Сочинение на тему «Месть и великодушие»

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Сочинение по направлению «Месть и великодушие»

Вариант 1

Детей воспитывают с четким пониманием того, что людей нужно прощать. Об этом говорят родители, учителя и книги. Но человек подвластный эмоциям, а они часто бывают отрицательными. Натура может стремиться к мести, справедливой расплате. Но являются ли такими методы правильными? Об этом можно долго философствовать и почерпнуть опыт с литературы какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Александр Пушкин месть и великодушие разбирает в своем произведении «Капитанская дочка». Швабрин старается понравиться Маше. Но девушка не отвечает молодому человеку взаимностью. Тогда оскорбленный влюбленный начинает распускать грязные неправдивые слухи. На этом беспредел Швабрина не заканчивается. Когда подворачивается удобный момент, то он берет Машу в плен. Он грозиться заморить девушку голодом, если она не выйдет за него замуж. Мужчина все это проворачивает не из-за большой любви. Он пытается отомстить Гриневу, который оказался более удачливым в амурных делах.

В итоге в повести Пушкина все-таки торжествует справедливость. У Швабрина был большой список отрицательных черт характера. В итоге мужчину арестовывают за измену Родине. Умение прощать – это прерогатива благородных людей. Мстительные личности не знают сострадания. Они жестоки и сделают все, чтобы самоутвердиться за счет других людей.

Борис Васильев в своей работе «Не стреляйте белых лебедей» также поднимает тему мести и великодушия. Федор Бурьянов жаждет мести, так как не может смириться с тем, что Егор Полушкин получил пост лесничего. Он вместе с друзьями нападает на мужчину и избивает его. Егор истекает кровью, пока пытается добраться до собственного дома. Дальше его ждет смерть. Он прекрасно знает, кто совершил нападение, но не говорит об этом. Он решает не опускаться до уровня Федора. Он не желает засорять свою совесть низким чувством мести. В этом произведении автор поддерживает идею того, что лучше проявлять великодушие. Но в работе «А зори здесь тихие…» ситуация складывается иначе.

В центре сюжета выступают пять девушек-зенитчиц, которых убили фашисты. Командир мстит за своих подопечных и расправляется с немцами. В живых осталось только четверо человек. Эта месть носит совсем иной характер. Только такое возмездие имеет право на существование.

Месть привилегия людей с низкой нравственностью. Но можно сделать вывод, что иногда ситуация действительно требует возмездия. Все индивидуально и зависит от людей. В любом случае строить планы по расплате не следует, если человек обидел неосознанно. В порыве гнева человек способен совершить необдуманный поступок, поэтому важно контролировать свои эмоции.

Вариант 2

Есть ли оправдание для мести? Трудно дать однозначный ответ. Здесь играет большую роль этический фактор. Человек, никогда не попадавший в ситуацию, когда в его понимании понятия правосудия и мести сливаются в одно целое и неделимое, не сможет дать точный и утвердительный ответ на этот вопрос. Людей, которые найдут в себе силы и откажутся отвечать злом на зло, не так уж и много. В большинстве своем, люди часто поступают по принципу «зуб за зуб». В некоторых ситуациях очень хочется найти им оправдания.

Месть как способ остановить беспредел

Жизнь такая штука, что иногда происходят ситуации, когда месть становится единственным средством добиться правосудия. Наглядным примером для данного утверждения служит произведение Виктора Астафьева «Людочка». В нем рассказывается о несчастной судьбе молодой девушки, которая была изнасилована преступниками. Один из них – Стрекач, недавно освободившийся из тюрьмы, был зачинщиком этого преступления. Он подкараулил девушку в парке, накинулся на нее, сделал свое гнусное дело и еще заставил повторить это и всех своих сообщников. Бедная Людочка ни у кого не нашла поддержки. Ее наставница сказала, что подобные ситуации являются нормой для здешних мест. Мать Людочки была занята обустройством новой семьи и ходила на сносях. Милиция и не думала серьезно заниматься этим делом. Не найдя нигде поддержки и должного понимания, несчастная девушка повесилась. Только после этого, ее отчим решился на месть. Он подкараулил Стрекача и избил его до смерти. Конечно, не найти оправдания самосуду, устроенному отчимом, но по крайней мере, его поступку есть свои объяснения. Видя бездействие властей, он решил сам наказать и остановить преступников вот какой иной раз бывает “Месть и великодушие”.

