Литературный РОМАН – что означает?

Роман ‒ это литературный жанр эпического рода, произведение большого объема, в котором основное внимание приковано к личности, ее становлению и развитию, а также отношениям с окружающим миром и обществом.

Роман в литературе

Роман в литературе охватывает большой круг жизненных явлений и большой временной пласт. В его сюжете много линий и ответвлений. Судьбы героев прослеживаются на довольно большом отрезке времени, что даёт возможность увидеть формирование их взглядов, характеров. В таком произведении затрагиваются важные общественные и политические проблемы.

Характерные черты жанра

Роман в литературе – это длинное вымышленное повествование о жизни или о моменте из жизни героя. На сегодняшний день он чаще всего характеризуется следующими чертами:

  • Речь. Большинство романов сегодня пишется прозой, несмотря на то что изначально так назывались поэтические произведения. После того как в XIII веке произведения стали писать для чтения больше, чем для исполнения, проза почти полностью заняла литературную речь европейского романа.
  • Вымысел. В противовес биографии, публицистике и историографии этот жанр отличается вымышленным сюжетом, не имеющим связи с реальными событиями и людьми.
  • Объем. На сегодняшний день роман – это самый объемный жанр художественной литературы, хотя возникают споры относительно минимума требуемой длины. В этом плане иногда тяжело отличить роман от повести.
  • Содержание является наиболее сложной и спорной характеристикой жанра. Ранее считалось, что это описание вымышленной жизни и эмоций героя. Сегодня принято в романе описывать личный опыт одного или нескольких персонажей. Содержание романа варьируется настолько сильно, что существует разделение на формы и субжанры.

Роман как литературный жанр в ненавязчивой форме разъясняет читателю, как ему поступить в той или иной ситуации, правила построения взаимоотношений с обществом и людьми. Также предназначен для перенесения человека в другую историческую эпоху для того, чтобы он мог проникнуться эмоциями и поступками вместе с героями.

Виды романов (с примерами)

Назовём основные разновидности романа и их примеры в литературе, для того чтобы сориентироваться в огромном объёме русской и зарубежной романной литературы.

По содержанию:

  • Плутовской — Г.Филдинг «Похождения Тома Джонса»
  • Сатирический – Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Роман-путешествие — Н.Гоголь «Мёртвые души»
  • Приключенческий – Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Любовный – Э.Бронте «Грозовой перевал»
  • Детективный – А.Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  • Исторический – А.Толстой «Пётр I»
  • Философский – М.Пруст «В поисках утраченного времени»
  • Мистический – М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Психологический – Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»
  • Роман религиозного поиска – Л.Леонов «Пирамида»

По форме:

  • Роман в стихах – А.Пушкин «Евгений Онегин»
  • Роман в письмах – М.Шишкин «Письмовник»
  • Роман-кроссворд – М.Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»

По литературному направлению:

  • Позднеклассический – Петроний «Сатирикон»
  • Сентиментальный – Л.Сентиментальное путешествие»
  • Реалистический – М.Шолохов «Поднятая целина», М.Горький «Мать»
  • Натуралистический – Э.Золя «Жерминаль»
  • Научно-фантастический – А.Беляев «Человек-амфибия»
  • Модернистский – А.Белый «Петербург»
  • Постмодернистский – В.Пелевин «Чапаев и пустота»

Каждый из названных примеров может служить иллюстрацией и других разновидностей жанра.

Хорошо написанный роман не только рассказывает о событиях жизни персонажей, но и поднимает социальные проблемы, задаёт философские вопросы, призывает к духовному поиску.

Историческая типология романа

Исторически сложно определить происхождение романа как отдельного литературного жанра. Строго говоря, первым европейским романом является «Дон Кихот», однако историю жанра начинают отсчитывать со Средних веков. На протяжении его эволюции выделялись следующие формы:

