Предание – жанр народного поэтического творчества, возникший как вольный поэтический пересказ рассказов очевидцев о некогда прошедших событиях, существующих животных, предметах, о реальных лицах. Характеризуется установкой на достоверность и наличием элемента чудесного.
Как правило, предания повествуют о ценностных, значимых для народа событиях и именах, о реально воплощенных в жизни идеях. Предания связаны с историей народа, географией его расположения, его культурой, они соединяют в себе настоящее, прошлое и будущее жизни.
Особенности жанра
По внешней форме предания близки легенде и сказке. Они служат изустной формой сохранения и передачи истории народа из поколения в поколение.
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой.
От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков:
- содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей,
- действующие лица — исторические или квазиисторические личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники).
Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий).
Установка на достоверность, истинность отражена в жанровых самоопределениях предания, например, русских «быль», «бывальщина» и др. В отличие от легенд, действие преданий относится только к историческому времени, не касаясь ни мифического, ни настоящего времени.
Фантастический элемент, который может присутствовать в исторических преданиях, не переводит их в жанр легенды. Напротив, отсутствие этого элемента является решающим жанровым признаком для других видов преданий.
Основные разновидности
Исследователи выделяли такие виды преданий, как:
- мифологические,
- натуралистические (о происхождении растений и животных),
- географические (о происхождении местностей, элементов рельефа, топонимов, полезных ископаемых) и др.
Мифологические предания отчасти относятся жанру быличек, меморатов.
Выделяется категория семейных преданий, передающихся в рамках конкретного рода или семьи, если это краткая традиция. Часто они также пограничны с легендами и в то же время, благодаря использованию исторических имён, сближаются с историческими преданиями.
К последним близки предания, в которых действует «коллективный» герой (о разбойниках, захватчиках и др.), которые, тем не менее, часто привязаны к одному историческому или квазиисторическому герою (цикл, связанный с Яношиком в словацких разбойничьих преданиях).
И есть несколько квалификаций жанра преданий.
В.К. Соколова в своей работе “Русские исторические предания” выделяет 6 циклов:
- Предания о борьбе с внешними врагами.
- Предания об Иване Грозном и Петре первом.
- Предания об Ермаке.
- Предания о Разине и Пугачеве.
- Разбойничьи циклы.
- Предания о кладах.
Н. А. Криничная выделяет 8 тематических групп.
- Предания о заселение и освоение края.
- Об аборигенах определенной местности.
- О “панах”, о кладах.
- О великанах, богатырях, силачах.
- О борьбе с внешними врагами.
- О разбойниках.
- О раскольниках.
- Об исторических лицах.
Сегодня распространены исторические предания (о событиях истории народа и его героях), топонимические (о происхождении названий городов, поселений, рек).
О чем рассказывают
Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени.
Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости.
Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани, о покорении Ермаком Сибири.
Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.
Героями преданий становились силачи и разбойники. Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.
Примеры преданий
Переход от мифологической стадии мышления к новому типу сознания привёл к тому, что античный миф раскололся на множество легенд.
У индусов, греков, римлян появились полусказочные истории о богах и героях, в образной форме рассказывающие о сотворении мира, освоении человеком природы, рождении культуры. На более поздней стадии возникли предания, действующими лицами которых стали реальные исторические персонажи.
Обращаясь к опыту эллинистической цивилизации, достаточно сравнить две поэмы Гомера: «Илиаду» и «Одисею».
Обе они основаны на легендах, боги и смертные действуют в них на равных правах, но в основе «Илиады» лежит предание о реально существовавшем полисе и троянской войне, достоверность которой подтвердили находки Г.Шлимана.
Русские и европейские летописания создавались во многом на основании народных преданий.
В «Повести временных лет» собраны древнейшие устные свидетельства об историческом прошлом Древней Руси: призвании варяг на Ильмень-озеро, взятии Олегом Царьграда, мести Ольги древлянам.
Подобные собрания есть и у других народов. Например, киргизский эпос «Манас» рассказывает о древнейших традициях и героях прошлого.
Русские предания
Предания о Емельяне Пугачеве
Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев. Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.
Пугачёв и пушка
Пугачев был колдун, заговоренный от пули, от ножа, от яду и других опасностей, оттого он даже ни разу ранен не был.
Когда он стал входить в Илецкий городок, не захотела идти его пушка на мост. Сколько ни тащили ее, сколько ни припрягали лошадей – и с места сдвинуть не смогли.
Рассердился тогда Пугачев, приказал пушку сечь нагайками, а потом обрубить ей уши и сбросить в Яик-реку. – Так что ж ты думаешь, сударь? Как взревет пушка человеческим голосом, так только стон да гул пошел по всему городку! Не веришь? Спроси у людей! И теперь в ину пору в воде стонет так, что далеко чутко!
Как стал входить Пугачев, вышли в городок к нему навстречу с иконами и хоругвями, хлебом и солью. Хлеб-соль он принял, к иконам приложился и позвал к себе Атамана. А в ту пору Атаманом был Тимофей Лазаревич, чай слышал? Не пошел, было, Тимофей Лазаревич, да силком привели.
Вот и стал ему говорить Пугачев, чтобы тот ему поклонился. Говорил в другой, говорил в третий раз, – не захотел Лазаревич кланяться и поносил Пугачева всякими скверными словами. Сказал тогда Пугачев: – Хотел жить с тобой, Тимофей Лазаревич, в любви и согласии, хотел с тобой из одной чашки есть, из одного ковша пить, хотел кафтан тебе парчовый жаловать, видно не бывать тому делу!
И велел потом повесить Лазаревича на месте лобном, на страх всем своим супротивникам.
В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас.
Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной, здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.
О происхождении Пугачёва
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили вы пивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачева., сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
— Ну что, набегался?
— Ну да, — говорит.
Сошла ома с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.
Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.
Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.
Предание о Ермаке
Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы.
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать?
Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
— Издалека, — ответил царь.
— Может, помогу я тебе?
— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:
— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят.
Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор.
Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло.
Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.
Таким образом, предание – своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».
Источники:
- Богатырев П. Г. Словацкие эпические рассказы и лиро-эпические песни. («Збойницкий цикл»). М., 1963.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Костомаров Н. И. Предания первоначальной русской летописи в соображениях с русскими народными преданиями в песнях, сказках и обычаях // Собр. соч. — Т. 13. — СПб., 1905.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Соколова В. К. Современное состояние преданий // в кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. Варшава. 1973. Доклады советской делегации. — М., 1973.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939.
- Чистов К. В. О сюжетном составе русских народных преданий и легенд // в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов (Прага, 1968). Доклады советской делегации. — М., 1968.