Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день.
Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев.
- Анализ романа «Преступление и наказание»
- Краткий анализ
- Полный анализ
- О чем роман Достоевского – сюжет
- Сочинения по произведению Преступление и наказание
- Сочинение Двойники Раскольникова
- Эпилог в романе Преступление и наказание
- Роль эпилога в романе Достоевского сочинение
- Эпилог – анализ эпизода романа
- Эссе о романе Достоевского
- Месть и великодушие (Преступление и наказание)
Анализ романа «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и Наказание читать краткое содержание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.
Краткий анализ
- История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.
- Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.
- Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.
- Жанр – Роман.
- Направление – Реализм.
Полный анализ
История создания
Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович Достоевский вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния.
После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя.
Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание».
Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.
Над романом Федор Михайлович трудился в 1865–1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.
В 80‑х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.
Тема
Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Жанр
«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие.
В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.
Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».
Сам Достоевский определял свой труд как “психологический отчёт одного преступления”. Здесь представлено сообразное сочетание ужасающей реальности будней жизни и фантастических снов Раскольникова.
О чем роман Достоевского – сюжет
Бывший студент Родион Раскольников живет в страшной нищете. Он является единственной надеждой матери и сестры, но не оправдывает их ожиданий. Чтобы помочь Родиону встать на ноги, сестра готова выйти замуж за богатого, но низкого человека.
В голове Раскольникова созревает план, как решить все навалившиеся на его семью финансовые проблемы. Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне, у которой часто берет деньги в долг. Родион убивает женщину топором, а затем избавляется и от ее сестры Лизаветы, ставшей невольной свидетельницей преступления.
Раскольников считает, что совершенное им убийство является идейным, и не подлежит осуждению. Всех людей он делит на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих», которым дозволено абсолютно все. Себя он относит ко второй категории. Однако даже его мировоззрение не спасает от угрызений совести, и он серьезно заболевает.
От своего товарища Разумихина Родион узнает, что следователь подозревает его в убийстве старухи. Судьба сводит героя с бедной девушкой Соней Мармеладовой. Он рассказывает ей о совершенном преступлении, и Соня советует пойти покаяться в полицию.
Раскольникова отправляют в Сибирь на каторгу, и вслед за ним едет и Соня. Ее любовь смягчает трудную жизнь героя, и в итоге в его душе воцаряется покой и надежда на счастье.
Сочинения по произведению Преступление и наказание
Роман Достоевского поднимает множество вопросов нравственности, любви, преступления и его последствий для души человека. По «Преступлению и наказанию» сочинения могут быть на различные темы. Прекрасный текст великого классика помогает разобраться не только в проблемах прошлого.
У Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – роман о судьбе человека, решившего пойти на убийство. Сочинение можно написать, рассмотрев образ персонажа, его характер. В такой теме невозможно обойти стороной биографию героя, его семью.
Интересно будет заглянуть в душу студента, погрязшего в нищенском существовании. Придется описать «каморку» бедного юноши. Квартира героя потребует сопоставления с районом Петербурга и всей столицей. Жизнь среди трактиров в районе Сенной площади не могла не повлиять на характер юноши.
Город противоречий выглядит душно и мрачно. Он толкает образованных людей в крайности. Теорий и течений, которые должны изменить страну, появляется много. Одну из них разработал Раскольников. Она не попадает под известные течения.
Женские образы
В романе, как и в жизни, рядом с мужчинами всегда находятся женщины: сестры, матери и любимые. Через женщин автор показывает судьбы российского устройства общества. Красивые девушки становятся на путь проституции. Осуждать их проще. Автор предлагает пойти дальше. Не все идут на «грязную работу» ради денег и удовольствия.
Многих толкает туда все та же нищета. Такую тему можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине гораздо правдивее и выше. Внешность, одежда, комната, семья – станут частями сочинения о девушке.
Любовь в сюжете
Произведение показывает не только любовь главных героев: Родиона и Сони. Чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читатель будет удивлен открытиям, сделанным классиком. Одно чувство неповторимо у каждого человека. Все любят по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если рассматривать чувство между людьми.
Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи пытаются вместо любви проявить злость, ревность, мстительность.
