Сентиментализм в литературе – это течение или направление, в котором большое внимание уделялось чувствам и переживаниям человека. Зародилось в 1710‑х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.
Даже название свое это литературное направление получило, благодаря роману англичанина Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», в котором автор прославляет жизнь во всех ее проявлениях.
Основные признаки и черты
Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.
Сентиментализм (от английского sentimental – чувствительный) – в отличие от классицизма, главное внимание уделяет не идее, а человеку.
Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:
- Главное достоинство личности — умение сочувствовать.
- Главные персонажи — простые люди.
- Нравственная чистота, чувствительность — врожденное качество человека.
- Во главе угла — богатый внутренний мир героев.
- Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
- Задача искусства — направлять на путь доброты и внутренней гармонии.
Больше всего сентименталисты почитали романы.
Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
- роман в письмах,
- роман-путешествие,
- дневник,
- исповедь,
- мемуары,
- очерк,
- элегия,
- послание.
Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.
Сентиментализм в зарубежной литературе
Англия
Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).
Их лирика полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.
Лоуренс Стерн (1713–1768), анонимно напечатавший первую часть своего романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», взорвал общественность. Необычная манера повествования, множество авторских лирических отступлений, юмор, вольное обращение с временными рамками сюжета — все это позже возьмут на вооружение писатели XIX века.
«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.
Франция
Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.
Особенности сентиментализма Руссо:
- Культ природы — естественный человек живет в гармонии (это как?) с природой, перед лицом которой все равны. Неравенство и несправедливость спровоцированы прогрессом, поэтому цивилизация — это зло.
- Обращение к нравственности как силе, способной перестроить несправедливое мироустройство. Нравственность и совесть — то, что отличает человека от животного.
- Духовное преобладает над материальным.
- Интерес не только к личной жизни, но и к принципам гражданской морали героев. Руссо важно, как человек воспринимает общественное устройство, готов ли бороться за свои идеалы.
- Художественное произведение — это способ выразить свое Я для автора.
У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.
Германия
В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.
Вылились эти споры в громкое течение 70–80‑х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.
Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.
Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.
Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.
Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.
Сентиментализм в русской литературе
С третьим этапом истории русской литературы 18 века связывают возникновение в 60‑х годах нового направления – сентиментализма, которое постепенно начинает приходить на смену классицизму. К сентиментализму относятся А. Н. Радищев, П. Ю. Львов, Н. М. Карамзин, М. Н. Муравьев и др.
Повесть “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе.
Человек, с его простым чувством, провозглашается высшей ценностью. Впервые в истории литературы писатели обращаются к жизни и чувствам частного человека. Разум и рационализм отступают на второй план.
Оказывается, изображение жизни простого человека, простолюдина так же ценно, как изображение грандиозных исторических событий. Оказывается, – “и крестьянки любить умеют” – такой вывод делает Карамзин в повести “Бедная Лиза”, а ведь раньше писатели никогда не обращались к судьбе и чувствам простого человека.
Главное место в представлениях сентименталистов занимают чувства и чувствительность. Поэтому принцип чувствительности ложится в основу творческого метода писателей. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой.
Герои сентиментализма четко делятся на отрицательных и положительных, причем именно с точки зрения их способности чувствовать. К первым, соответственно, относятся чувствительные, способные на истинное чувство, ко вторым – герои бесчувственные, либо не способные на истинное чувство, либо готовые в любой момент предать его.
Русский сентиментализм – это направление, которое завершает развитие литературы 18 века и подготавливает приход другой литературной эпохи, наступление “золотого века” в русской поэзии и прозе, приход Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также многих других выдающихся деятелей эпохи начала 19 века.
Отличительные черты русского сентиментализма
В России существовало два направления сентиментализма:
- Дворянский. Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».
- Революционный. В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.
Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.
Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.
3 отличительные черты русского сентиментализма:
- Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
- Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
- Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.
Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.
Сочинение «Бедная Лиза» как сентиментализм
Повесть «Бедная Лиза» – вершина сентиментализма в литературе того времени. Впервые, была раскрыта тема не отдельно взятого героя, а чувств, эмоций, страданий. Карамзин одним из первых показал миру, что не только дворяне могут любит. Главная героиня обычная крестьянская девушка, которая открыто полюбила и за это поплатилась.
Повесть кажется какой-то надуманной, не реалистичной. Диалоги пестрят напыщенностью и эмоциональностью. Они наполнены ахами и вздохами, восклицаниями и эпитета. Но это придаёт особое веяние при прочтении данного произведения.
Мы сразу чувствуем весь сентиментализм повести, переживания главных героев. Главная задача произведения была создать ощущения причастности к главным героям.
Карамзин показывает нам свою героиню, как чистую открытую, нежную девушку. В один прекрасный день, торгуя в городе ландышами, Лиза встречает любовь всей своей жизни, прекрасного парня, дворянина Эраста. Это любовь поглощает их, охватывает до глубины души. Лизе кажется что вот оно счастье её. Но все заканчивается трагично.
Третьим действующим лицом этой повести можно с уверенностью назвать природу. На протяжении всей повести она словно отражает все душевные переживания и эмоции девушки. Но в нужный момент природа словно отворачивается от Лизы. Наоборот, одурманивает своей тишиной.
А после потери невинности, словно осуждая, гремит гром и льёт из чёрных туч холодные капли дождя. И Лиза чувствует душевно природу. Она осуждает себя, чувствует преступницей. Лиза очень боится грозы, ей кажется что природа словно наказывает её, за её деяние.
В один момент их любовь лопается. Эраст больше не любит Лизу, как и прежде. Он покидает её ради другой, старой, но обеспеченной женщины. Но Лиза до последнего остаётся ему верна. И Лиза, не вынося предательства и потери смысла жизни, решает трагически покончить с жизнью.
Карамзин показывает, что любовь в жизни человека это самое главное чувство!
Читайте также: Роман в литературе – что это и какие виды бывают: примеры.
Таким образом, сентиментализм в литературе провозглашал культ естественного чувства природы, идеалистической патриархальной деревни, апеллировал к религиозному чувству. Воспевал тихие радости семейной жизни, воспитывал у читателей чувствительность, которая якобы способна устранить всякую несправедливость.
Источники:
- Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.