Сочинение «Крайний участок по Пролетарской улице» Чичёв

Сочинение для ЕГЭ по русскому языку по тексту Ю. И Чичёва «Крайний участок по Пролетарской улице».

Сочинение Крайний участок по Пролетарской улице

Вариант 1

В прочитанном мною тексте Ю. И. Чичёв ставит проблему отношения к своему и чужому.

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает своего приятеля Шурку Гусева. Его привезли из послевоенной деревни, чтобы он поправил здоровье.

Однажды рассказчик зашёл за своим приятелем и увидел разницу в том, как тётя готовила для своей дочери и для Шурки: она клала своей дочке три кусочка сахара, а Шурке — один, обожаемое Шуркой масло она намазывала дочке с горкой, а ему с проблесками.

Этим примером писатель хотел показать, что отношение тёти к племяннику, приехавшему из голодной послевоенной деревни, к сожалению, было хуже, чем к дочке. Чужой ребенок был для нее обузой, проблемы Шурки не заботили тетю.

Можно сделать вывод: некоторые люди просто не могут относиться к чужим проблемам так же, как и к своим.

Однако такое отношение свойственно не только в серьезных жизненных ситуациях. Даже жалостливые люди, способные заметить несправедливость, могут поступить подобным образом.  Автор несправедливо отнёсся к новому другу, брату Шурки Ивану.

Однажды им задали смастерить электромоторчик, и они решили выполнить домашнее задание вместе, но сначала было решено сделать электромоторчик рассказчику, а потом уже его другу. Они оба активно делали моторчик, друг помогал изо всех сил.

Когда работа была завершена, автор принёс его в школу и ему поставили пятерку. Потом нужно было сделать задание Вани, но автор уже с неохотой взялся за это дело, и в результате моторчик получился неаккуратный и не такой мощный, как первый.

Поступок автора показывает нам отношение человека к своей и чужой задаче. Этот пример доказывает, что человек не всегда способен относиться к другому человеку так же, как к себе, даже если он это делает не со зла.

Эти два примера разные, но их объединяет свойство человеческой личности. Этим свойством наделены разные люди. Это свойство — эгоизм, именно он не всегда позволяет относиться к другим так же, как к себе.

Ю. И. Чичёв убеждён, что зачастую человек не способен относиться к родным и к чужим одинаково, он может обделять душевной теплотой чужих, склонен относиться к своим проблемам серьезнее, чем к чужим, несмотря на его моральные качества, возраст, люди склонны поступать так.

Я согласна с позицией автора, так как тоже считаю, что людям бывает сложно преодолеть эгоизм и понять другого человека, принять его проблемы, как свои. Подтверждением может служить известная сказка.

Так,  в сказке «Золушка» Ш. Перро главная героиня была дочкой короля, который женился на злой эгоистичной женщине. У это женщины было две дочки. Мачеха заставляла падчерицу выполнять всю грязную работу и прислуживать ее дочкам, а они насмехались над Золушкой.

Этот пример показывает, что человеку, особенно с неразвитым внутренним миром, сложно воспринимать других людей равными себе. Для таких людей чужое горе всегда будет меньше своего.

Деление мира на «свое» и «чужое» незбежно, это заложено в каждом человеке, однако преодоление барьера между людьми делает нас лучше, добрее, рождает милосердие и сострадание. Важно понимать, что только поставив себя на место другого, мы сможем понять человека. А понимание – залог мира и процветания общества.

Вариант 2

Почему непросто относиться к чужим проблемам, так же как и к своим? Должен ли человек искоренить к себе эгоизм и быть щедрым по отношению к окружающим? Именно эту проблему ставит в своем тексте Ю. И. Чичёв.

Размышляя над проблемой, автор делится с читателями детскими воспоминаниями. Он описывает его приятеля Шурку, недавно прибывшего из голодной послевоенной деревни к тете чтобы «отъедаться».

Рассказчик случайно замечает, как тетушка Шурки неравно распределят еду между ним и своей дочерью:

 «Дочке в стакан — три куска сахара, Шурке — один. Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько».

Это поражает рассказчика. Он находит это несправедливым и искренне удивляется, почему его мама, которой он рассказал об этом, считает тетушку Шурки «несчастной бедняжкой». Этим примером автор показывает, что несправедливость в отношении к себе и к «своим» свойственна всем людям, но понять её причины далеко не всегда удается, не испытав подобное на себе.

Далее рассказчик повествует о том, как они с Иваном — братом Шурки — делали проект по физике. Моторчик, сделанный для рассказчика обоими мальчишками, получился «образцовый», а моторчик для Ивана получился «аляповатый, неизящный».