  • Рыцарский роман – это эпический жанр поэзии с использованием элементов фантастики. Основным фокусом повествования являются поступки. Современники называли эту форму куртуазным романом.
  • Аллегорический роман – это форма жанра, использующая конкретные образы и поступки с целью объяснить абстрактные, сложные понятия. Идеальным примером аллегории в литературе являются басни, а вершиной аллегорического романа стала «Божественная комедия» Данте Алигьери.
  • Роман нравов, или сатирический роман, отличается скорее по содержанию, чем по строгому соответствию какому-либо историческому периоду. «Сатирикон» Петрония можно назвать романом нравов, так же как и произведение Сервантеса «Дон Кихот».
  • Философский роман – это направление в литературе XVIII века, фокусирующееся на поиске ответов на вечные вопросы. Вершиной философского романа стал «Кандид» Вольтера. Философия всегда играла важную роль в литературе, поэтому философский роман нельзя ограничивать рамками одного века. Произведения Гессе, Манна и Ницше были написаны гораздо позже, но являются яркими представителями этого направления.
  • Психологический роман – это разновидность жанра, нацеленная на изучение внутреннего мира героев. Ни одна историческая форма романа не оказала такого кардинального и глубокого влияния на развитие жанра, как психологический роман. Фактически он перевернул само определение литературного жанра и сегодня является доминирующим типом романа.

О популярности жанра романа говорит разнообразие его видов, появившихся за всю историю его существования: плутовской, сентиментальный, бульварный, авантюрный, приключенческий, исповедь, семейно-психологический, мемуарный, эпистолярный, философский, исторический, фантастический, детективный.

Особое место и поныне занимает роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин.

Композиция и композиционные приемы

Композиция представляет собой совокупность элементов и изобразительных приемов художественного литературного произведения, а также его структуру. Благодаря композиции удается достичь целостности романа в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции следует отнести части и главы, прологи и эпилоги, любовные письма женщины и мужчины, песни, монологи и другие элементы. В качестве примера можно привести роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна пишет письмо к Онегину и наоборот.

При создании романа автор исходит из своих принципов и стилей, то есть он самостоятельно осуществляет выбор элементов композиции, а также определяет их взаимодействие и последовательность.

Соответственно, для достижения этой цели используются особые композиционные приемы в романе, к которым можно отнести следующие:

  • повтор – повторяющиеся детали, образы. слова. фразы становятся пеймтотивом текста.
  • усиление – используется, когда требуется усилить впечатление путём подбора однородных образов или деталей.
  • противопоставление построено на антитезе контрастных образов.
  • монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.
  • обратная композиция, при которой действия начинаются с конца событий, а последующие эпизоды в дальнейшем объяснят причины произошедшего, таким образом, восстановив ход событий романа. Этот прием использовал Николай Гаврилович Чернышевский в своем романе «Что делать?»;
  • кольцевая композиция. Суть состоит в использовании повтора строф, когда последняя строфа повторяет первую, или же в применении художественных описаний. Также при этом приеме автор использует описание событий, которые происходят в начале и конце романа в одном и том же месте с одинаковыми персонажами;
  • прием ретроспекции, при котором в произведении происходит возвращение действий в прошлое в тот момент, когда происходило зарождение причин происходящего в настоящий момент повествования. Прием ретроспекции использует в своем романе «Отцы и дети» Тургенев в момент рассказа о Павле Петровиче Кирсанове;
  • прием «рассказ в рассказе», который является составной частью ретроспекции. Этот метод используется, например, в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», в котором приводится исповедь одного из героев и письмо Пульхерии Александровны. Также это встречается в произведении «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева и «Крыжовник» Антона Павловича Чехова;
  • зеркальная композиция, основой которой является использование симметрии образов, эпизодов и различных слов. Этот прием часто встречается у Владимира Владимировича Маяковского в стихотворении «Из улицы в улицу», у Марины Ивановны Цветаевой, а также в поэме Александра Блока «Двенадцать»;
  • прием так называемого композиционного «разрыва», при котором действия литературного произведения обрываются в конце главы на самом интересном месте, при этом новая глава повествует читателю уже о других событиях. Этот прием встречается у Федора Михайловича Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», а также у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», а также «Белая гвардия». В настоящее время композиционный «разрыв» является излюбленным методом авторов различного рода авантюрных и детективных произведений, где роль интриги бывает достаточно значительной.

Таким образом, композиция является одним из методов реализации авторской идеи, поскольку она служит выражением формы литературного произведения. Именно через композицию происходит выражение сути и содержания романа.

Однако необходимо отметить тот факт, что его своеобразие состоит в отсутствии достаточно жестко определенной композиционной структуры, а также различного рода жанровых ограничений.