Одни герои готовы пожертвовать собой и отказаться от любви в своей жизни: Дуня Раскольникова и Семен Мармеладов.
На особом месте стоит материнская любовь. Она тоже разнородна. Катерина Ивановна толкает Соню торговать собой ради своих детей. Авдотья Романовна после преступления сына заболевает и умирает. Она не может представить свое дитя убийцей.
Роман Достоевского – благодатная почва для создания собственных рассуждений. По роману «Преступление и наказание» сочинения дадут возможность проявить творчество, доказать умение убеждать и доказывать индивидуальную позицию.
Сочинение Двойники Раскольникова
В романе Ф.М.Достоевского присутствует множество разных героев, которые, казалось бы, совсем не связаны с центральной фигурой произведения – Родионом Раскольниковым. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле каждый персонаж, введенный автором в сюжет романа, способствует более полному раскрытию образа главного героя, поэтому тема двойничества имеет большое значение для понимания сути данного произведения.
Не зря Достоевский дал своему герою столь говорящую фамилию. Личность Раскольникова противоречива, и подобно разобранной мозаике, состоит из различных разбросанных друг от друга частей. У каждой из них есть собственное отражение, заключенное в образе отдельного персонажа.
Дмитрий Разумихин
Единственный друг Родиона Раскольникова является одним из его двойников. С одной стороны, студент представляет собой антипод главного героя. В отличие от него, Разумихин энергичен, общителен и жизнерадостен. С другой стороны, их объединяет молодость, ум, порядочность и благородство.
В своих мечтах о светлом будущем они также очень похожи. Только вот пути достижения поставленной цели они выбирают разные: Разумихин непрестанно трудится, чтобы выбраться из нищеты, а Раскольников не в силах ждать, поэтому идет на преступление.
Пётр Петрович Лужин
Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и жутким лицемерием: под маской благородства он всячески старается скрыть свою лживую и подлую натуру. В чем же состоит двойничество Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели – «Все средства хороши». И тот, и другой, по своей сути, являются эгоистами.
Свидригайлов
Данный персонаж являет собой образ порочного человека, безнравственного и аморального. С первых строчек он вызывает у читателя особую неприязнь к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы одного поля ягоды», что указывает на непосредственную схожесть этих персонажей.
Подобно Свидригайлову главный герой совершает злодеяние и не чувствует при этом раскаяния. Так же как и Раскольников, Свидригайлов характеризуется противоречивым характером. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не девается, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы нравственности и морали.
Лебезятников
Андрей Семёнович являет собой образец увлеченности, представленный автором в гротескной форме. Он есть пародия на Раскольникова, одержимого своей идеей. Лебезятников – человек безобидный, добрый и глупый. Он так же, как и Раскольников, осуждает лицемерие и подлость Лужина.
Следователь
Мудрый и талантливый следователь Порфирий Петрович искренне сочувствует главному герою. Он понимает Раскольникова, поскольку сам когда-то чуть было не поддался веянию современных теорий, но сумел вовремя одуматься. Теперь он призывает Раскольникова отказаться от своих идей, убеждает его в бесполезности и пагубности одолевающих его мыслей.
Авдотья Романовна Раскольникова
Автор указывает на ее внешнее сходство с братом, а также говорит о родстве духовном. Гордость, ум и независимость объединяет этих двух людей. Однако, в отличие от брата, Авдотья благодаря этим чертам выбирает правильную дорогу в жизни, умеет разбираться в людях и не совершает серьезных ошибок в своей жизни.
Софья Семёновна Мармеладова
Сонечка Мармеладова — самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верит в Бога, отличается благородством и добротой. С Раскольниковым ее сближает факт совершения преступления, в результате которого оба они становятся отверженными для общества. Соня стремится к раскаянию и искуплению вины, в то время как Раскольников убежден в своей правоте. Это их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.
Эпилог в романе Преступление и наказание
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира.
Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.
Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении.
Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.
В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири.
Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.
Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства.
Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.
Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор.
Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.
Роль эпилога в романе Достоевского сочинение
Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.
Рассказывается кратко, как проходил весь процесс – суд над Родионом. С одной стороны, его готовы были признать практически больным. То есть всё указывала на то, что совершал преступление своё он в «горячке». Многого он не помнил, например, он даже не посмотрел в кошелёк, который спрятал под камнем во дворе.
