Привет всем! Я снова с вами, чтобы поделиться впечатлениями о захватывающем романе Мариам Петросян «Дом, в котором…». В прошлый раз мы разбирали первую книгу — «Курильщик», а сегодня я расскажу вам о второй части — «Шакалином восьмидневнике». Для тех, кто только присоединился к нам: роман состоит из трёх книг, и после «Шакалиного восьмидневника» нас ждёт финальная часть — «Пустые гнёзда».
Вторая книга особенная — она охватывает всего восемь дней, но каких! За эту короткую неделю жизнь обитателей интерната изменится навсегда. Давайте вместе узнаем, что же случилось с нашими героями в эти судьбоносные дни.
Мимолётный взгляд на граффити
События разворачиваются в момент возвращения воспитателя Ральфа после пятимесячного отсутствия.
Повествование начинается с описания коридоров Дома, где окна, выходящие на улицу, были замурованы из-за постоянных надписей и рисунков, которыми воспитанники покрывали стекла. Стены Дома служат своеобразной летописью — на них пишут сообщения, рисуют символы, оставляют метки. Это целая система коммуникации между обитателями.
Главным действующим лицом выступает Ральф — загадочный воспитатель, которого боятся и уважают, сравнивают с Дартом Вейдером. Он единственный из персонала, кто живёт на втором этаже среди воспитанников. Ральф обладает особым пониманием происходящего в Доме и способностью “читать” настенные послания.
В Доме существуют различные группировки воспитанников — Птицы, Крысы, Псы, каждая со своим вожаком и территорией. После возвращения Ральф пытается разобраться в произошедших за время его отсутствия событиях — смерти двух воспитанников (Волка и Помпея) и исчезновении третьего (Лорда), которого забрала мать.
Особое внимание уделяется взаимодействию Ральфа со Слепым — вожаком одной из групп. Их разговор раскрывает сложную систему отношений в Доме и намекает на некие сверхъестественные способности обитателей. Слепой просит Ральфа узнать о судьбе Лорда, что необычно, так как по традиции Дома, покинувшие его становятся “мёртвыми” для оставшихся.
Вторая часть главы представлена от лица Табаки — который описывает реакцию обитателей на возвращение Ральфа и попытки выяснить судьбу Лорда через него.
В тексте присутствует множество символических деталей: замурованные окна как символ отгораживания от внешнего мира, настенные надписи как способ сохранения памяти и коммуникации, ошейники Псов как знак принадлежности к группе.
Глава завершается возвращением к повседневной жизни Дома, показывая контраст между мистическими событиями и обыденностью, между глубокими переживаниями и простыми бытовыми ситуациями.
Проблемы тлей и необученных бультерьеров
Пространство Дома описывается через детали: грязные тарелки в столовой, длинные коридоры, общие спальни, плакаты на стенах. Все эти элементы создают атмосферу изолированного, самодостаточного мира со своими правилами и табу. Одно из важнейших — запрет на упоминание “Наружности”, особенно в связи с будущим.
История начинается с философской дискуссии о свободе и заточении. Курильщик, недавно переведённый в другую группу, упрекает остальных обитателей в том, что они живут в замкнутом мире, отрезанные от внешней реальности (которую они называют “Наружностью”). Сфинкс, один из лидеров группы, пытается объяснить ему природу истинной свободы через метафору слона в саванне и тли на листе.
Кто, по-твоему, свободнее: бегущий по саванне слон или тля, сидящая на листе все равно какого растения?
Главные персонажи этой главы представляют разные взгляды на жизнь в Доме. Сфинкс — философский лидер, принимающий правила Дома и находящий в них свободу. Курильщик — бунтарь, видящий в этих правилах тюрьму. Черный — ещё один важный персонаж, который появляется позже, пьяный и агрессивный, бросающий вызов установленному порядку.
В тексте множество символических деталей: стеклянные бусины от сглаза на свитере Курильщика, сигаретный дым, окурки как элементы власти и свободы выбора. Особенно важен образ бультерьера, который становится предметом насмешек над Черным и символом его мечты о жизни в Наружности.