Простить или отмстить?

В рассказе Максима Горького рассказывается об истории молодых цыган, которым так и не удалось найти общий язык. Рада и Лойко Забар любили друг друга горячо и страстно. Однако их гордость и независимость мешали признаться им в этом. Лойко все-таки решился на признание и попросил руки Рады. Молодая и гордая цыганка в ответ ему выдвинула свой ультиматум. Рада сказала, что если Лойко хочет жениться на ней, то он должен встать перед ней на колени на глазах у всего табора. Лойко согласился на это. Но когда все собрались и Рада ждала, что Лойко вот-вот подчиниться ее воле, он неожиданно для всех выхватил нож и вонзил ей прямо в сердце. Рада прошептала, что ждала такой смерти и, что Забар все сделал правильно. Но отец молодой цыганки подобрал тот самый нож и вонзил его в спину Лойко, отомстив ему за свою дочь. Кто может осудить старого цыгана за месть? Смог бы он проявить великодушие в этот момент? Ведь на его глазах лишили жизни его собственного ребенка.

Причина мести

Получается, что чаще всего люди решаются на месть в том случае, когда им не остается другого выхода. Когда рассчитывать, кроме себя самого, больше не на кого. Иногда люди считают, что оставив преступника безнаказанным, они дадут им возможность повторить свое преступление еще раз. Я не могу сказать, что месть можно оправдать, но считаю, что для любого поступка всегда существуют определенные объяснения.

Цитаты и афоризмы про великодушие и месть

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Джордж Бернард Шоу
  • Этот человек гнетёт меня своим великодушием. А.П. Чехов
  • Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение. Оноре де Бальзак
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма
  • Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести. Ницше Фридрих
  • Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему. Франц Кафка
  • Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь. Сенека
  • Выше законов может быть любовь! Выше права — милость! Выше справедливости — прощение. Этого достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня. Е.П. Леонов
  • Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. Александр Иванович Герцен
  • Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо
  • Месть — это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества — присущи только людям с великой душой, помните это! Луи Жаколио
  • Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Ницше Фридрих
  • Стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность, а значит, косвенно способствуем его торжеству, таким образом нарушая извечный баланс и расшатывая сам фундамент Мира. Макс Фрай
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души. Э.А. Севрус
  • Есть простое правило: когда вы проявляете великодушие, следует это делать безыскусно и просто — ибо, если вы произнесете слишком много слов, облагодетельствованный может случайно заглянуть вам в душу, и смажется весь эффект. В. Пелевин
  • Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Ф. Достоевский
  • Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель
  • Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть. А. Дюма
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. Бэкон Фрэнсис
  • Прощение предательства немногим отличается от самого предательства. Юрий Нагибин
  • Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое. Виссарион Белинский
  • Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет. Мария-Эбнер Эшенбах
  • Простить и забыть — акт божественного великодушия. Петр Квятковский
  • Именно прощение открывает единственную возможность творчески размышлять о будущем. Дэвид Аллен
  • Я считаю, непрощение — это серьёзнейшая проблема, которая сидит в тебе и больше вреда наносит самому тебе. Анатолий Шарий
  • История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает. Валентин Пикуль
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает. Дэвид Митчелл
  • Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости. Франц Шуберт
  • Легко обвинять, легко жаждать мщения. Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль. Стивен Кинг
  • Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого. Ник Вуйчич
  • Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие. В.П. Рычков
  • Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят. Эдмунд Бёрк
  • Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция. Сара Эдисон Аллен.

Итоговое сочинение «Месть и великодушие»

Вариант 1

Месть и великодушие – это два полярных, прямо противоположных понятия, которые характеризуют личность с нравственной стороны. Месть – это намеренное причинение зла, действие, которое совершает коварный, злобный человек за обиду и причинённое зло, это возмездие за что-нибудь. Наслаждение от мести, по-моему, испытывает тот, кто лишён доброты, обладает мелкой и низкой душой. Такой человек не способен забыть и простить обиды, стать выше своего самолюбия. Великодушие же, напротив, свойственно тому, кто обладает высокими душевными качествами, кто снисходителен к ошибкам и слабостям других, кто готов бескорыстно жертвовать своими интересами.

