Античная литература – письменные тексты, созданные до III в. н.э., некоторые произведения V в. н.э. также относят к трудам античности. В большинстве классификаций литературу Древнего мира отождествляют с античным периодом, ведь сам термин «античный» происходит от латыни «antiquus», что означает «древний».
Особенности литературы Древнего мира
В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения того времени все еще тесно связаны с фольклором, поэтому в литературные тексты часто входили фольклорные элементы.
Древними считаются сочинения, написанные до IX-VIII вв. до н.э. К этому периоду относятся:
- древнеегипетская тексты: Месопотамии (шумерские, ассиро-вавилонские), хеттские, хуритские и угаритско-финикийские произведения;
- классические сочинения Азии: древнекитайские, древнеиндийские, древнеиранские, древнееврейскии;
- древние произведения: китайской, индийской, персидской, еврейской, греческой, римской литератур.
Главными творениями древнеиндийской литературы считаются Веды – сборник священных гимнов, а также эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Сокровища древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», а также гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».
Греческая литература архаического периода представлена поэмами «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.
Литература античности
Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.
Для понимания античной литературы и отличительных черт от европейских стоит помнить, что ее развитие наложило отпечаток рабовладение – в этом ее первая особенность. А вторым характерным признаком античной литературы является ее тесная связь с мифологией.
Греческие произведения исторически старше римских, поскольку древнеримская литература только начинала свое развитие в то время, когда древнегреческая уже переживала относительный упадок.
Рассмотрим подробнее характерные черты их развития.
Особенности греческой литературы
Греческая античная литература зародилась и сформировалась на основе фольклора, где важнейшее влияние оказала древнегреческая мифология.
История греческой литературы античности условно разделяется на следующие этапы:
- до VIII в. до н.э. – фольклорный или долитературный период.
- VIII-VI в. до н.э. – архаический период, распад родового и возникновение рабовладельческого общества, развитие эпоса и лирики.
- VI‑V в. до н.э. – классический период, время культурного, политического, экономического роста Афин. Расцвет драмы и художественной прозы.
- VI‑I в. до н.э. – эллинистический период, время македонского и римского владычества, развиваются «новая» комедия и «александрийская поэзия».
- конец I в. до н.э. – V в. н.э. – поздний, «римский» период; Греция под властью Рима, существенное преобладание прозы над поэзией.
В мифах описываются представления древних греков об окружающем мире — о его происхождении, природе, устройстве общества. Греческая мифология основана на рассказах о богах. Философы современности создавали свои труды на базе мифов. Информацию о греческих богах и героях, мы получили из текстов античной литературы – трудов Гомера, Гесиода, Эсхила, Аполлодора, Софокла и Еврипида.
Эпос как литературный жанр также восходит к устной народной традиции. Песенные сказания о Троянской войне, которые складывались на протяжении нескольких веков, приобрели свою художественную форму, благодаря аэдам. Так появились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея», создание которых приписывается Гомеру.
К послегомеровскому эпосу относят творчество Гесиода (VII в. до н.э.), чье имя является первым реальным в античной литературе. Его перу принадлежат две поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Причем «Труды и дни» – это единственный образец дидактического эпоса, лишенный сюжета, а «Теогония» представляет собой систематизацию родословной богов и историю происхождения мира.
Обострившиеся в VII-VI в. до н.э. расхождения между коллективом и личностью, привели к бурному расцвету лирических произведений, которые предоставили возможность самовыражения личности. Лирика этого периода разделялась на три жанра: элегию, ямб и мелику.
Причем за каждым лирическим жанром был закреплен определенный стихотворный размер (лишь мелические поэмы могли использовать все размеры даже внутри одного стиха). Для элегии, резвившейся из обрядовых песен, свойственно чередование гекзаметра, пентаметра, которое называют элегическим дистихом.
В VIII- VII вв. до нашей эры повсюду распространился культ Диониса, богатый обрядами карнавального типа. В этот период возникли все жанры греческой драмы с обрядовыми магическими играми. Постановка трагедий на празднествах, приуроченных Дионису, приобрела официальный характер в конце VIII века до нашей эры в эпоху тирании.
Эсхила уже тогда называли «отцом трагедии», хотя он не был ее первым автором. Основоположником трагического жанра является Феспид, живший во второй половине IV в. до н.э. Эсхил стал вторым реформатором трагедии. Его пьесы посвящены актуальным проблемам современности, а культ Диониса сосредоточился у него сатировской драме.
Эсхил превратил примитивную кантату в драматическое произведение тем, что ограничил роль хора и ввел в действие второго актера. Самой архаической трагедией Эсхила является «Молящие», «Агамемнон» и «Прометей прикованный».
Софокл был любимым трагическим поэтом греков в V в. до н.э. Если Эсхил 13 раз побеждал в трагических состязаниях, то Софокл — 24 раза. Софокл — поэт афинской гражданственности: в своих трагедиях он поднимал важные социальные проблемы о разумной власти, долге человека перед обществом, о правильном поведении человека в коллективе и т.п.
Однако Софокл не стал великим реформатором драмы, как Эсхил, хотя его мастерство было доведено до совершенства. Из его 123 трагедий и драм до нас дошло только 7, самые значимые из них трагедии так называемого фиванского цикла – «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона».
Если Софокл – стихотворец расцвета демократии, то Еврипид – поэт ее упадка. Миру известны 92 названия драм Еврипида, из них полностью сохранилось 18 (17 трагедий и 1 драма). В творениях Еврипида находит отражение его морально-философские искания и сомнения, поэт развивает в своих трагедиях множество вопросов, но часто оставляет их без ответов.
Если герои Софокла убеждены в правильности своей позиции, то герои Еврипида мечутся, ищут, сомневаются; если у Софокла конфликт является результатом конфликта воззрений разных граждан, то у Еврипида – итог внутреннего противоречия, борьбы чувств и разума.