Центральный конфликт разворачивается вокруг принятия/непринятия правил Дома. Это не просто внешний конфликт между персонажами, но глубокий философский спор о природе свободы и заточения, реальности и иллюзии.
Примечательна цитата Сфинкса:
Каждый сам выбирает себе Дом. Мы делаем его интересным или скучным, а потом уже он меняет нас.
Эта фраза отражает одну из главных идей произведения — о взаимном влиянии человека и среды его обитания.
Размышления Черного во второй части главы, где он, выйдя в Наружность, понимает свою неспособность полностью оторваться от Дома. Это раскрывает — противоречие между стремлением к свободе и страхом перед ней, между желанием убежать и невозможностью полного разрыва с привычным миром.
В конце главы появляется важная деталь — упоминание о том, что приближается время выпуска, когда обитателям придётся покинуть Дом. Это создаёт дополнительное напряжение и подчёркивает неизбежность столкновения с “Наружностью”, которой так боятся одни и к которой стремятся другие.
Исповедь Красного Дракона
История рассказывается Македонским, который делится своим прошлым и настоящим.
Македонский – необычный подросток с паранормальными способностями. В детстве он жил с дедом, который был лидером некоего религиозного культа и считал мальчика ангелом. Дед заставлял его совершать “чудеса” для последователей, держал взаперти и подвергал жестокому обращению, включая странные ритуалы вроде натирания кожи лимонным соком для избавления от веснушек, которые дед считал недостойными “ангела”.
После смерти деда Македонский попал в обычную семью, но его преследовали бывшие последователи культа. Не выдержав давления, новая семья отправила его в интернат – тот самый Дом, где он обрёл новую жизнь и личность, став “Македонским” вместо “Ангела”.
В Доме Македонский встречает других подростков, включая важного персонажа по имени Сфинкс, который становится его наставником и ставит условие: никаких чудес, если он хочет остаться. Македонский соглашается, находя в этом месте первое настоящее прибежище.
“За грехи свои надо расплачиваться”
Однако ситуация осложняется, когда другой житель Дома – Волк – раскрывает способности Македонского и пытается шантажировать его, требуя использовать силы против кого-то из обитателей Дома. Не выдержав давления, Македонский проклинает Волка, что приводит к трагедии. После этого он пытается покончить с собой, но не может решиться прыгнуть с крыши.
Особое внимание в тексте уделяется внутренним переживаниям Македонского, его чувству вины и страху. Македонский постоянно борется с призраком Волка, который преследует его, и пытается найти искупление, хотя считает свой грех не искупаемым.
История исследует грань между даром и проклятием, показывая, как необычные способности могут стать источником как страданий, так и исцеления.
Уичная копоть
Сюжет развивается вокруг возвращения Лорда в Дом. Это событие вызывает волнение среди обитателей. Лорд возвращается изменившимся — с неаккуратно остриженными волосами и изменённым поведением, что вызывает беспокойство у его друзей. Параллельно развивается линия взаимоотношений между обитателями Дома и девушками из женского крыла, в частности, история с Рыжей, которая оказывается загадочным “Джонатаном” из прошлой группы.
Особое внимание уделяется внутренним конфликтам персонажей. Курильщик борется за принятие в группу, Сфинкс пытается сохранить баланс в коллективе, Лорд переживает внутреннюю трансформацию. Социальные противоречия проявляются в иерархии Дома, отношениях между разными группами и гендерных взаимодействиях.
Знаковой является сцена на меняльном рынке, где происходит обмен вещами между обитателями Дома, символизирующая сложную систему взаимоотношений и статусов.
Совсем другой коридор
Повествование ведётся от лица Рыжей, одной из обитательниц девичьего крыла, которая замечает существенную разницу между мальчиковым и девичьим коридором. История разворачивается вечером, когда большинство девушек собрались в коридоре для просмотра телевизора.
Атмосфера места пропитана особым духом привилегированности, доставшейся от прежнего директора с белой бородой, который благоволил к девушкам. Это проявляется в деталях интерьера: ковровые дорожки с потёртыми краями, шторы на шнурах, телевизоры в спальнях (хотя из них остались рабочими только два). В отличие от мальчикового крыла, здесь девушки живут по четверо в небольших комнатах-кельях, что создаёт более интимную атмосферу.
Центральное место в повествовании занимают несколько ярких персонажей.
- Кошатница — загадочная девушка с бесцветными волосами и пронзительным взглядом, которая никогда не расстаётся с тремя дымчато-серыми котами. Её образ окутан мистикой: она говорит особым образом, с едва заметными подчёркиваниями слов, которые несут дополнительный смысл.
- Крыса (или Летун) — только что вернувшаяся после месячного отсутствия девушка, худая как скелет, с чёрными глазами и волосами, носящая куртку с эполетами. Её образ связан с опасностью — упоминается полумесяц бритвы “под каким из ногтей?”, что создаёт ощущение потенциальной угрозы.
- Русалка — нежное создание с бесконечно длинными волосами, говорящая шёпотом и играющая на гитаре как на мандолине.
В тексте присутствует множество символических деталей. Дары “оттуда” — предметы, которые бережно хранятся, даже если кажутся хламом. Кольцо с аметистом, которое Крыса якобы сняла “с трупа” и которое “приносит счастье”. Колокольчики на шведской стенке, звенящие каждый раз, когда Крыса шевелится во сне. Всё это создаёт ощущение особого мира со своими правилами и ритуалами.
Важным элементом повествования является противопоставление “там” и “здесь”. Рыжая, очевидно, регулярно бывает “там” и приносит оттуда подарки, но ей не хочется рассказывать об этом месте. Тем не менее, остальные настойчиво требуют этих рассказов, создавая напряжение между нежеланием делиться и необходимостью это делать.
Конфликты в главе в основном внутренние, проявляющиеся через недосказанность и намёки. Есть ощущение разделения на “своих” и “чужих”, “здесь” и “там”. Особенно это заметно в отношении к вернувшейся Крысе, которую одновременно принимают и опасаются.
Глава завершается многозначительной фразой Рыжей о том, что “там” всё по-другому, оставляя читателя в напряжённом ожидании продолжения истории. Дары, лежащие на матрасе, характеризуются как “жалкие, если кому-то вздумалось бы над ними смеяться”, что создаёт двойственное ощущение ценности и никчёмности этих предметов одновременно.
Молодая рептилия
Повествование начинается с появления новой воспитательницы — молодой женщины в бирюзовой куртке, которая пытается выглядеть старше своих лет. Она оказывается в странном, почти сюрреалистическом мире Дома, где привычные правила и нормы не действуют. Атмосфера постепенно сгущается от легкого недоумения до откровенного ужаса, когда героиня попадает в спальню четвертой группы.
Чужая! Наружная! На каблуках! С часами! Тётка!
Дом предстает как особое пространство со своими законами и иерархией. Здесь есть “наружные” и “внутренние”, и эта грань очень четко ощущается. Интерьер описывается фрагментарно, но создает впечатление лабиринта: темные коридоры, исчезнувшие окна, настенные рисунки, запертые двери. В спальне четвертой группы царит особый порядок хаоса, где каждый предмет имеет свое место и значение.
Вам ни в коем случае не следовало этого делать
Финал главы особенно показателен: Ральф, защищая своих подопечных, фактически шантажирует новую воспитательницу, заставляя ее молчать о произошедшем. Это подчёркивает сложность отношений между миром Дома и внешним миром, где правда и ложь, правильное и неправильное не имеют чётких границ.
Прогулки с Птицей
В этой необычной главе мы погружаемся в загадочный мир Дома через призму восприятия Стервятника (также называемый Птицей), который является одним из вожаков группировки “Птицы”.
Главный герой главы — Стервятник — предстаёт перед нами как хромающий подросток, лидер группировки “Птицы”. Его постоянно сопровождает призрак брата по имени Тень — молчаливый спутник, видимый некоторым обитателям Дома. Стервятник обладает властью и авторитетом, что проявляется в его взаимодействии с другими персонажами. Он носит с собой коллекцию ключей (восемнадцать штук) и имеет слабость к приобретению новых, особенно бесполезных.
Среди второстепенных персонажей выделяются члены группировки “Птицы”: Красавица (единственный симпатичный парень), Дракон (скептически настроенный к новшествам), Конь, Пузырь, Бабочка, Ангел, Дорогуша и Слон. У каждого из них есть свои особенности и деформации, как внешние, так и внутренние. Также появляются персонажи из других группировок: Валет (музыкант), Сфинкс, Крысы (склонные к самоповреждению).
“Всякий раз, потакая своим желаниям, теряешь волю и становишься их рабом” — фраза из старого кодекса Прыгунов, отражающая философию самоконтроля.
Сюжет главы развивается вокруг нескольких ключевых событий. Сначала Стервятник проводит собрание в Гнездовище, где объявляет новую политику: Птицам следует начать общаться с девушками и приглашать их к себе. Это связано с неким “Новым Законом”, появившимся после того, как “Слепой попрыгал с Длинной”. Затем герой отправляется на прогулку по Дому, во время которой встречает различных персонажей и наблюдает за жизнью обитателей. Завершается глава в Кофейнике, где происходит музыкальная сессия, прерванная попыткой самоповреждения молодой Крысы.
Символизм пронизывает весь текст. Ключи, которые коллекционирует Стервятник, могут символизировать власть и контроль. Красная лента, которую он вывешивает перед речью, становится символом его авторитета. Важную роль играют очки разных цветов, которые герой использует для изменения восприятия реальности.
Особое внимание уделяется деталям интерьера и атмосферы: папоротники и вьюнки в Гнездовище, кофейные кольца дыма, следы крови на полу Кофейника. Все это создаёт объёмную картину странного, замкнутого мира со своими правилами и законами.
Осколки вечерние
Глава начинается зимним вечером, когда Горбач, находится во дворе, наблюдая за снегом и небом. Атмосфера пронизана одиночеством и меланхолией, что подчёркивается описанием заснеженного двора и холодного вечера.
В главе представлены несколько ключевых персонажей.
- Горбач — юноша с физическим недостатком, который проводит время в размышлениях и имеет привычку писать стихи на стене над своей кроватью.
- Лэри — влюбленный молодой человек, который приводит свою девушку Спицу познакомиться с обитателями Дома.
- Лорд — переживающий глубокий эмоциональный кризис из-за своей влюблённости в девушку с рыжими волосами.
- Также упоминаются Сфинкс, Табаки (Шакал), Курильщик и другие жители Дома.
Повествование разделено на две основные части: первая ведется от лица Горбача, вторая — от лица Лорда. В части Горбача мы узнаем о его внутреннем мире, его “придумках” — фантазиях, помогающих справиться со страхом перед звёздами (так называемой “Звездной Болезнью”). Мы видим, как Лэри приводит свою девушку Спицу, и реакцию обитателей Дома на это событие.
“Придумки на ночь — заслонка от страха”
В части Лорда раскрывается его история пребывания в психиатрической больнице (Мертвом Доме) и его нынешняя одержимость девушкой с рыжими волосами. Он рассказывает о своём опыте в лечебнице, об отношениях с матерью и о том, как изменился благодаря Сфинксу, который был его наставником в Доме.
Синий кобальт
Повествование начинается с описания зимнего двора, где Горбач гуляет с вороной. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий: побег Черного в “Наружность” (внешний мир), романтические переживания Лорда, появление новой девушки Лэри по имени Спица, и зимнее переселение кошек в Дом.
Центральный конфликт разворачивается вокруг темы власти и контроля. Слепой, вожак группы, признается, что намеренно держал некоторых людей рядом, чтобы они не стали угрозой его лидерству. Это откровение потрясает Сфинкса, который узнает, что был частью этой стратегии.
В тексте присутствует богатая символика: морозные узоры на окнах, в которых Табаки видит свои отражения; кошки, приносящие мёртвых крыс как входную плату; записка, которую Табаки дает Лорду как талисман. Особое внимание уделяется границе между Домом и “Наружностью” – внешним миром, который представляется одновременно пугающим и манящим.
