Поэма «Облако в штанах» В. Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Предлагаем прочитать краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.
Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.
Основные персонажи поэмы
Главные герои:
- Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский.
- Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.
Другие персонажи:
- Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.
Маяковский «Облако в штанах» очень кратко
Краткое содержание «Облако в штанах» В. Маяковского для читательского дневника:
Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны, он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.
Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.
В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.
Герой чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.
Юноша желает понять, почувствует ли он любовь еще раз? Он испытывает душевную боль. Пережитые эмоции, дают ему основание считать, что любовь – это страдания, расстройства, печаль.
Душа человека для него превыше всего. Но она спрятана под тысячью одежд, и разглядеть ее практически невозможно, так как люди скрывают свои истинные эмоции под неподвижным лицом.
Лирический герой не желает читать книги, так как их трудно писать. Ему тяжело подобрать слова. Даже на знакомой ему улице, говорят на непонятном ему языке.
Герой обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след.
После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.
Несмотря на это, герой верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам герой сравнивает себя с апостолом.
Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.
Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.
Сжатый пересказ «Облака в штанах»
В. Маяковский «Облако в штанах» краткое содержание:
Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!
Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого.
Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.
Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнёт петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать.
Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете.
Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.
Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.
Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.
Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу.
Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.
Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.
Это интересно: Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Любовная лирика В. В. Маяковского — это явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.
Сюжет поэмы «Облако в штанах» по главам
Маяковский «Облако в штанах» краткое содержание с описанием каждой главы:
Вступление
Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».
Глава 1
Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.
Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».
Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж.
Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.
Глава 2
Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем «начнет петься», в душе долго барахтается «глупая вобла воображения».
Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе «Идемте жрать!».
Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.
Глава 3
Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.
Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.
Глава 4
Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя «величием равное богу». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – «хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат «бережет свою единственную ногу».
Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.
Заключение
Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.
Другая сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.
Видео версия Облако в штанах Маяковский
Автор призывает народ бороться со сложившимся строем, провести реформы, дающие право на свободу слова. Поэма учит смотреть не на внешние данные человека, а обращать внимание на его внутренний мир, душу.