Анализ стихотворения «Послушайте!» В. В. Маяковского

Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.

Краткий анализ стихотворения «Послушайте!»

Вариант 1

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

Вариант 2

План:

  1. История создания
  2. Жанр
  3. Основная тема
  4. Композиция
  5. Размер
  6. Выразительные средства
  7. Основная мысль
  8. История создания. В начале XX века в поэтическом российском обществе возникало множество литературных течений. Одним из ярких представителей новой волны был Маяковский. Стихотворение «Послушайте», созданное в 1914 г., — страстный душевный порыв поэта, в котором он выражает свои самые сокровенные мысли.
  9. Жанр произведения – лирическое стихотворение, монолог-исповедь главного героя.
  10. Основная тема произведения – философское размышление автора о смысле человеческой жизни. Это размышление основано на наблюдении за звездами – символами бесконечности мироздания. Накануне Первой мировой войны не только в России, но и во всем мире наблюдался духовный кризис. Человечество мучительно искало выход из создавшейся ситуации. Общество было проникнуто безверием и ожиданием неизбежного конца.

Маяковский, обладая чуткой и ранимой душой, также задыхался в этой атмосфере. Он видит главную проблему общества в равнодушии людей, увлеченных только собственными сиюминутными интересами. Произведение начинается со страстного обращения к людям – «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд.

Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?».

Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба способна повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может спастись, если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.

  1. Композиция. Произведение имеет кольцевую композицию, благодаря повторению фразы «кому-нибудь нужно». Можно выделить три части: постановка вопроса, авторское размышление, вывод.
  2. Размер. Автор использует излюбленный прием – построение стиха «лесенкой». Наряду с характерной для Маяковского неточной рифмой присутствует и четкая рифмовка.
  3. Выразительные средства. Произведение является исключением из оригинального стиля Маяковского. В нем нет неологизмов и искаженных слов. Благодаря этому оно воспринимается как предельно искренний и чистый порыв поэта. Единственный новаторский прием – развернутое сравнение: «звезды-плевочки-жемчужины». Самый яркий эпитет – «жилистая» рука бога.
  4. Основная мысль произведения – потерявшее смысл жизни человечество может вновь найти его, только обратившись к вечным законам мироздания. Первым шагом на этом нелегком пути должно стать простое наблюдение за звездами, которое способно внести в душу умиротворение, покой и ощущение счастья.

Вариант 3

Одно из ярчайших и самых запоминающихся стихотворений раннего Маяковского; однако не такое простое при ближайшем рассмотрении. У стихотворения нет четко выстроенное сюжетной линии; оно представляет собой обращение к необозначенному слушателю.

Произведение имеет рамочную композицию, начало и финал отражают друг друга – точно повторяются некоторые выражения, но при этом авторская мысль проходит определенное развитие. Обращение открывается восклицанием (привлечение внимание), за ним следует несколько риторических вопросов (поэт знает, что допустим только положительный ответ). Центральную часть стихотворения составляет «сюжетный» эпизод. Некое третье лицо выпрашивает звёзды у бога, а затем обращается к другим неизвестным (возможно, к произносящему речь лирическому герою). Эпизод обосновывает появление звёзд на небе – некто их выпросил, потому что без них – «мука» и «страшно». И заключение отсылает читателя к начальной мысли.

Стихотворение рассчитано не столько даже на читателя, сколько на слушателя; можно сказать, что Маяковский выстраивает его чуть ли не по правилам античной риторики – тезис, пример-обоснование и утверждение тезиса.

Поэт пользуется любопытными средствами художественной выразительности – на небольшое стихотворение приходится множество ярких эпитетов; самый интересный оборот – цепочка «звезды – плевочки – жемчужина». Звезды, помещенный в центр стихотворения, можно понимать как буквально, так и максимально абстрактно (есть нечто, что кажется нам обыденным и неважным, но для кого-то это представляет необычайную ценность; более того, это ценно для каждого, но мы не поймем этого, пока этого не утратим) или в переносном значении – как метафору «звёзды=поэзия» (что менее вероятно, но тоже может обосновано – особенно лексической параллелью «плевочки – жемчужины»).

Полный анализ стиха «Послушайте!»

Вариант 1

История создания. Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема. Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Композиция. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр. Разбор произведения доказывает, что по жанру – это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности. Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например, его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога – жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

Вариант 2

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чем заключается смысл жизни человека. Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает.

Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения – исповедальная и доверительная. Начинается оно с просьбы, обращенной к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взволнованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно. Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части обозначена проблема: …если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда».

Мы слышим своеобразную молитву, обращенную к Богу. А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращенный к каждому из читателей: Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! Автор вводит в свое произведение элемент фантастики («врывается к Богу»). В системе выразительных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог – не только одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звездного неба жизнь представляется немыслимой, кто не может перенести «беззвездную муку». Поэтические приемы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение невелико по объему. Нет ни одного нейтрального слова – все слова эмоционально окрашены.

Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется – они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклицание (Послушайте), риторический вопрос (значит – это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?). Метафоры у Маяковского всегда необычны и красивы. Вот и здесь: метели полуденной пыли.

Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звезды зажигают; загоралась звезда. Но и все стихотворение «Послушайте!» есть одна развернутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота – ценности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского. В этом стихотворении автор добился того, что каждое выделенное им слово стало значимым и ве­сомым. Акценты достигаются также за счет знаков препинания – они создают эмоциональный настрой произведения.

Вариант 3

Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914году.

В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: “Послушайте!” Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а “выдыхает” это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

Весь строй речи в стихотворении “Послушайте!” именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом-“Да?!”, обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Располагая стихи “лесенкой”, он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. М. – необычайная, она как бы “внутренняя”, чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые думают, что стихи В. М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для “площадей”. Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. М... “Послушайте!”-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В. М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (“ходит тревожный”), смятения.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него “жилистая рука”. Эпитет “жилистая” настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. “Длань” (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто “рукой”.

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды “плевочки”, а для другого-“жемчужины”.

Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”.

Стихотворение “Послушайте!”-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -“жемчужины”, а не звезды-“плевочки”. В. М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в “звездной” теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой “протянутости” слова к Вселенной, но В. М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В. М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В. М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение “Послушайте!”-истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Вариант 4

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца?

Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

Анализ «Послушайте» с цитатами

Вариант 1

Лирика В. Маяковского поражает, прежде всего, своей силой, мощной энергетикой. Радуется ли его лирический герой или горюет – все это он делает «наразрыв», предельно искренно и сильно.

Лирический герой Маяковского – человек с тонкой, ранимой душой, переживающий не только за себя, но и за все существа в этом мире. Он ратует и готов бороться за счастье людей, за справедливость, за свет.

Особенно ярко эти черты поэзии Маяковского проявляются в его ранней лирике. Пример тому – стихотворение «Послушайте!», написанное в 1914 году. За конкретной, казалось бы, ситуацией кроется глубокое философское обобщение, как всегда бывает у Маяковского.

Лирический герой выступает здесь в двух ипостасях – рассказчика и действующего лица. Про кого он говорит в третьем лице – про себя или про другого человека? Мне кажется, про человека вообще. Ведь каждому из нас нужно, чтобы «каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда».

Стихотворение публицистично по своей форме: оно построено как обращение, очень эмоциональное и сильное. По сути, это крик души лирического героя. К кому он обращен? Я думаю, ко всему миру – к людям, к самому Господу Богу. Так кричит человек в большом отчаянии, не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь:

 Послушайте!

    Ведь, если звезды зажигают —

    значит — это кому-нибудь нужно?

    Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

    Значит — кто-то называет эти плевочки

     жемчужиной?

В этом своеобразном вступлении поэт начинает раскрывать метафору, на которой построено все стихотворение. Маяковский обращается к «детскому» вопросу: «Кто зажигает звезды на небе?» и пытается понять – действительно, кто? И если этот кто-то их зажигает, значит, в этом есть смысл. Значит, есть смысл в существовании планеты, над которой горят звезды, и в существовании людей, населяющих эту планету. Таким образом, постепенно звезда становится символом чего-то высшего, светлого — надежды, смысла бытия.

В основной части стихотворения, которая сюжетна по своей форме, показывается вся важность для лирического героя (и любого человека) наличие этой «звезды» в жизни. Ради того, чтобы она не угасала, герой добирается до самого Бога. Страх маленького человека остаться без звезды автор передает с помощью метафоры «надрываясь в метелях полуденной пыли». Герой боится, что он опоздал, умоляет Творца:

    просит —

    чтоб обязательно была звезда! —

    клянется —

    не перенесет эту беззвездную муку!

Любопытно, что этот визит к Господу (мне кажется, что это тоже метафора. Так Маяковский обозначает внутреннее обращение каждого человека к высшим силам в момент отчаяния) поэт рисует очень официально, даже официозно. Лирический герой как будто попадает к нему в кабинет, целует его руку. Бог изображен очень схематично и «очеловечено» – мы видим лишь его «жилистую руку».

Но, вероятнее всего, Господь не дает никакого ответа на просьбу лирического героя. Ему остается лишь надеяться. Именно поэтому после он, в ожидании, нервничая, обращается к кому-то:

    «Ведь теперь тебе ничего?

    Не страшно?

    Да?!»

К кому обращены эти слова лирического героя? К кому-то постороннему или к самому себе? Этим внутренним монологом поэт передает положение человека в мире – одинокого, маленького, неуверенного в завтрашнем дне. Ему так необходимо, чтобы звезды загорались каждую ночь. И поэтому отчаянные вопросы героя, являющиеся заключением стихотворения:

Послушайте!

    Ведь, если звезды

    зажигают —

    значит — это кому-нибудь нужно?

    Значит — это необходимо,

    чтобы каждый вечер

    над крышами

    загоралась хоть одна звезда?! —

являются риторическими. Конечно, необходимо, чтобы звезды горели. Это огонек надежды, который поддерживает жизнь каждому из нас.

Таким образом, композиция стихотворения является кольцевой: во вступлении лирический герой задает вопросы, а в заключении дает ответ на них.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности, главными из которых являются эпитеты и метафоры: «звезды — плевочки», «метели пыли», «полуденной пыли», «беззвездная мука», «над крышами загоралась хоть одна звезда» и т.д.

Кроме того, стихотворение наполнено восклицательными предложениями и риторическими вопросами, повторами:

Послушайте!

    Ведь, если звезды зажигают —

    значит — это кому-нибудь нужно?

    Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

    Значит — кто-то называет эти плевочки

     жемчужиной?

Знаменитое построение фраз «лесенкой» позволяет Маяковскому выделить значимые слова, сделать акцент на важных фразах.

Вариант 2

Стихотворение «Послушайте!» (1914) — крик души поэта. Оно начинается отчаянной просьбой, обращенной к людям. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличи­ем, одиночеством, горем.

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Поэт вводит очень выразительную антитезу: для кого-то звезды «плевочки», а для кого-то — «жемчужины», кто-то не в силах перенести «эту беззвездную муку». Лирический герой глубоко, тонко и остро чувствует и переживает все, что происходит с миром, Вселенной, людьми. Он весь — обеспокоенность, забота, сопереживание, участие, любовь:

Ведь теперь тебе ничего?

Основная интонация стиха не гневная и обличительная, а исповедальная, доверительная, роб­кая и неуверенная. Лирический герой стремится донести до читателя свою самую сокровенную мысль: не хлебом единым жив человек, ему нужна еще и мечта, красота, нужны звезды-«жемчу­жины», а не звезды-«плевочки».

