкин особенно остро чувствует естественную потребность человека в свободе. И оно одинаково свойственно и гонимому поэту, и притесняемым черкесам. И хотя стихотворение заканчивается печальной картиной бьющегося о скалы Терека «в вражде бесполезной», мы чувствуем силу и стремление к свободе этого «молодого зверя». И остается ощущение, что когда-нибудь он сокрушит все преграды на своем пути и вырвется из плена.
Вариант 2
После визита на Кавказ, Пушкин создал цикл стихотворений, которые внешне весьма похожи на поэтические заметки во время путешествия. Стихотворение “Кавказ” именно один из таких произведений. К написанию этого стихотворения автора подтолкнула прогулка по горам. Автор не только мастерски использует пейзажную лирику, а и включает в содержание философские размышления. В “Кавказе” высказывается влечение к внутренней свободе несмотря на то, что этого нереально достичь.
В центре стихотворения находится южная природа, а именно ее прекрасные мелочи, которые не всегда способны увидеть люди. Орел в небе, утесы, рощи и даже птицы с оленями – эти все образы подтверждают изысканный окружающий мир. Но у природы есть свои нюансы.
В жизни свои законы, в которых нет романтики, а только повседневная проза. Люди, которые трудятся целый день, чтобы пропитаться. Их край очень обилен и щедрый, но за плодородную землю приходится бороться с горами. Образы людей настолько мастерски созданы, при этом не акцентированы на внешности и роде деятельности.
Много внимания сосредоточено на различных природных стихиях. Сильные реки вызывают у автора чувства
гордости и уважения, но в то же время, автор описывает беспомощность людей в случаи мощного потока реки. Герой упорно пытается справиться с природой, но прекрасно понимает, что все бесполезно.
Пушкин сравнивает себя с потоком реки, которая ограничена берегами, поскольку он тоже не может вырваться, чтобы показать себя полностью. Отличие в том, что сила мощного потока разрушительная, а писатель называет свою силу созидательной, которая может изменять мировоззрение общества.
Но согласно стихотворению, автор уверен в несбыточности своих желаний, поскольку этому противятся силы природы. Мудрость и беспощадной природы полностью передает внутренние ощущения автора, поскольку его война с окружающим миром не принесет ему победу.
Вариант 3
Александр Пушкин всегда мечтал побывать на Кавказе, и в 1829 году перед ним открылась уникальная возможность побродить по незнакомым местностям, попутешествовать по неизведанным землям. На фоне эмоционального вдохновения, поэтом была создана целая группа стихотворений, которые были посвящены увиденному и услышанному вокруг.
Одним из таких творческих работ стал «Кавказ». В нем, автор не только мастерски описывает окружающие его пейзажи, он философствует на жизненные темы, он размышляет на тему свободы.
Плененный красотами природы, Пушкин описывает ее в стихотворных строках. Он пытается донести до читателя те чудеса, которые творятся в густых рощах и лесах.
Однако поэт пишет и о совершенно другой крайности этого прекрасного явления. Ведь, кроме птиц и животных, в этих густых зарослях живут люди, которые всеми силами стараются выжить и добыть пищу для пропитания.
В ходе стихотворения мы видим образы людей, которые все свободное время тратят на то, чтобы выжить. Они не имею четкого описания внешности и вида деятельности. Такие особенности описания людей дополняют идиллию природы и создают уникальное стихотворное произведение.
Пушкин пытается наделить свойствами живого человека реки Кавказа. Он описывает их мощь и cилу, он говорит об их напористых возможностях. Автор сравнивает звуки реки Терек с воем зверя. Автор замечает тот факт, что человек, рядом с такой стихией, совершенно беспомощен.
Пушкин размышляет о том, что и он сам не в состоянии справится с теми стенами, которое построило для него окружающее общество. Он сравнивает себя с водными потоками реки, которые не в силах сдвинуть каменные склоны. Действие воды он наделяет силами разрушения.
А действия своих стихотворных работ он наделяет силами созидания. Поэт пытается повлиять, а также изменить мировоззрение окружающих людей, донести до них истину. Но, Пушкин понимает, что все это, только неосуществимые мечты. Им не суждено сбыться. Его внутренняя война с окружающим миром кажется поэту проигрышной.
Стихотворение «Кавказ» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им, завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.
Тема
Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним.
Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем.
Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.
Жанр
Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.
Средства выразительности
Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”. Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.
Вариант 2
Величественная природа Кавказа навсегда заворожила А.С. Пушкина, впервые побывавшего в тех местах в 1829 году, и вдохновила поэта на создание вечных произведений, в числе которых стихотворение «Кавказ». В четырех шестистишиях выражена вся красота и могущество горных вершин и рек, сложно себе представить более точную и атмосферную передачу колорита этих живописных мест.
Cодержание
Умение находить прекрасное в каждой мелочи и передавать это чувство прекрасного читателю – вот что отличает настоящего поэта. Очарование южных гор и всего, что их окружает, наталкивает А.С. Пушкина на размышления о своей жизни, а во всем, что он видит вокруг, он умеет разглядеть свой живой организм и присущий только этому организму характер: здесь и «утесов нагие громады», и «тучи смиренно идут», и «Терек играет в свирепом веселье».
