Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928–1940) – книга в книге. В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – мастер.
В конце два произведения соединяются: мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и милосердно решает его судьбу.
Воланд – загадочный черный маг, оборачивающийся в конце концов самим сатаной.
Краткая характеристика Воланда
Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…
Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.
Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного.
Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.
Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».
Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.
Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.
Образ и характеристика Воланда
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает Воланда как интереснейшего архетипа, как среди российского, так и зарубежного литературного искусства. Нельзя не заметить заимствование имени фаустовского героя.
Облик Воланда насыщен неоднозначными качествами и двояким восприятием его персоны. Ему присущи такие качества, позволяющие убедиться в том, что он совмещает в себе как сатанинскую, так и божественную стороны. Это объясняется размытыми границами зла и добра, потому невозможно с уверенностью твердить о «белых» и «чёрных» поступках Воланда и его свиты.
Зачастую в образе Воланда демонстрируется положительное составляющее природы человечества, его сущность полна навыков исследования и раскрытия страстей и молитв москвичей.
Подлинный образ Воланда Михаил Афанасьевич утаивает только в начале первой главы произведения, этот приём применяется с целью создания дополнительной интриги для читателей, и лишь затем прямо и открыто раскрывается сущность таинственного Воланда, предстаёт его дьявольское обличие.
В большинстве ситуаций Булгаков изображает Воланда, предстоящего в весьма непривычных ракурсах. О нем можно говорить, как о волшебнике, могучем маге, наделённом умением пророчить и видеть все далеко наперёд.
Воланд одарён острым разумом, он способен необычным образом перемещаться пространстве и возвращать на исходную позицию потерянное.
Ролью Сатаны в произведении «Мастер и Маргарита» является пристальное наблюдение за поведением москвичей, помимо этого, он, в силу собственных соображений, вносит некоторые изменения в их жизни, последствия которых дают результат в финальных эпизодах романа.
Воланд преследует цель показать человечеству различие между добром и злом, он является в Москву для восстановления справедливости, именно он вершит судьбы каждого по заслугам — Мастер и Маргарита остались вместе, вместе они и обрели покой, Понтия Пилата ждёт Иешуа для предстоящего разговора, чтобы тот убедился в отсутствии казни. Можно считать миссию Воланда выполненной.
И ведь все представители воландовской свиты отыграли предначертанные им роли и в конечном итоге вернули свои истинные облики.
Воланд даёт свите поручения, выполняя которые они раскрывают все общественные пороки, наказывают обывателей за согрешения и очищают это пламенем. Членов «Грибоедов’а» и МАССОЛИТа подобная участь также не миновала. Получается, люди получали второй шанс, чтобы воздвигнуть новое светилище культуры и сподвигнуть жителей Москвы к творческой жизни.
«Проделки», совершенные свитой Воланда приходятся в романе важным элементом в контексте описания исторической действительности 1930‑х годов. Они не двигают сознание человечества к совершению грехов, а вместо этого стягивают прочь искажающую реальность плёнку с их взоров, тем самым обнажают нравственные вопросы, запутанные в паутине лжи и подлости тогдашнего общества.
Более того, они позволяют определиться между двумя путями: добра и зла. Таким образом, Воланд заслуживает звания справедливого мудреца, праведного вершителем судеб.
Сочинение про Воланда из романа Булгакова
В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.
Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.
Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.
Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.
Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».
Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.
Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.
Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.
К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.
Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.
«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?
Варианта два – Свет или Тьма.
Воланд в романе Мастер и Маргарита
Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете.
Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.
На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни.
Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.
Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей.
Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.
Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования.
Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.
Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы.
На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.
Описание образа с цитатами
Воланд – это дьявол, воплощение нечистой силы, повелитель злых сил. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.:
“…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной…”
“…держите их! У нас в доме нечистая сила!..”
