Что такое КОМПОЗИЦИЯ в литературе?

Композиция художественного произведения – способ внутреннего построения текста, система объединения его элементов. В переводе с латинского «com­ponere» означает «построение», то есть то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия.

Композиция художественного произведения

Композиция в литературе строит целостное произведение из различных элементов текста – события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления. Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста.

Элементы композиции

При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Я», попутно демонстрируя ему «достопримечательности». Элементы композиции произведения – это стадии развития действия или конфликта:

  • Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
  • Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
  • Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
  • Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
  • Кульминация (от лат. cul­men – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
  • Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Однако развязка может и не устранять противоречие, например, в «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
  • Эпилог (от греч.epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
  • Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например, знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.

Основные виды композиции

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произведению как эстетическому объекту выявляет в составе его художественной формы по меньшей мере два слоя и соответственно две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты, – текстуальную и предметную (образную).

Иногда в первом случае говорят о внешнем слое композиции (или «внешней композиции»), во втором – о внутреннем.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • Линейная. События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  • Обратная или инверсионная. Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
  • Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
  • Полифоническая. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
  • Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории. Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
  • Зеркальная. Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
  • Умолчание. Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
  • Концентрическая. Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
  • Ретроспективная. Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
  • Рамочная. Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.
  • Свободная. Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

Речевые и образные элементы

Далее идут речевые элементы композиции. Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления.
  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.

Ещё есть образные элементы:

  • Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)
  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции.

Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д.

Композиционные приёмы

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы. Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

  • Ретроспекция. Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее.
  • Мотив – повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
  • Разрыв считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
  • Экспозиция – описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
  • Монтаж – автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в «Пиковой даме»: любовь и азартная игра. Тот же прием был в «Мастере и Маргарите» Булгакова: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
  • Противопоставление – один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример или «Война и Мир» Толстого.

Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.

Фабула и сюжет – в чем разница?

Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях. 

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.

Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
  • Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

пять × 2 =