Между прочим, бумажные деньги из-за дождей размокли – испортились. То есть воровство – не было его целью. Свидетельствовали все, что после всё время Родион болел. Кроме того, узнали, что он совершил много добрых дел. Например, помогал больному студенту, а после его смерти – немощному отцу того.
А ещё однажды он вытащил из пожара детей, при этом сам получил травмы. Говорится, что в то время теория как раз «временного помешательства» вошла в моду. И Родион, который ещё и сам в своём преступлении признался, когда следствие почти зашло в тупик, мог бы, вообще, легко отделаться.
Но он сам утверждал, что совершил преступление осознано. Он планировал всё – с холодным умом. Такие признания не шли ему на пользу. В результате, Родиона осудили, но не так строго.
Думаю, что было и то, и то. Родион задумал преступление, но сделал его в «горячке». А после – муки совести…
Из эпилога мы узнаём, что Дуня вышла замуж. Соня осталась при арестанте в Сибири.
Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию.
Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами). На этом и заканчивается эпилог и само произведение.
Родион Раскольников, видимо, не очень думал о матери, когда шел на «дело». А ведь сынок для неё был самым важным в жизни. Неужели, он не понимал, как она будет страдать? А у него мозг был занят только философскими вопросами… А после стало уже слишком поздно что-то менять, исправлять.
Эпилог – анализ эпизода романа
Мощнейший эпизод «Преступление и наказание» —эпилог. Несмотря на, что кульминация прошла, и события «физического» уровня случились (убийство, явка, наказание), но в эпилоге истинная, духовная вершина.
Эпилог состоит из двух частей. В первой писатель рассказывает об судебном процессе над главным героем. А также о том, как сложилась судьба наиболее близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметит, что пейзаж очень важен в этой части романа.
Сделав признание, Родион не покаялся. В тюрьме он жалеет о признании. Ощущение своей правоты не исчезло, он лишь стал ненавидеть собственную слабость. Но тут случаются малопонятные вещи: другие осужденные почему-то испытывать беспочвенную неприязнь к нему. Для него это странно. Ведь их злодеяния порой страшнее.
К тому же они не знакомы с ним! В то же время они с почтением смотрят на Соню, навещающую Родиона, несмотря на то, что они и с ней совсем незнакомы! Однажды эти люди с воплями «Безбожник!» кидаются на него, бьют, и лишь охранник мешает им добить его…
Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны.
Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!
Это истинная кульминация произведения! Это — победа любви и веры! Это — истинное раскаяние, которое дает возможность спасения любого грешника! Именно в этой части произведения, ощущаются что-то светлое и жизнеутверждающие.
Они предвещают духовное возрождение Родиона. Тут чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря.
Конечно, эпилог – это своеобразное подведение итогов в романе. Автор создал его, чтобы показать нам, как вырос главный герой, как он изменился. Интересно, что даже в самый момент совершения героем убийства мы не чувствуем к нему отвращения.
Для нас он человек с заблудшей душой, его жалко, ему можно посочувствовать. Именно в конце произведения мы видим, что герой нашел свой истинный путь, он осознал свои ошибки и готов идти дальше.
Эссе о романе Достоевского
Произведение, являющееся одним из самых значимых в творчестве писателя, по жанровой направленности относится к стилю реалистического романа, содержащего в себе элементы психологической философии.
В качестве основной тематики рассматривает вопросы существования человека в неимоверных жизненных условиях, приводящего его к ощущению бессмысленности жизни и озлобленности в отношении всего человечества.
Композиционная структура романа представляет собой шесть частей и завершающий эпилог, при этом в каждой части имеется разделение на главы в количестве шести-семи.
В первой части романа писатель дает характеристику главному персонажу произведения, Родиону Раскольникову, описывая его образ существования, подготовку и совершение им преступного деяния.
Последующее содержание романа содержит описание последующего за преступлением неизбежного наказания к Раскольникову, а также его раскаяние, описываемое в эпилогической части произведения.
Отличительной особенностью романа «Преступление и наказание» является применение писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности отображения действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности душевного настроения Раскольникова, выражающегося в ощущении полной потере жизненного смысла.
