Фабула – это пересказ основных событий произведения в хронологическом порядке и без художественных отступлений, только действия и факты. Это сама суть истории, но не ее сюжет. Фабула – это сама сюжетная схема событий и поступков героев в художественном произведении.
Термин пришел к нам из латыни «fābulа», что означает буквально «повествование, история, басня». В дальнейшем, словом «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению.
Основные черты фабулы
Фабула произведения очень похожа на короткую аннотацию. Однако у этого элемента есть собственные характерные признаки.
Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:
- Четкая передача сути истории
- Относительная краткость рассказа
- Хронологический порядок событий
- Понятная причинно-следственная связь
- Отсутствие художественных приемов.
- Опускаемые детали.
Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.
Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сильно сокращать. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.
Виды и элементы фабулы
В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.
Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.
Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость.
К элементам фабулы относятся:
- Пролог — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия.
- Завязка — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
- Основное действие — все события, развивающие повествование.
- Кульминация — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
- Развязка — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
- Эпилог — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.
В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:
- Перипетия — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
- Коллизия — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.
Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.
Фабула и сюжет – в чем отличие
В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.
Если рассказывать какою-то историю, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.
В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.
Основные отличия в следующем:
- События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
- Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.
- В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету.
Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:
- Фабула – сообщает о событиях в истории.
- Сюжет – описывает события в истории.
То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.
Словом «фабула» называют череду событий в литературном произведении в той последовательности, в которой они происходят в реальности этого сочинения. Автор компонует их, переплетает между собой, создает взаимосвязи и закономерности — и формирует сюжет.
Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.
Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.
Сюжет и фабула «Евгения Онегина»
Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:
«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.
Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».
Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:
«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.
Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.
Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.
Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».
Фабулу можно было бы записать ещё короче:
«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».
А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.
Другие примеры фабулы и сюжета
Фабула не всегда совпадает с сюжетом. Фабулу рассматривают, как основу, каркас художественного произведения, вокруг которого строится сюжет. Этот каркас собирается из фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности, как если бы эти события происходили в реальной жизни, а не так, как описаны автором произведения
Вот, например, всем известная трагедия В. Шекспира «Гамлет». Её фабула выглядит следующим образом
Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.
Это фабула. И она чётко излагает содержание пьесы, но не её сюжет, в котором события описываются в иной последовательности. И никакой Офелии, никаких страданий-переживаний, никаких нравственных метаний и пафосного «быть или не быть». Зато сразу понятно, о чём пьеса.
Однако в произведении эти события разворачиваются в другой, более запутанной авторской последовательности, что создает сюжет с интригой.
Фабулой произведения может служить реальная история. Например, в основе повести Александра Пушкина «Дубровский» лежит череда событий из жизни дворянина по фамилии Островский, которую автор превратил в роман.
Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.
Кроме того, одна и та же история может быть изложена по-разному, поэтому в мировой литературе существует много произведений с разными сюжетами, но одинаковой фабулой. Так, биография Иоганна Фауста — доктора, чернокнижника, который жил в первой половине XVI века в Германии, — стала фабулой многих произведений европейских писателей.
Среди них — пьеса «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, трагедия «Фауст» Иоганна Гете, стихотворение «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, рассказ в письмах «Фауст» Ивана Тургенева.
Фабульное и бесфабульное произведение
Большинство художественных произведений имеют фабулу, то есть являются фабульными. В них описываются события, которые можно выстроить в хронологической последовательности и кратко пересказать.
Уровень «фабульности» может быть разный. Так в любовных романах акцент делается на чувствах и отношениях героев, и нередко события в их жизни представляют меньший интерес, чем чувства. Но эти события всё же есть.
Встречаются и такие произведения, где фабула — это основное, а личности и отношения героев описаны автором поверхностно. Это не значит, что такие произведения плохие, просто у писателя иные цели. Например, если он описывает путешествия, как И. Гончаров в книге «Фрегат “Паллада”» или В. Арсеньев в повести «Дерсу Узала».
Но есть и бесфабульные произведения, где вообще никаких событий не описывается. Чаще всего такие тексты встречаются в поэзии, например, «Граф Нулин» у А. С. Пушкина.
Прозаические произведения, где фабула отсутствует, встречаются реже. Но они тоже есть, в них автор уделяет внимание внутреннему миру героев или рассказывает о своих мыслях и переживаниях, или излагает какие-то философские теории.
Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты.
Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.
Читайте также: Триллер в литературе – что это и характерные черты жанра.
Таким образом, фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, которые компонуются и оформляются в сюжете автором в хронологической последовательности. Сюжет также важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы.
Источники:
- Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. — Москва: Высшая школа, 1986.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.