Глава богата значимыми диалогами. Особенно важен разговор между Лордом и Табаки на подоконнике, где Лорд просит помощи в преодолении страха, и беседа между Слепым и Сфинксом о власти и манипуляции.
Повествование завершается сном Табаки о мёртвом озере и ожидании чего-то страшного, что добавляет тревожную ноту к общей атмосфере главы и намекает на будущие события.
Ворожба
Центральный персонаж главы — девушка по прозвищу Русалка. Её образ раскрывается через воспоминания о детстве и текущие действия. В восемь лет она связала особенный мешочек с танцующими человечками, вложив в него свои желания и даже собственные волосы — это был её первый опыт “волшебства”. Теперь, будучи старше, она готовит новое колдовство, собирая различные значимые предметы: футляр для трубки, бусы из ореховых скорлупок, монету с дыркой, засохшую лимонную корку, пуговицу, подгузник с следами желтка, кожаный ремешок и медиатор. Особое значение имеет украденный ею бисерный кисет, в который она помещает локон своих волос.
“Счастливые — они обычно в курсе, что счастливые”.
Мир дома населён колоритными персонажами. Среди них Кошатница — прикованная к постели девушка, которая использует свою беспомощность как оружие психологического давления. В тексте упоминаются также Рыжая, Крыса, воспитательница по прозвищу Душенька, группировка Логов и Сфинкс — объект влюблённости Русалки, описанный как необычный юноша без рук, с какой-то таинственной болезнью в прошлом.
Центральное место занимает мотив ворожбы — попытки повлиять на реальность через ритуальные действия. Русалка собирает предметы, наделяя их особым смыслом, шепчет над ними, дышит на них — всё это часть её личного магического ритуала, направленного на то, чтобы привлечь внимание Сфинкса.
Ключевой конфликт разворачивается между Русалкой и воспитательницей Душенькой, которая пытается “защитить” девушку от потенциальных отношений.
В тексте особенно значимы детали интерьера и быта: матрасные завалы в коридорах, различия между порядком в воспитательской при разных воспитателях, колокольчики в волосах Русалки. Все эти элементы создают объёмную картину жизни, где переплетаются обыденность и магия, реальность и фантазия.
Глава завершается описанием того, как Русалка планирует вернуть украденный амулет, продолжая верить в силу своего колдовства. Её внутренняя трансформация подчёркивается физическими изменениями: “она идёт, краснея и хорошея с каждым шагом.”
Василиски
Повествование начинается в комнате для терапевтических встреч, где Крыса сидит в роскошном кожаном кресле, напоминающем гиппопотама. Это место становится ареной для напряженной встречи с её отцом, которого она называет ПРИПом (Предком и Породителем).
Крыса предстаёт как сложная личность с ярко выраженной индивидуальностью. Её внешний облик характерен: черная чёлка, закрывающая левый глаз, татуировка крысы на руке (которую она называет Вшивой), тяжёлые ботинки и кожаная жилетка. Особенность Крысы — она никогда не смотрит прямо на отца, только через металлические бирки-зеркальца на шее, превращая его образ в фрагментарные отражения.
ПРИП описывается как человек, который внешне заботится о животных (у него четыре питомца), пишет книги о них, но при этом проявляет жестокость в отношении собственной дочери. Его визиты регулярны, происходят каждую неделю и длятся ровно сорок минут, превращаясь в сеансы унижения и критики.
“Уродство твоей души отражается у тебя на лице! Каждой своей порой ты смердишь!” — слова ПРИПа.
После мучительной встречи с отцом действие перемещается в другие части Дома — на Перекресток и во вторую комнату. Здесь мы встречаем других обитателей: Филина, Бедуинку, Слона, который панически боится Крысы, видя у неё “ножики на пальцах”, и Рыжего — играющего ключевую роль в развитии сюжета.
Кульминацией главы становится разговор с Рыжим, который просит Крысу помочь в сложной ситуации с Рыжей — девушкой, влюблённой в Слепого. План Рыжего заключается в том, чтобы Крыса притворилась влюблённой в Слепого, тем самым отвадив от него Рыжую.
Призрак
Повествование ведется от Лорда, а затем переключается на Табаки.
В ночной сцене мы знакомимся с особой атмосферой спальни, где находятся несколько воспитанников: Лорд, Черный, Шакал, Курильщик, Табаки, Лэри и Македонский. Комната наполнена различными звуками спящих людей и особыми деталями интерьера — колесом, птичьей клеткой и воздушным змеем на потолке.
Главный герой этой части, Лорд, испытывает необычное состояние — его душа словно отделяется от тела. В этом состоянии он способен перемещаться по Дому, проходить сквозь стены и двери. Важная деталь — у Лорда есть физическое ограничение: его ноги практически не функционируют, они холодные “как у мертвеца”, что вызывает у него сильные переживания.
“Душа странствует по ночам. И если ты спишь, никогда ты не встретишься со своей душой”.
Во время своего астрального путешествия Лорд находит и прикасается к спящей рыжеволосой девушке, что вызывает её пробуждение и испуг. После возвращения в своё тело Лорд испытывает сильный жар в верхней части тела и холод в ногах. Македонский, проявляя заботу, приносит ему грелку.
“Полчеловека. С ногами мертвеца.”
Утренняя часть главы описывает возвращение персонажа по имени Летун с заказами из внешнего мира. Крыса, выступающая посредником, раздаёт воспитанникам различные предметы: диск для Лэри, шоколадные конфеты для Табаки, журналы для Черного, кофе и сигареты для Слепого, расчёски и трубку для Горбача.
В конце главы описывается особый ритуал просмотра двух рисунков, спрятанных за картой Новой Зеландии. Рисунки принадлежат бывшему обитателю Дома — Леопарду. Один изображает одинокого ворона на дереве среди человеческого мусора, другой — тощую кошку в пустыне с улитками. Эти рисунки имеют особое значение для обитателей Дома и являются их общим достоянием.
Самая длинная ночь
Действие происходит в одну необычную ночь, которую обитатели Дома называют “Самой Длинной” — ночь, которая словно застыла во времени, не желая переходить в утро.
Центральное событие главы — нападение трёх подростков (Фитиля, Соломона и Дона) на Рыжего, вожака одной из групп. Это происшествие запускает цепь событий, затрагивающих многих обитателей Дома. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий: Курильщик и Табаки отправляются на ночную прогулку, во время которой Курильщик переживает странное превращение в кота; Слепой ищет пропавшего Толстого; Ральф (воспитатель) пытается разобраться в происшествии с Рыжим и конфликтует со Слепым.
Одним из центральных символов является сама Длинная ночь — время, когда обычные законы реальности перестают действовать, а границы между мирами становятся проницаемыми. Это подчёркивается остановившимися часами в кабинете Ральфа и общим ощущением застывшего времени.
Самая длинная ночь
Среди главных действующих лиц выделяется Табаки, который без устали пересказывает события ночи, получая явное удовольствие от драматичности происходящего. Его противоположностью выступает Сфинкс, который относится к происходящему с тревогой и неприятием, его мучают воспоминания о некоей первой “Самой Длинной” ночи и образе белого кораблика, ставшего его личным кошмаром.
В тексте упоминается множество персонажей: Слепой, который возвращается в крови и рвоте, Лэри и Горбач, сидящие у кофеварки, Черный, который конфликтует с Курильщиком, Лорд, предлагающий сыграть в шахматы, и Рыжая, приходящая узнать о судьбе Рыжего.
Центральным событием главы становится инцидент с Рыжим, который, судя по рассказам Табаки, серьёзно пострадал, хотя Сфинкс старается успокоить его сестру Рыжую, говоря, что брата “совсем слегка порезали”. Параллельно развивается конфликт между Черным и Курильщиком, связанный с употреблением последним каких-то веществ у Стервятника, что привело к странным галлюцинациям.