Раскольников представляется в романе в качестве самолюбивого, чувствительного, умного студента, который существует в атмосфере несправедливой нищеты, способствующей разработке им собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории.
Первая категория, с точки зрения героя, имеет целью поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, относящиеся ко второй категории, рождаются для развития человеческой цивилизации, поэтому вправе использоваться любые средства для продвижения новых идей, что и делает Раскольников, решившись на убийство старухи-процентщицы.
Роман включается в себя несколько сюжетных линий, в которых Раскольников принимает участие в том или ином смысле.
Также помимо главного персонажа произведения писатель вводит иных центральных героев в образах Разумихина, Сони Мармеладовой, Свидригайлова, сестры Родиона Дуни, изображенные в ярких, красочных характеристиках и усиливающих раскрытие ключевой проблематики романа.
Произведение является уникальным, поскольку в повествовательном содержании присутствуют детективные, социальные, криминальные, философско-психологические и любовные мотива, а также гармонично переплетаются изображения реальной жизненной действительности и фантастики, выраженной в снах главного героя.
Месть и великодушие (Преступление и наказание)
Проблематика романа Достоевского многогранна. Одна из тем классического произведения – месть и великодушие. Где находится граница, которая останавливает мстительность, что может ее сдержать? Ответы находим на страницах романа.
Месть и ее признаки
Рассмотреть понятие «мстительность» можно через положения теории главного героя романа. Раскольников мстит судьбе, он не согласен со своей нищетой. Ему кажется, что богатство изменит жизнь его близких. Оправдывая себя, он идет на преступление. Рядом начинают идти месть и убийство.
Автор предупреждает мстить невозможно, не использовав жестокость. Уже само чувство вызывает низменные желания: зависть, обиду, отчаяние. Стремление добиться справедливости по отношению к себе или к другому человеку приводит к злу.
Классик говорит о последствиях. Победа не всегда приносит радость. Чаще такая победа соседствует с горечью. Как отомстить, не причинив боли? Кто-то всегда будет страдать. Чаще это обе стороны. Одни понимают, что совершили. Другие переживают результат мести.
Радость в таком виде минутная. Раскольников отомстил судьбе, но не сумел даже воспользоваться добытым. Все осталось под камнем, серым и пыльным, такой же стала и душа Родиона.
Великодушие и вера
Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом. Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении.
Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко. Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.
Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.
Жертвенность и несправедливая месть
Девушка, способная помочь другим, становится жертвой мстительного человека. Мелочный Лужин не знает, как отомстить за то, что потерял невесту, за то, что его Раскольников выгнал из квартиры. Несостоявшийся муж выбирает жертву. Ею становится великодушная Соня.
Страшно в поступке Лужина все: место и время злого деяния. Все происходит на похоронах отца. Мужчина подкладывает в карман опечаленной и погруженной в свои мысли Сони 100 рублевую бумажку. Мармеладову обвиняют в воровстве.
Тема мести показана здесь как синоним безнравственности. Соню спасают. Лебезятников исправляет ситуацию. Но автор предупреждает, как легко можно стать жертвой несправедливой мести, направленной не против того, кому мстят. Важно, чтобы рядом был кто-то более честный.
Месть и справедливость
Если нельзя мстить, то, как добиться справедливости? Классик показывает один из вариантов правильного решения через образ следователя. Порфирий Петрович ведет Родиона к явке с повинной. Он строит свою работу как психолог.
Порфирий великодушен и сострадателен. Он видит и понимает, как тяжело преступнику. Сочувствие к оступившимся – это не признак мягкого характера. Только такие люди способны изменить человечество. Они помогут поднять и начать все сначала.
Судьба и месть – два философских понятия, на которых строится сюжет романа. Свидригайлов получает месть от судьбы. Она справедлива. Нельзя, чтобы преступления оставались безнаказанными. Итог жизни героя – самоубийство.
Великодушие людей – это качество, на котором строится жизнь. Друзья, близкие, любимые должны быть у человека. Они выручат, помогут, поддержат.
Читайте также: Характеристика человека (друга, подруги) – сочинение.
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями.