Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.
Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.
Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.
Человек и природа
В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.
Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.
Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.
Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.
Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.
Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.
В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.
В последние два столетия в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в «Медном всаднике» А.С. Пушкин (Нева, одетая в гранит, восстает против воли самодержца Петербурга).
Образы природы в литературе 18–19 вв
Такая идея существует и встречается в литературе 18–19 вв. Вспомните «Сказку о спящей царевне и 7 богатырях» Пушкина, где Елисейский князь обращается к солнцу, луне и ветру в поисках невесты и отвечает ей. Или стихотворение Лермонтова «Тучки небесные», в котором характер поэта описан как говорящий с облаками.
Пейзажи до XVIII века в литературе встречаются редко. Это были исключения, а не «правила» воссоздания природы. Опираясь на природу, писатели по-прежнему подвержены стереотипам, клише и обществу, которые все еще характерны для определенного жанра, будь то путешествия, элегия или описательная поэзия.
В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.
Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.
В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.
Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.
В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.
Образы природы в лирике 20 века
В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.
Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.
«Мои слова живут большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моей работе», — сказал Есенин.
Для Есенина все люди, животные и растения — природа, а человек её неотъемлемая часть, однако природа тоже наделяется человеческими качествами. Например, стихотворение «Зеленая причёска». Внутри образ похож на березку, и он похож на человека.
Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.
Лучшее его поэтическое произведение — поэма «Листопад» занимает не только в русской, но и в мировой поэзии почетное место.
Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.
Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.
«Сад, — сказал Д.С. Лихачев, — всегда выражает определенную философию, представление о мире, отношение человека к природе, являющейся идеальным микромиром».
Картины природы в прозе 20 века
Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.
Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.
Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.
Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.
Творчество многих писателей ХХ века проникнуто философией космической гармонии: человек соединен с природой, каждое событие своей жизни — рождение, смерть, любовь — так или иначе связано с природой.
В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.
Моральные, философские и экологические вопросы актуальны в литературе, особенно в «деревенской» прозе.
Работы, в которых «философия природы» в 60–70‑е годы стала доминирующей семантикой, сгруппированы в три основных направления: философия природы — мифология природы — поэтика.
Изучение «естественных» основ жизни в литературе, по мнению критиков, свидетельствовало о решении проблем органического развития общества и человека, а не о «рисовании на природе».
Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.
Понятие «натурфилософская поэзия и проза» прочно вошло в литературный уклад.
Определение «натурфилософской прозы» в связи с литературным процессом второй половины ХХ века было использовано одним из первых критиков Ф. Кузнецов в рецензии на «Царскую рыбу». В. Астафьева.
В русской прозе о деревне 60–70‑х годов читатель знакомится с крестьянином, унаследовавшим многовековую народную мораль (В. Распутин «Прощание с матерой»).
Обращаясь к основам человеческого существования, эта проза могла помочь задуматься о «вечных» вопросах: о жизни и смерти, о смысле людей, «кто это придумал, тот придумал». На страницах прозы образ деревенской природы, как и космоса, создавался как единое целое, объединенное глубокой древностью.
«Естественность» мировоззрения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин выражен как главный образ в совпадении трагических событий с естественным периодом года: пробуждающейся (весна), цветущей (летом) и убывающей (осенью) природой. Человеческая жизнь написана в важнейших проявлениях этого периода.
Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.