Все дело в том, что рассказчику очень не хотелось делать моторчик для Ивана, он «всячески отлынивал» и не прилагал больших усилий. Только повзрослев, автор понял, в чем причина такого поведения. Человеку свойственно заботиться о себе больше чем, об окружающих.

Он понял, почему его мама называла тетушку Шурки бедняжкой, ведь действительно трудно делиться чем-то с другим, когда так хочется этого для себя. Оба примера, дополняя друг друга помогают понять, что эгоизм есть в каждом из нас и часто человеку трудно бороться с ним.

Позиция автора совершенно ясна: он считает, что так происходит потому, что человек боится что ресурсов, которыми ему приходиться щедро делиться, может не хватить. Тетя Шурки боится, что сахара и хлеба для ее дочурки в один момент не хватит, сам рассказчик переживает, что моторчик Ивана будет лучше его.

Я абсолютно согласна с автором, а так же считаю, что человек может относиться к проблемам других иначе чем к своим еще и по той причине, что постоянная щедрая помощь ведет к восприятию этой самой помощи как должной, а когда человек вдруг отказывается помогать, то становится почти врагом.

Это происходит потому, что людям свойственно тянуться к тому, что достается даром, и к тем, кто это все предоставляет.

Доказательством моей точки зрения могут послужить последствия неправильного воспитания Митрофана, героя пьесы-комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». С самого раннего детства, Митрофан привык получать все, что пожелает.

Если родители восхваляют Митрофана, то он относится к ним и к благам, которыми они окружают его как к должным. Это привело к тому, что Митрофан стал равнодушным ко всем окружающим, особенно к родителям.

Если человек искоренит в себе эгоизм, и будет постоянно одаривать других, то это приведет к потребительскому отношению окружающих к нему. Относится к своим проблемам так же как к чужим непросто, ведь трудно делиться какими-либо благами, желаемыми в большей мере для себя.

Однако всё же стоит помогать другим, но так, чтобы это не вело к восприятию помощи как должной. Нужно найти грань, между помощью и потаканию нуждам других, потому как, полностью искореняя в себе эгоизм, человек разрешает относиться к нему потребительски.

Вариант 3

Почему возникают трудности в отношениях между друзьями? На этот вопрос пытается найти ответ русский журналист Юрий Иванович Чичев в предложенном для анализа тексте. Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему.

В центре внимания русского журналиста выполнение уговора — построить вместе электромоторчики — каждым из друзей: Иваном Гусевым и героем-рассказчиком.

Как подчеркивает Юрий Иванович Чичев, Иван во время работы над моторчиком героя-рассказчика “ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком…”.

Этим примером автор демонстрирует: человек воспринимал задачу друга как собственную. Развивая сюжетную линию, русский журналист обращает внимание читателя на работу рассказчика во время сборки электромоторчика Ивана Гусева.

Юрий Иванович Чичев замечает, что герой-рассказчик “всячески отлынивал, работал… спустя рукава”. Так автор показывает: человек выполнял задачу друга, как чужую задачу.

Русский журналист, приводя примеры, которые противопоставляют друг друга, помогает понять, почему на самом деле появляются сложности во взаимоотношениях друзей. Позиция Юрия Ивановича Чичева ясна.

Автор считает, что трудности в отношениях между друзьями возникают, потому что не всегда каждый из друзей относится к задаче друга как к собственной.

Я согласен с мнением русского журналиста: действительно, сложности во взаимоотношениях друзей появляются из-за эгоизма одного из друзей.

Вспомним пример из литературы. В басне Льва Николаевича Толстого “Два товарища” герои встретились в лесу с медведем. Один из мальчиков, спрятавшись на дереве, оставил другого один на один с медведем. В результате оба встречи с медведем оба товарища выжили, но один из них, который не залез на дерево, косвенно назвал товарища плохим человеком.

Таким образом, трудности в отношениях между друзьями возникают из-за того, что один из друзей ставит свои интересы выше интересов друга.

Вариант 4

В центре внимания Ю.И. Чичёва находится следующая проблема: отношение к своему и чужому.

Раскрывается она через воспоминания рассказчика. Он говорит о своем детстве, которое пришлось на послевоенные голодные времена. К тете Нине Аносовой приехала сестра, которая оставила «отъедаться» своего сына Шурку Гусева.

Рассказчик, друживший с Шуркой и бывая у Аносовых дома, замечал, что тетя Нина давала своей дочери три куска сахара, а Шурке – всего один, что она своей дочери намазывала хлеб густо, а Шурке – жиденько.