В литературе есть немало примеров того, как месть становится орудием героев и не приносит им счастья, а, наоборот, приводит к непоправимым последствиям. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, петербургский аристократ, живя в деревне, обиделся на своего друга Владимира Ленского и решил ему отомстить.

Причина обиды мелкая и ничтожная. О такой обиде в народе иронично говорят: «Надулся как мышь на крупу». Ленский уговорил Онегина приехать в гости к Лариным на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать к Лариным по двум причинам.

Во-первых, он избегал встреч с Татьяной. Между ними произошло решительное объяснение, в котором Евгений в ответ на письмо Татьяны с признанием в любви прочитал ей то ли проповедь, то ли исповедь, признавшись, что его душа не способна любить, растратив юношеский пыл.

Во-вторых, Онегин не хотел встречаться с соседними помещиками, которых считал ничтожными и презирал. Но Ленский сказал, что народу будет мало, и ошибся. Увидев огромное количество гостей, бледную Татьяну, готовую в любую минуту расплакаться, Евгений поклялся в душе «взбесить» Ленского, и ему это удалось.

Бывший ловелас стал открыто ухаживать за Ольгой, нашёптывать легкомысленной девушке «какой-то пошлый мадригал». Ольга отказала Владимиру в последнем танце – котильоне, который обычно в конце вечера танцуют жених и невеста, сказав, что она уже обещала Онегину. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения влюблённого поэта.

Ленский вызвал Онегина на дуэль. Так, желание мести привело Онегина к целому ряду нравственных ошибок. Во-первых, он необдуманно пошутил над юной робкой любовью, действуя привычно, как в аристократическом Петербурге. Но он не учёл того, что юный философ, «поклонник Канта и поэт», не знал светских правил и коварную игру друга принял за чистую монету.

Во-вторых, он мог бы отказаться от дуэли и помириться с другом, но Онегин этого не сделал, испугавшись «общественного мнения», по сути, мнения тех людей, которых он презирал. Трагический итог мести Онегина –гибель друга на дуэли, чувство непоправимой вины и муки совести Евгения.

Примером великодушия в этом романе является Татьяна, нравственный идеал автора. Она выходит замуж за генерала только лишь потому, что её со слезами умоляла мать, ради спокойствия родного человека. Дав клятву верности в церкви, Татьяна отказалась от личного счастья, потому что выше всего ставила нравственный долг. Замужняя Татьяна преподала эгоистичному Онегину урок верности, самопожертвования и великодушия. Да, она по-прежнему любила Онегина, но никогда бы не смогла построить своё счастье на несчастье другого человека.

Таким образом, мы пришли к выводу, что месть – это низкое желание, которое не приносит счастья, а только муки и раскаяния. Только великодушный человек никогда не раскается в том, что когда-то простил своего обидчика, будет чувствовать моральное удовлетворение, что не пошёл на поводу своих мелких и недостойных чувств.

Вариант 2

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар. И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.

Бывают случаи, когда месть — единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева «Людочка» молодую девушку изнасиловали преступники. Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников. Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку. Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.

В книге М. Горького «Макар Чудра» молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой. Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела. Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв. Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам. Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Вариант 3

«Месть подают холодной», «месть сладка» — все эти поговорки, прочно укоренившиеся в нашем языке, как будто поощряют мщение. Сделали зло тебе — отомсти, сделай зло обидчику — именно так размышляет большинство людей, но всегда ли свершившаяся месть — это действительно то, чего жаждет человек? Неужели моральное удовлетворение можно получить от причинения горя? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, ведь каждый видит все события через призму личного понимания мира.

Однако, хорошим примером для иллюстрации данной проблемы может послужить роман Александра Дюмы «Граф Монте-Кристо». Это произведение всецело посвящено истории о любви и мести, ведь главный герой романа — Эдмон — мечтает расквитаться со своими недоброжелателями, обманом засадившими его в тюрьму на пожизненное заключение. На протяжении многих лет он готовил коварный план мести, стараясь ударить врага в самое больное место.

Он лишил обидчиков самого дорогого, что у них имелось — семьи, богатства, власти. Однако, пронеся это бремя через столько лет, когда он, наконец, достиг своей цели, он понял, что всё, чем он занимался, больше не имеет смысла. Жизнь прожита ради мести, и кроме неё у него ничего не было, и теперь совсем ничего не осталось. Каждый сам для себя решает, стоит ли мстить своим обидчикам, ведь у каждого своё понимание добра и зла. Но всецело отдаваясь мщению, люди забывают, кто они есть на самом деле и для чего живут.