Комедия получила в Афинах официальное признание намного позже, чем трагедия. Аристофан — крупнейший комедиограф V‑IV вв. до н.э. и является единственным автором древней комедии, чьи сочинения дошли до нас. Во всех комедиях Аристофана так или иначе затронута проблема войны и мира, и лежит в основе таких комедий, как «Ахарняне», «Лисистрата», «Мир».
В ряде других трудов Аристофан пробуждает культурные проблемы. Особенно увлекательны в данном отношении являются комедии «Облака» и «Лягушки». Борясь с драматургическим новаторством Еврипида, Аристофан отстаивал свои литературные и общественно-политические принципы, защищая коллективистскую этику.
Особенности римской литературы
Римская литература считается новым этапом развития античных произведений. Римляне переняли у греков большинство литературных жанров, поэтических форм, стихотворных размеров, сюжетов, приемов, драму. Но это не значит полное копирование всех заслуг греческой литературы.
Периодизация римской литературы напрямую связана с этапами развития римского общества:
- Долитературный период (фольклорный) (с сер. VIII-III в. до н.э.).
- Литература эпохи республики:
- ранний период (III в. до н.э. – II в. до н.э.).
- период гражданской войны (II в. до н.э. – 40 года I в. до н.э.).
- «Золотой век», становление империи и принципа Августа (40год I в. до н.э. – 14 г. до н.э.).
- Произведения эпохи империи (I‑V в. до н.э.).
Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии в лице двух крупных комедиографов Плавта и Теренция. От тогаты сохранились незначительные фрагменты и имена авторов: Титиний, Афраний, Атта.
Плавт – знаменитый римский автор комедий. Ему принадлежат примерно 120 комедий, 21 из которых дошла до нашего времени. Самыми известными из них являются «Псевдол», «Хвастливый воин», «Клад». Комедии Плавта предназначены для широких слоев римского общества, испытывающих потребность в развлекательных представлениях с грубоватым народным фарсом.
«Золотой век» римской античной литературы определен периодом между смертью Цезаря и Августа (44–14 г. н.э.). Литература данной эпохи представлена двумя ключевыми поэтами – Вергилием и Горацием.
Вергилий написал три крупных сочинения «Буколики» («Пастушеские стихотворения»), дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии») и эпическую поэму «Энеида». Он является самым выдающимся поэтом эпохи Августа, его творения насыщены глубокими думами и солидными художественными достоинствами. Произведения Вергилия оказали влияние на развитие культуры и литературы нового времени.
Гораций – еще один поэт принципата Августа. Он создавал «Эподы», «Сатиры», «Оды», «Послания». Гораций в своем творчестве опирается на известных греческих поэтов: Алкея, Сапфо, Анакреонта. Перенимая их лучшие традиции, адаптируя их стихотворные размеры, римский поэт достигает вершины совершенства римской поэзии.
За принципатом Августа наступает эпоха утверждения неограниченной власти императора. Грани между прозой и поэзией стирается: в прозу проникают поэтические средства, а в поэзию – авторские. Использование вдохновляющих метафор, эффектных сравнений и обилие антитез сделали литературу данного времени необычным и интересным явлением. Самым значимым писателем данного периода является Сенека.
Философские размышления Сенеки нашли отражение в «Утешительных посланиях». Все его трагедии написаны на греческие сюжеты («Медея», «Эдип», «Агамемнон» и т.д.), однако в отличие от греческих трагиков, которые верили в творческие силы человека, Сенека изображает своих героев игрушкой в руках слепого рока.
В произведениях римского трагика находит свое отражение жестокая эпоха Нерона, чьим воспитателем он был: многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений.
Сенека стал автором многих философских трудов и «Нравственных писем к Луцинию». Его трагедии в значительной степени повлияли на развитие европейской драмы (в творчестве Шекспира, Корнеля, Расина).
Другие известные литературные деятели античного Рима – сатирик Ювенал и платоник Апулей, написавший знаменитый роман «Метаморфозы» («Золотой осел»).
Историческое значение античной литературы
Историческая важность античной литературы безмерна в плане огромного влияния на формирование и развитие европейской литературы, ведь европейское искусство в целом невозможно без великих идей античности. Заявляя о значимости античной литературы, следует не забывать о том, что в ее русле зародились и утвердились такие науки, как история, философия, теория литературы и красноречия, филология, грамматика.
Необходимо помнить, что все стихотворные размеры в европейских языках носят греческие названия: ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий. Термины «стопа», «ритм», «метр» тоже заимствованы из греческого языка.
Литература древних греков и римлян дала миру множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I веку до н. э. и началу I века н. э.
В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, были заложены основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода литературных (художественных) текстов: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.
Время создания античной литературы давно закончилось. Однако жизнь произведения античности продолжалась и продолжается до сих пор. Многие темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы перенимаются писателями последующих эпох. Особенно часто обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества деятели эпохи Ренессанса, классицизма, романтизма.
В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет; в советской поэзии элементы античных сочинений можно найти в работах В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого и многих других.
Античная литература близка современному читателю своей гуманистической сущностью. Понятие о ценности человеческой личности, о гармоническом развитии духовных и физических сил каждого человека, о разумном единстве свободы личности и порядка общества, о сквозном законе, который определяет нормы жизни природы, человека и человечества, – все эти понятия были созданы греческой и римской античностью.
Именно в Древней Греции и Риме исторические условия впервые установили в центр человеческого сознания проблему единства личности и общества, которая осталась основной во всем последующем развитии европейской гуманистической традиции. Общность данной традиции и определяет тот факт, что среди всех культур Древнего мира европейская античность столь духовно близка современности.