Заметив такую несправедливость, рассказчик поведал об этом своей матери, которая назвала Нину Аносову «несчастной бедняжкой». Но рассказчик был другого мнения: «Она не бедная, она жадная».

О том, что «за дело мать тогда наказала, за дело укорила», рассказчик понял только тогда, когда проанализировал другую ситуацию из детства. Рассказчик и Иван Гусев договорились вместе сделать электромоторчики.

Сначала мотор сделали повествователю, оба мальчика работали воодушевленно, но когда пришло время делать мотор Ивану, рассказчик делал его «неохотно», «нехотя, спустя рукава», ему не хотелось делать мотор другому человеку.

Рассказчик отмечает, что вспоминать об этой ситуации ему стыдно. Это говорит о том, что автор призывает обращать внимание не только на свои цели и интересы, но и на цели и интересы других людей.

Автор показывает, что часто человек по-разному относится к своему и чужому. Так происходит, потому что люди задумываются о собственных интересах и интересах родных и близких людей, порой забывая об интересах других людей.

С авторской позицией можно согласиться. Люди к своему относятся более бережно и заботливо, чем к чужому.

Поднятая в тексте проблема затрагивается в художественных произведениях русской и зарубежной литературы.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается образ Ларры. Будучи сыном гордого и свободолюбивого орла, Ларра высоко ценит свою свободу. Он хочет ни от кого не зависеть, делать все то, что ему только пожелается.

М. Горький показывает, что Ларра к собственной свободе относится бережно и уважительно, а на свободу других людей не обращает внимания вовсе. Так, он требует от девушки любви, не понимая того, что она не хочет быть с ним. Не задумываясь о судьбе девушки, Ларра лишает ее жизни, не чувствуя угрызений совести.

В сказке Ш. Перро «Золушка» мачеха Золушки с любовью относится к своим дочерям, освобождает их от работы и всячески балует их. А к Золушке героиня относится совершенно по-другому. Она не уважает ее и пытается сделать из нее домохозяйку.

Мачеха заставляет Золушку ухаживать за домом и выполнять приказы ее дочерей. В сказке показано, как мачеха к «своему» относится лучше, чем к «чужому», ведь Золушка не была ее родной дочерью.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что люди порой по-разному относятся к чужому и к своему. Ю.И. Чичёв, который поднимает данную проблему, призывает людей относиться и к собственным, и к чужим интересам одинаково.

Пояснение

Проблемы:

  1. Проблема отношения к своему и чужому. (Одинаково ли человек относится к собственному и чужому? Всегда ли он способен относиться к чужому так же, как относится к себе и своим родным и близким?)
  2. Проблема нравственного осуждения другого человека. (Имеем ли мы право осуждать других людей, если сами несовершенны?)
  3. Проблема несовершенства человеческой натуры. (Всегда ли человек способен совершить нравственное усилие на благо другого?)
  4. Проблема послевоенного детства. (В каких условиях росли дети после войны?)
  5. Проблема двойных стандартов. (Чем обусловлены двойные стандарты?)
  6. Проблема дружеских отношений. (Почему возникают трудности в отношениях между друзьями?)

Позиция автора:

  1. Человек далеко не всегда способен одинаково относиться к собственному и чужому: к себе, к своим родным и близким мы относимся лучше, обделяя чужих. К реализации своей цели мы часто подходим с бо́льшим энтузиазмом, нежели к воплощению чужой идеи.
  2. У нас нет нравственного права осуждать чужих, поскольку сами мы несовершенны и в равной степени достойны осуждения.
  3. Далеко не всегда мы способны совершить нравственное усилие на благо другого, даже если другой — наш родственник или товарищ.
  4. Жизнь детей после войны проходила в обстановке бедности, голода, иногда нищеты.
  5. Требования, предъявляемые людьми к похожим, но отличающимся нюансами ситуациям, могут разниться из-за корыстных интересов.
  6. Не всегда друзья воспринимают задачи и проблемы друг друга как собственные.

Таким образом, мы пришли к выводу, что люди к себе и своим близким относятся лучше, чем к чужим. В этом тексте примером для подражания является Иван, он выполнял задание одинаково, как для себя, так и для друга.

В заключение хочется сказать: мы должны помнить, что вокруг нас такие же люди со своими делами и проблемами, мы должны быть более терпимыми и толерантными по отношению к ним.

Итоговая таблица рейтинга
Вариант 2
10
Вариант 1
9
Вариант 3
3
Вариант 4
2
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

10 + шестнадцать =