Все конфликты не возникают из ниоткуда, а значит решаемы и мирным путем. В нашем мире и без того достаточно зла, так пусть каждый из нас станет чуточку добрее по отношению к своим противникам.

Вариант 4

Далеко не каждый человек способен на благородные поступки, особенно по отношению к тому, кто его унизил, оскорбил, обидел, а тем более, если тот поступил нечестно, несправедливо. Малодушный, слабый человек может простить на словах, потому что побоится дать отпор, но в душе он затаит злобу, которая станет постепенно разъедать его душу, не даст покоя ни днём, ни ночью. Великодушный же человек проявит величие души, силу духа, попытается понять и простить обидчика. И тогда и его противнику, и ему самому становится легче, словно гора с плеч упала. Художественная литература даёт немало примеров благородства и умения прощать другого человека.

Так, весь роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» пронизан темой милосердия, сострадания и великодушия к тем, кто оступился, выбрал неверный путь, причинил другим намеренно или по своему неведению боль и страдание. Ярким примером великодушия может послужить поведение графа Ильи Андреевича Ростова, когда его сын Николай, проиграв в карты сорок три тысячи рублей, нагло и развязно говорит ему об этом.

Отец понимает его, ведь и он легкомысленно относится к деньгам: доверил ведение хозяйства нечестному управляющему и понёс убытки. Но также старший Ростов понимает, что, хотя беспечность сына разорила большую семью, сделала Наташу и Соню бесприданницами, нельзя отталкивать от себя Николая, читать нравоучения, не дать денег, ведь честь дворянина и офицера не позволила бы ему не вернуть карточный долг, остаётся только пуля в лоб. А за развязным тоном сын прячет растерянность, страх и стыд. И Илья Андреевич повторяет слова сына: «С кем не бывает?», таким образом проявив понимание и дав прощение. Такое великодушие всегда приводит провинившегося к искреннему раскаянию, и, захлёбываясь слезами, благодарный сын целует руку отца. А спустя несколько лет уже Николай расплатился со всеми долгами умершего отца и стал примерным хозяином имения.

Подобное великодушие проявила и другая героиня романа «Война и мир» — княжна Марья Болконская – к своему суровому и строгому отцу. Николай Андреевич Болконский любил дочь, искренне желал ей счастья, но, пытаясь защитить её от подлости и коварства высшего общества, стремясь подготовить к жизни, проверяет её переписку с подругой, заставляет заниматься Марью совершенно не нужной ей геометрией, препятствует замужеству с Анатолем Курагиным, который охотится за приданым богатой, но некрасивой наследницы. Княжна страдала от грубости и насмешек отца, плакала украдкой, но сумела найти в себе силы простить его, ставшего в старости особенно резким и чудаковатым. Она жалеет его, ухаживает за умирающим стариком и незадолго до его смерти наконец слышит от него слова любви, раскаяния и благодарности. Это в дальнейшем дало ей силы жить после смерти брата Андрея и отца, встретить свою любовь и стать счастливой женой и матерью.

Таким образом, умение прощать другого человека, находить в нём хорошее, верить в его нравственное обновление, — это признак силы и благородства. Великодушие, словно эстафетная палочка, передаётся другому, заставляет его поверить в доброту и побуждает дарить это тепло людям.

Проблема мести и великодушия по роману «Капитанская дочка»

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. «Прости и отпусти», — говорит мама. «Любите врагов ваших», — гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Молодой человек, оскорбленный не взаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность — всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа. И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б. Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть <Не стреляйте белых лебедей>.

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома. Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить. Тот же автор в повести <А зори здесь тихие:> рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование. Таким образом, месть — низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия. Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Зло порождает зло

Месть — порождает зло, а зло влечет за собой кару.

Месть — это последнее, что остается у человека.

Человека одиного, безнадежного.

Отказаться от мести все ранво, что спасти себя.

Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что-то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?

Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать. Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.

Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.

Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: «Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!»

У А. Дюмы есть замечательный роман «Монте-Кристо», в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозевал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть — это отчаянный поступок.

Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

Отомстить или быть счастливым

Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные — Ромео и Джульетта. Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку.

Есть события, которые тяжело пережить. Месть — острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба. Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные <булавки>, возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт — правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет — кто первый начал.

