Фольклор – это устное словесно-музыкальное народное творчество, собранное из народных верований, традиций, легенд и обрядов, выраженное в пословицах и поговорках, сказках и песнях, которые передаются от уст в уста из поколения в поколение.
Термин пришел к нам из английского языка «folk-lore», что означает буквально «народная мудрость». Это понятие впервые ввел британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) в 1846 году.
Из народа – в литературу и культуру
В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра, декоративно-прикладного творчества. Ключевая единица фольклора — обряд — сочетает разные проявления народной культуры.
Например, филологи изучают словесные формулы, произносимые при свадебном обряде, тексты свадебных песен. Музыковедов интересуют мелодии, а хореографы фиксируют движения свадебных плясок. Этнографы записывают суеверия, связанные со свадьбой, собирают предметы свадебного быта: костюмы, украшения, подарки, которые принято дарить молодоженам.
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения (“фольклёр” и “фольклор”) допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В первобытном обществе не было четкого разделения на музыку, танец, живопись, поэзию и эпос. Искусство существовало как единый комплекс ритуальных действий. Такое слияние жанров и форм называется синкретизм. Известные сегодня народные сказки, песни, описания обрядов — это осколки древнейшего синкретичного мировоззрения.
Для мировой науки фольклор не представлял интереса вплоть до XVIII века, хотя сохранились еще древнеримские записи сказок и пословиц. В 1737 году автор первой «Истории Российской» Василий Татищев рекомендовал записывать народные обычаи и произведения устного народного творчества.
В это же время Михаил Ломоносов завершал реформу российского стихосложения, начатую Василием Тредиаковским. Определить гармоничные для русского языка стихотворные размеры помогло изучение народных песен.
В середине XVIII века мастер уральского Невьянского завода сказитель Кирша Данилов составил по заказу хозяина завода Прокопия Демидова сборник устного народного творчества. «Сборник Кирши Данилова» стал первой значительной коллекцией русского фольклора.
В XIX веке народные песни и сказки собирали многие литераторы и музыканты: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Владимир Даль, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Милий Балакирев, Анатолий Лядов.
Современная фольклористика изучает старинные и новые, актуальные проявления народной культуры. Фольклор продолжает развиваться в естественных условиях: в наши дни существуют фольклор военнослужащих, детский фольклор, городской фольклор и т.д.
Особенности фольклорных произведений
Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:
- Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
- Коллективность. Рождение новой песни или сказки нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
- Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
- Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
- Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
- Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.
Для композиции русских фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Русский фольклор – основные жанры
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: “Петушок — золотой гребешок”, “Курочка Ряба” или “Колобок”.
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Жанры русского фольклора делятся на:
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
- былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
- бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с “городской легендой”);
- былички (рассказ “очевидца” о якобы реальной встрече с нечистой силой);
- небылицы;
- поговорки;
- сказки;
- исторические песни;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы.
Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
Таблица Эпические фольклорные жанры | ||
Название | Описание | Пример |
Былина | Произведение о богатырях и народных героях. Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка. | “Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
|
Сказка | Прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма. | “По щучьему веленью”, “Маша и три медведя” |
Песня историческая | Лиро-эпическое произведение, отражающее все ключевые моменты истории. | “Пётр Первый и молодой драгун” |
Предание | Устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде. | “Воцарение Ивана Грозного”, “Царь Пётр и солдат” |
Легенда | В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки. Легенды делят на религиозные и социальные. | «Илья-пророк и Никола», «О Ное Праведном» |
Сказ | Повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.
| “Артемов ключ”, “Еремеево слово” |
Пословица | Образное выражение с поучительным характером. | “Не зная броду, не суйся в воду.” “Краткость — сестра таланта.” |
Поговорка | Образное выражение с оценкой действия, поступка, человека. | “Что в лоб, что по лбу”, “Терпенье и труд всё перетрут”. |
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
Песни весьма разнообразны как по мелодическому, так и по образно-поэтическому строю. Большинство песен изображают эмоциональные состояния (любовные, семейные и др.), но для некоторых характерно повествовательное начало, сближающее их с эпическими произведениями.
Важнейшей жанровой особенностью частушек является диалогичность, определяющая композицию и особенности исполнения. В конце 20 века частушки стали заменять песни в некоторых традиционных обрядах (свадебных, календарных и др.).
Таблица Лирические фольклорные жанры | |
Название | Описание |
Обрядовая поэзия | Поэзия, сопровождающая календарные события (колядки, веснянки, подблюдные песни), семейные (свадьбы, крещение, рождение, похороны). |
Любовные песни | Повествуют о взаимоотношениях влюбленных. |
Семейные песни | Отражают сложные семейные взаимоотношения (отношение свекрови, мужа, жены и т.п). |
Бытовой | Подразделяются на заклички (обращения к природе) и приговорки (обращения к животным). |
Детский | Песни, выражающие любовь матери или описывающие игры детей (считалки, молчанки, дразнилки, мирилки). |
Потешный
| Заключает в себе шуточные мотивы. Подразделяется на поддевки (игра слов), скороговорки, загадки. |
Лирика напрямую связана с поэзией. В фольклоре лирика тесно связана с музыкой, т.е. песнями.
Драматические произведения
Это: народные драмы. Народный театр – совокупность явлений фольклорного театра. Истоки его – в народной игровой культуре, огромную роль в формировании которой сыграли скоморохи, и традициях профессионального театра 17–18 вв.
Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.
Таблица Драматические фольклорные жанры | ||
Название | Описание | Пример |
Игры | Хороводные игры на брачные темы, бытовые. Песенный текст чаще проигрывался для пояснения развитого драматического действия. | “А мы просо сеяли”, “По-за городу гуляет царевич-королевич” |
Народный театр | Подразделяется на театр живого актера, народную драму, театр кукол (раек, вертеп, Петрушка). Раек – представление из картинок на небольшом ящике с отверстиями. Вертеп – рождественское кукольное представление на двухэтажном ящике. Театр Петрушки – представления, проводимые куклой — шутом. | “Царь Максимильян”, “Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе” |
Обряды | Деревенские хороводы, проводимые на масленицу, на рождество, в русальную неделю, на Иванов день. | - |
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Обрядовый и необрядовый фольклор
Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:
- Обрядовые;
- Необрядовые.
В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.
Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.
Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.
К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.
Примеры фольклорных произведений
В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки.
Примеры фольклорных произведений:
Считалки
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон –
Разбежались мыши вон.
***
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Закличка
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Потешка
Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Машу поглядели.
И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису».
Прибаутка
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зелёным кочкам.
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
Частушки
На качелях я качалась,
Под качелями вода.
Мое платье голубое
Окуналося туда.
***
Ох, кошка, брысь!
На-порог не садись:
А то миленький пойдет
Спотыкнется — упадет.
Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как “Во поле берёза стояла”. Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.
Читайте также: Фабула произведения – что это и чем отличается от сюжета.
Таким образом, фольклор – это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку, танец, театр и многое другое.
Источники:
- Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Советский композитор, 1988.
- Еникеева А. Р. Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора в системе народной художественной культуры. — М.; Берлин: Директ Медиа, 2017.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
- Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / П. А. Гринцер. — Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.
- Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — ISBN 978–3‑659–21493‑6.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.