Проблема изучения романа

В изучении романа существует две основные проблемы, связанные с относительностью его жанрового единства:

  • Генетическая. Между историческими разновидностями романа можно установить лишь пунктирную, с трудом различимую преемственность. С учетом этого обстоятельства, а также на основании нормативно понятого жанрового содержания не раз делались попытки исключить из понятия романа «традиционный» тип романа (античный, рыцарский и вообще авантюрный). Таковы концепции Лукача («буржуазный эпос») и Бахтина («диалогизм»).
  • Типологическая. Есть тенденция рассматривать роман не исторически, а как стадиальное явление, закономерно возникающее в ходе литературной эволюции, и причислять к нему некоторые крупные повествовательные формы в «средневековых» (до-современных) Китае, Японии, Персии, Грузии и т. д

Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны.

Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).

Проблема заключается следовательно в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чем его сущность.

Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе.

В особом положении оказались те исследователи, которые совмещали историчность изучения с высотой теоретических предпосылок. Среди специалистов-литературоведов, представителей старого буржуазного литературоведения, таких, к сожалению, почти не оказалось.

Гораздо больше сделали для теории романа крупнейшие буржуазные философы-диалектики и прежде всего Гегель.  Но основные выводы гегелевской эстетики, помимо того, что они должны быть переставлены с «головы» на «ноги», еще недостаточны для построения теории романа.

Для разрешения проблемы романа нужно прежде всего поставить вопрос о том, как и когда, в каких социально-исторических условиях этот жанр возник, какие и чьи художественно-идеологические запросы он собой удовлетворял, каким и чьим иным поэтическим жанрам пришел он на смену.

Что такое роман-эпопея

Роман эпопея – это подвид жанра, отличающийся объемом художественного текста. Эпопея в литературе – монументальное произведение, большое по объему, часто состоящее из нескольких томов, и охватывающее большой промежуток времени. На страницах текста чаще проходит несколько эпох или жизнь не одного, а нескольких поколений.

Эпопея затрагивает проблемы, которые актуальны в разные эпохи, характерны для нескольких народов. Действие романа описывает множество сюжетных линий, поэтому героев произведения всегда много, иногда доходит до нескольких сотен.

Главный герой может быть один, а может быть несколько равноправных персонажей, все зависит от сюжета и задумки автора. 

В марте 1868 года в журнале «Русский архив» Л.Н. Толстой печатает статью, в которой заявляет: «Что такое “Война и мир”? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Попытаемся разобраться, в каком жанре написано произведение Л.Н. Толстого.

Сам писатель в черновом предисловии к «Войне и миру» подчёркивает:

«…между теми полуисторическими, полуобщественными, полувозвышенными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины, и женщины того времени».

Л.Н. Толстой обращает внимание, что написал книгу не об одном герое (или двух, трёх), а «старался писать историю народа».

Таким образом, «Война и мир» Л.Н. Толстого — это роман-эпопея. Этот жанр эпических произведений объединяет в себе черты романа и эпопеи.

Роман-эпопея — это масштабное по объёму монументальное эпическое произведение, в котором на фоне развития отдельных судеб раскрываются эпохальные события жизни целых народов или наций, имеющие решающее значение для многих поколений.

Историческая конкретика, осмысление закономерностей исторического процесса, индивидуальный мир вымышленного персонажа, массовые сцены — всё это находит своё отображение в романе-эпопее.

Обратим внимание на историю становления этой жанровой разновидности. Уже известный вам исследователь М.М. Бахтин обращает внимание на такие черты эпопеи:

  • предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое;
  • источником эпопеи служит национальное предание;
  • эпический мир отделён от современности, то есть от времени автора.

Классическими образцами эпопеи являются «Илиада» и «Одиссея» (Древняя Греция), «Махабхарата» и «Рамаяна» (Древняя Индия), «Песнь о Роланде» (средневековая Франция).

В дальнейшем, когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса становится роман, возникает новая его жанровая разновидность —роман-эпопея, который является результатом глубокого осмысления писателем судьбы отдельного человека на фоне развития целого народа в героические и трагические моменты его истории.

Таким образом, в романе-эпопее судьба личности, её становление (признак романа) раскрывается на фоне историче­ских событий, важных для всего народа или нации (признак эпопеи).

Примерами романа-эпопеи являются: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Вечный зов» А. Иванова.

Читайте также: Рифма – что это и какие виды рифмовки бывают: примеры.

Таким образом, роман в литературе – это эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Источники:

  • Бахтин, Михаил. О романе. Диалогическое воображение: четыре эссе. Ред. Майкл Холквист. Пер. с англ. Кэрил Эмерсон и Майкл Холквист. Остин и Лондон: Издательство Техасского университета, 1981.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Мелетинский Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1983.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

два × один =