Победителей в этой ситуации быть не может. В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе — лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью. Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести!

Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции. Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане — убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!»

Наверное, надо подняться высоко — в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт. Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж — наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.

«Что такое великодушие?» итоговое сочинение

Вариант 1

Что такое великодушие? В первую очередь с этим понятием у меня ассоциируется благородство, добродушие, в общем величие души, что можно заметить в структуре слова. Это разного рода добродетель человека, которая возвышается над мелочными проблемами и потребностями. Это умение превозмогать себя, идти на риск ради достижения какой-либо великой цели, при этом используя порядочные методы и оставаясь на «доброй» стороне.

К примеру, в произведении «Война и мир» Льва Николаевича Толстого главный герой Пьер Безухов представляет, как раз-таки, великодушного человека. Это проявляется в его поступках, в его стремлении обрести смысл жизни и помочь близким людям. Он искренне переживает за судьбу Болконского, пытается его всячески поддержать и направить на путь истинный. Он не обязан этого делать, но Пьер не представляет, что можно поступить как-то иначе, оставить друга в беде, забыть о чести и достоинстве.

Он бескорыстен в своих делах и нередко проявляет великодушие, прощая обиды. Так, он уходит от своей жены, узнав об её измене, и при этом оставляет ей огромную часть своего имущества, не желая препираться из-за денег. А также прощает Долохова, когда узнаёт, что у него старая мать, которую Долохов искренне и нежно любит. В таких поступках и выборах заключается великодушие Пьера.

Другим примером является произведение Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня находит в себе силы не таить зла на своих обидчиков, даже продолжать им помогать, не ожидая взамен ни платы, ни даже доброго слова. Она осознанно идёт на эту покорность, потому что просто хочет помогать людям в меру своих возможностей.

И это показывает её с хорошей стороны, благородной и, конечно, великодушной. Таким образом, великодушие — это не просто качество, а выбор человека. Каждый из нас может и должен стремиться к тому, чтобы стать великодушным человеком. Научиться не держать зла на обидчиков, научиться прощать. Не черстветь душой, а стремиться к улучшению мира и, прежде всего, жизни людей вокруг.

Вариант 2

Что мы имеем в виду, когда называем человека великодушным? Мне кажется, великодушие сродни способности жертвовать собственными интересами ради других. Это могут быть совершенно незнакомые люди, брошенные животные, те, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Обладатель «великой души» не бросит их на произвол судьбы, подойдёт и поможет, поддержит добрым словом и делом. Авторы разных произведений по-разному отвечали на вопрос о сущности великодушия, но все они сходились во мнении, что человек великодушный в своей жизни проявляет лучшие душевные качества, а именно отзывчивость, доброту и чуткость.

Так, например, героиня произведения Лидии Чарской «Записки гимназистки» Анна Симолинь узнаёт историю маленькой сироты, приехавшей в чужой город к вечно занятому дяде и его холодной и отстранённой жене. Дети Икониных приняли сироту враждебно, смеялись над ней. Лишь маленький Толя понял, что Лена – хорошая и добрая девочка, но он не мог защитить двоюродную сестру от нападок. Однажды сирота решила проведать своих друзей. На улице была метель, и девочка заблудилась. Её, совсем замёрзшую, нашёл отец юной Анны и привёз домой. Графиня Симолинь попросила папу оставить Лену у себя, приготовила для неё лучшую комнату и одежду, сидела у постели больной, пока она не поправилась. Главная героиня вернулась к Икониным, которые, наконец, её приняли, но не забыла о благодеяниях семьи Анны.

Таким образом, великодушие – это отзывчивое и доброе отношение к людям, которое подразумевает готовность жертвовать своими интересами во имя спасения чужой жизни.

Другой всем известный пример – поступок Наташи Ростовой, героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Когда пришла пора покидать Москву, Ростовы хотели уложить все свои вещи на подводы. Наташа случайно узнала, что раненых не планируют увозить из города, который вот-вот займут французы, и со слезами попросила родителей оставить подводы для раненых.

Так они и поступили. Наташа, её мать и отец проявили чуткость и отзывчивость по отношению к защитникам Родины. Но важно то, что они поступились своими интересами ради спасения чужих людей. Это и есть главный признак великодушия. Истинное величие души в том, что она отрекается от эгоистических побуждений и приносит жертву во имя доброго намерения.