“…Я к тебе, дух зла и повелитель теней…”
“…передо мной сидит посланник дьявола…” (Азазелло — посланник дьявола-Воланда)
“…потешавшим князя тьмы…”
Возраст мага — за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется тысячелетиями:
“…лет сорока с лишним…”
“…ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году…” (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше)
О его внешности известно следущее:
“…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые…”
“…Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар…”
“…Положив острый подбородок на кулак…”
У сатаны кривой рот и разные брови:
“…Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет…”
“…скривил и без того кривой рот…”
“…Брови черные, но одна выше другой…”
“…разные глаза, брови!..”
У Воланда глаза разного цвета. Булгаков не завершил свой роман, поэтому в тексте есть разногласия. В одних эпизодах левый глаз — черный, в других эпизодах — правый:
“…Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней…”
“…Правый глаз черный, левый почему‑то зеленый…”
“…закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал…”
“…левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв…”
“…профессора с пустым и черным глазом?..”
“…не спуская с Маргариты огненного глаза…”
У дьявола низкий, тяжелый голос:
“…приглушив свой низкий голос, сказал…
“…произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова…”
“…из спальни донесся низкий голос…”
“…Дурак! – отчетливо сказал где‑то бас <…> чрезвычайно похожий на бас консультанта…”
“…неожиданно услышал тяжелый бас…”
“…Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип…”
“…над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда…”
Повседневная одежда выглядит так:
“…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…”
“…и не жарко ему в перчатках…”
Также в романа описана “домашняя” одежда мага, когда он находится в квартире №50:
“…на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли…”
“…Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече…”
“…в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее…”
“…Воланд молча снял с кровати свой вытертый и засаленный халат…”
Настоящая одежда Воланда (“костюм сатаны”) выглядит следующим образом:
“…одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага…”
“…Плащ Воланда вздуло над головами…”
“…на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью…”
“…к черным туфлям на ногах сатаны…”
“…Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда…”
Воланд — вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени:
“…я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата…”
“…Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно?..”
“…Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств…” (о больном колене)
Герой обладает неограниченными возможностями и силой:
“…обладает какою‑то необыкновенной силой…”
“…насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять…”
“…Всесилен, всесилен!..”
“…А за деньгами он не постоит… миллионер!..”
“…всесильный Воланд был действительно всесилен…”
“…Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом‑то самое интересное и есть!..”
Он творит чудеса и невероятные “штуки”:
“…овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так‑то легко…”
“…каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман…”
Он является очень вежливым существом:
“…спросил Воланд вежливо, но суховато…”
“…Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно…”
“…Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд…”
Дьявол ведет себя дружелюбно и порой мягко:
“…Незнакомец дружелюбно усмехнулся…”
“…Виноват, – мягко отозвался неизвестный…”
“…Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко…”
Он нередко улыбается в разговоре:
“…Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись…”
“…Держу пари, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите…”
“…отвечал Воланд, понимающе улыбаясь…”
“…Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд…”
Сатана иногда даже смеется и хохочет. Но его глаза при этом не смеются:
“…вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта…”
“…иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся…”
“…трясясь от хохота проговорил профессор…”
Он является умным, проницательным существом:
“…великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я…”
“…проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов…”
“…заговорил посетитель, проницательно улыбаясь…”
Герой одинок и холост:
“…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете…”
“…Один, один, я всегда один, – горько ответил профессор…”
Он знает все о прошлом, настоящем и будущем:
“…таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза…”
“…заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата…”
Он знает множество языков и объездил весь мир:
“…О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор…”
“…где я только не бывал!..”
Воланд ежегодно проводит “бал у сатаны”, где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал:
“…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу!..”
“…Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны…”
“…она была на балу у сатаны…”
Свита сатаны состоит из нескольких персонажей. В свиту входят Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла:
“…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую…”
Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки:
“…Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?..”
“…отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?..”
Маг справедлив с теми, кто этого заслуживает:
“…Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
“…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…”
“…итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?..”
Воланд оказывается добр к Маргарите и ее возлюбленному Мастеру:
“…ответил Воланд. – Ну, желаю вам счастья…”
Это был цитатный образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности, одежды, характера героя, его свиты и т.д.
Читайте также: Профессор Преображенский – характеристика героя из «Собачьего сердца».
Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.