Знакомясь с произведением, читатель как будто сам видит все своими глазами и не только видит, но и чувствует, и осязает: он вместе с автором стоит «над снегами у края стремнины» и наблюдает «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье».
Но не только красоту и одухотворенность видит поэт: от него не скрывается и проза повседневной жизни, и уже мы вместе с автором наблюдаем за людьми, гнездящимися в горах, пастырем, нисходящим к «веселым долинам», являемся случайным свидетелем того, как «нищий наездник таится в ущелье».
Здесь все рядом: величие и безмолвие природы соседствует с обычной жизнью людей, которые, быть может, привыкли к тому, что видят каждый день и уже не замечают ту необыкновенную красоту, которая их окружает. Поэт охватывает все своим взглядом, ничто не остается без его внимания, а всеобъемлющий русский язык выражает малейшие детали увиденного и всю гамму чувств, завладевших поэтом при взгляде на суровые горные долины.
Особое внимание А.С. Пушкин уделяет горным рекам – Арагве и Тереку, которые он наделяет человеческими чертами. Они вызывают у поэта одновременно множество противоречивых чувств: их напористость и сила восхищает (Терек «играет и воет, как зверь молодой») и, вместе с тем, напоминает о безысходности, в том числе своего собственного жизненного пути («бьется о берег в вражде бесполезной»).
Поэт обращается к бурному потоку вод и отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады» и это настроение полностью соответствует его собственному мироощущению и противопоставлению себя окружающей действительности. Одновременно с этим поэт понимает, что, в точности также, как и Терек, вряд ли сможет выйти победителем из этой жестокой схватки.
Художественно-выразительные средства и стихотворный размер
Стихотворение начинается с краткого и емкого «Кавказ подо мною». И читатель в один момент переносится в горные долины, перед ним предстает поэт, одиноко стоящий на одной из горных вершин наравне с неподвижно парящим орлом.
Написанное четырёхстопным амфибрахием, произведение традиционно относится к жанру лирического стихотворения. Считается, что оно представляет собой пейзажную лирику, однако в нем немало и философского подтекста.
Эпитеты, используемые автором, помогают читателю увидеть картину глазами поэта и делают описание природы живым и ярким: «тощий мох», «нагие громады», «голодные волны», «грозные обвалы».
Известный критик В. Г. Белинский писал, что с подачи А.С. Пушкина Кавказ стал для русских «заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии». И действительно, читая стихотворение, понимаешь, насколько суровая природа горного края созвучна с независимой, вольной и одновременно жаждущей понимания сущностью русского поэта. Наверное, в том числе и поэтому, А.С. Пушкин сумел так точно увидеть, понять и передать нам красоту и величие этих гор.
Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»
Вариант 1
Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести к поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. К Кавказу обращались многие поэты и писатели — Лермонтов “Мцыри”, Пушкин “Кавказ” и “Кавказский пленник”, Бунин “Кавказ”, Толстой “Кавказский пленник”.
Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.
Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали.
Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы.
Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.
Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения.
Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной».
Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере.
Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя.
К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады». Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.
Вариант 2
Свое стихотворение «Кавказ» Пушкин написал, находясь под впечатлением от красоты кавказских гор. До того момента как поэт приехал на Кавказ, он несколько лет был в ссылке под неусыпным контролем царя и его помощников. В то время Пушкин писал стихотворения, посвященные свободе, так как сам в ней остро нуждался.
Поэт просил царя отправить его в армию, расположенную на Кавказе, но в итоге получил отказ. В 1829 году Пушкин самовольно поехал туда, чтобы увидеться со своими друзьями, находящимися в ссылке. Однако долго ему там пробыть не удалось, его отправили обратно в Москву. После этой поездки Пушкин и написал это стихотворение.
Вначале он описывает красоты кавказских гор. Пишет о том, какие там зеленые травы, благоухающие цветы. Это великолепие находится у подножия и в самом начале горы. Если же подниматься выше, то вниманию путника предстают сухие кустарники между большими камнями. На самой верхушке лишь одни голые камни, да снег.
Затем поэт пишет о Тереке, сравнивая его с разъяренным молодым зверем. Он как будто рвется на свободу, но ему никак не удается выйти из своих берегов. По горам гуляют овцы и пастухи, они на свободе, а Тереку приходится томиться между двух берегов. Он как запертый в клетке зверь, который когда-нибудь вырвется на свободу. В небе летит орел, он, как и лирический герой, видит все со стороны, с высоты своего полета.
«Кавказ» написан четырехстопным амфибрахием и состоит из четырех строф. Каждая строфа представляет собой шестистишие. Это лирическое стихотворение написано на самую волнующую тему для Пушкина. Свобода – вот что было дорого и ценно для поэта. Он страдал, находясь в ссылке, поэтому с таким восторгом описывает Кавказ, где он побывал, будучи свободным человеком.