Таким образом, истинное великодушие – это доброе, отзывчивое и чуткое отношение к людям, которое невозможно без жертвы. Кто-то жертвует своими интересами, кто-то – комфортом, чтобы помочь человеку в трудной ситуации и подкрепить свою благожелательность делом. Не бывает великодушия на словах, его определяют только поступки, которые можно назвать великими только потому, что они делаются во благо общества, не частного интереса.

Примеры мести и великодушия в литературе

Месть

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». К чему может привести месть? Возмездие может привести к самым плачевным последствиям – к смерти. В романе в стихах А.С.Пушкина скучающий Онегин разозлился на своего друга Ленского. Назло ему герой стал заигрывать с возлюбленной поэта – Ольгой. «Младое сердце» вспыхнуло – Владимир вызвал друга на дуэль. Черствый Евгений, который боится общественной молвы, дал согласие на поединок, исход которого стал роковым для поэта. Ленский погиб из-за желания приятеля совершить возмездие. Герой обвинил друга в своем неудобном положении на балу и выбрал самый «больной» метод мести. Такой жестокий поступок привел к гибели человека, для которого жизнь только начиналась. Их ссору можно было разрешить переговорами, но не смертельным выстрелом. Однако месть, как правило, неразборчива в средствах, поэтому ее в любом случае стоит избегать: ничего хорошего она не даст.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». В чём причины желания возмездия? Грибоедов в пьесе «Горе от ума» выступает новатором: он отходит от классических принципов построения комедии. Так, автор не делит всех своих персонажей на положительных и отрицательных. Софья относится к таким «пограничным» героям. Она не разделяет взгляды фамусовского общества, но при этом совершает ужасный поступок – мстит Чацкому. Именно Софья распространила слух о том, что гость сошел с ума. Но что стало причиной такого действия? Александр лишь употребил нелестные выражения в адрес Молчалина – возлюбленного героини. Он не понимал, что тем самым делает больно девушке, ведь не знал, что она любит секретаря своего родителя. Разгневанная женщина не стерпела обвинений и рассказала о «слабоумии» молодого человека. Таким образом, даже непреднамеренная и случайная личная обида может привести к возникновению желания отомстить.

А. Платонов, «Юшка». Как отказаться от мести? Я думаю, для этого нужна сильная воля. В своём небольшом произведении Платонов раскрыл по-настоящему способную личность, которая смогла побороть жажду справедливой расправы над обидчиками. Юшка — бедняк, который всю жизнь терпел издевательства, как от детей, так и от взрослых. Его унижали, в него бросали камни, но в ответ люди ничего не получали. Они знали, что он не проявит жестокости, поэтому вымещали на нём свою злобу. Юшка смиренно переносил все страдания, он не желал мстить им. Как оказалось, герой всю жизнь помогал бедной девушке, и эта деятельность наполняла его жизнь высшим смыслом. Он относил ей все деньги каждое лето, а сам жил в нищете. Так, можно утверждать, что отказаться от возмездия может только человек, обладающий сильным характером и способный на самопожертвования во имя благородных целей. Именно эти цели заставят его задуматься, стоит ли учинять самосуд. А сила воли поможет ему не поддаваться на провокации обидчиков.

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Месть никогда не может быть оправдана, это самый жестокий и низкий поступок. В романе М.Ю.Лермонтова юная душа погибла из-за желания возмездия. Печорин, чтобы украсть Бэлу, пообещал её брату достать коня удальца Казбича. Между ними произошёл обмен. Но Казбич просто так не мог смириться с утратой самого дорого в жизни, поэтому решил отомстить Печорину. Он украл Бэлу, а когда осознал, что ему не оторваться от погони, заколол девушку. Из-за желания «свести счеты» погибла невинная душа, которая стала жертвой двух персонажей. Так, самосуд не может быть способом справедливого наказания, такой жестокий поступок не должен быть оправдан, ведь он влечет за собой трагические последствия.

Н.В. Гоголь, «Шинель». Если закон бездействует, появляется месть – самосуд, заменяющий правосудие. Когда чиновник не помог Башмачкину, как того требует его долг, а выставил просителя за дверь, Акакий Акакиевич совсем потерял надежду вернуть свою шинель. Грабители оставили его без верхней одежды, а мужчина не мог позволить себе покупку новой. Но он жил и работал в Санкт-Петербурге, где без теплого одеяния нельзя было даже на улицу выйти, и Башмачкин фактически остался без возможности служить и получать доход. Однако на проблему простого человека власть имущие закрыли глаза: никто не стал помогать просителю искать виновников преступления. В результате волнений и стрессов герой умер, но через некоторое время по улицам начал бродить его призрак. Он отбирал у господ верхнюю одежду, как будто постоянно искал свою. Так, возмездие стало естественным итогом беззакония, которое царило в городе.

Великодушие

И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Великодушие человека многолико. Оно может проявляется самыми разными способами. Так, поступок Николая Кирсанова характеризует его как человека с большим сердцем. Вместо того чтобы противоречить сыну, вступать с ним в конфликт, он попытался понять его жизненную позицию, его «идеалы». В отличие от Павла Петровича, герой не начинает резко критиковать иные взгляды, а наоборот, относится к ним с уважением и пониманием. Для Николая важно сохранить их тёплые отношения с наследником, и он пытается идти навстречу молодому поколению. Такой поступок можно назвать великодушным, человек идет наперекор своим принципам ради того, чтобы не обидеть другого, чтобы не разрушить связь поколений. Нигилизм чужд герою, но для сближения с сыном он вникает в его сущность. Значит, на великодушие указывают, в первую очередь, готовность и способность понять мировоззрение других людей, а также умение принимать их вне зависимости от убеждений.

В. В. Быков, «Обелиск». Великодушный человек – тот, который готов пожертвовать собой ради благополучия других. Пример такой личности можно найти в повести В.В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз даже в годы всеобщего ожесточения – военные годы — сохранил в себе возвышенную и благородную душу. Он всегда помогал детям любыми способами, герой воспитывал их как настоящих людей с большим и чутким сердцем. Мороз пожертвовал своей жизнью ради спасения мальчика, он защитил его от беспощадных нацистов. Память о его героическом поступке навсегда останется в сердцах его учеников. На такое действие способен только великодушный человек, проявляющий милосердие и сострадание по отношению к окружающим людям.

М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Проявление великодушия к врагу – самый настоящий героизм. Такой поступок отражен в романе- эпопее «Тихий Дон». Противоречивый Григорий, который на протяжении всего произведения ищет, куда бы ему «приткнуться», проявляет милосердие на поле боя. Его личный враг оказался в беде, но вместо того, чтобы отомстить ему, Мелехов протянул руку помощи. Григорий отдал свою лошадь Степану, вывел его из опасной зоны, спасая тем самым героя от смерти. Такой великодушный поступок заслуживает уважения: мужчина забыл о прошлых обидах, он не стал вымещать свою злобу. Даже на войне люди способны оставаться чуткими друг к другу, сохранять в себе лучшие черты характера, и только эта способность способствует скорейшему окончанию кровопролития и возвращению к мирной жизни. А потому великодушие на войне гораздо нужнее, чем кажется на первый взгляд.

А. Грин, «Алые паруса». Во многих произведениях отражена тема проявления великодушия к самым близким людям – к родителям. Одно из них – повесть «Алые паруса». Ассоль с ранних лет помогала отцу. Она выполняла любую его просьбу, была рядом с ним в трудные времена. Девочка знала, что её папу не принимало общество, слухи о том, что он убил Меннерса, испортили его репутацию. Они жили отчужденными, у Ассоль даже никогда не было подруг. Но она не отвернулась от отца, поддерживала его во всём, шла с ним против всех окружающих. Героиня любила Лонгрена, потому всегда относилась к нему с пониманием и уважением. Её поведение можно назвать великодушным.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Великодушный поступок может привести к самым различным последствиям. Одно из них – моральное возрождение героя. Обратимся к роману «Преступление и наказание». Соня Мармеладова помогла Раскольникову встать на путь исправления, искупления своей вины. Её великодушие заключалось в том, что героиня не оставила Родиона в сложной ситуации, она поддерживала его, заботилась о нём. Её светлая душа помогла убийце осознать свою ошибку и принять необходимость раскаяния. Она самоотверженно пошла за героем на каторгу, чтобы до конца быть рядом. Благодаря Соне Раскольников «переродился», её великодушие пробудило в нём искренние порывы сердца и готовность начать жизнь с чистого листа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

четыре × 5 =

Adblock
detector