Вариант 3

В чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно, нельзя сказать человеку: делай так, и в этом есть смысл твоей жизни. Свой путь, свою цель и мечту каждый выбирает себе сам.

Стихотворение Маяковского «Послушайте!» посвящено как раз теме смысла человеческой жизни. Но поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться, а о том, что у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить. Эту цель, смысл жизни, веру в завтрашний день Маяковский называет «звездой», зажигаемой «кем-то» и нужной «кому-то».

Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении.

«Послушайте!» — своеобразное обращение к людям, но не громогласное и пафосное, как это обычно бывает у Маяковского. Это просьба остановиться на миг, подняться ненадолго над миром «полуденной пыли» и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том, чем оправдан каждый наш шаг на земле и кто все это придумал.

Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей, различных и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию. В первой части поэт обращается к читателям, обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно?» С первой строки чувствуется присутствие высших сил, которые «зажигают» звезды. Маяковский поднимает проблему Бога, предопределения, ведь «жемчужины» не сами появляются над крышами домов, а по воле кого-то, кто выше всех людей.

Во второй части показана эмоциональная картина того, как лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его:

чтоб обязательно была звезда! —

не перенесет эту беззвездную муку!

Получив от Бога «звезду», то есть мечту, герой обретает спокойствие и умиротворение. Ему уже ничего не страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна. Эта часть – своеобразная молитва, обращенная к Богу. Причем Бог здесь – не одухотворенная высшая сущность, а вполне реальная личность с жилистыми руками, и, как мне показалось, добрыми глазами. Впрочем, на этом описание Бога заканчивается, больше мы о нем ничего не узнаем. Всего одна деталь, которую выделил Маяковский – руки – а сколько они могут рассказать! Бог всегда готов подать спасительную руку помощи, нужно только очень этого захотеть.

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц: лирического героя, Бога и «кого-то». Эти «кто-то» — люди, все человечество, к которому обращается поэт. Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины», но несомненно то, что их свет необходим.

«Послушайте!» отличается от других стихотворений Маяковского, прежде всего, тем, что поэт не использует в нем неологизмы, «резкие» слова и пафосные фразы. Он не противопоставляет себя обществу, как это будет позже в «Облаке в штанах», никого не осуждает и не обличает, как в «Дряни» или «Прозаседавшихся». Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в жизни.

Каждое слово в стихотворении экспрессивно, эмоционально, выразительно. Все описываемые картины буквально предстают перед нашими глазами: «визит» к Богу, звезды на небе, крыши домов… Стихотворение будто одухотворено, оно воздушно и искренне, близко читателю. Возможно, из-за того, что Маяковский не использует никаких местоимений, кроме «кто-то», ты как будто ощущаешь себя на месте лирического героя, чувствуешь ветер «полуденной пыли», слезы на глазах и внутреннюю тревогу.

Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв.

Мне очень нравится это стихотворение. Каждый раз, когда его читаешь, находишь ранее незамеченные оттенки и смыслы. О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.

«Жемчужиной» Маяковского была идея нового общества, нового человека, будущего, в котором каждый найдет свое счастье. И, я считаю, что поэт всю жизнь следовал за своей звездой так, что спустя десятилетия его стихи остаются неповторимыми шедеврами мировой поэзии.

Лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное. Он успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р.Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа».

Вариант 3

Будучи футуристом, Маяковский писал сложную и многоплановую поэзию, затрагивающую множественные слои как собственной души, так и души читателя. Многие считают его приземленным и ограниченным, делают подобный вывод основываясь на его пропагандистской поэзии. Однако, лирика Маяковского вне всяких сомнений чрезвычайно многогранна и не может не оставить след в душе. Так же и со стихом «Послушайте!»

Это произведение, в некотором роде, является гимном утрате человечеством истинных идеалов, в результате чего люди стали поклоняться фальшивым материальным идолам. В стихах того периода, если отбросить наигранное ритмичное бахвальство Маяковского, легко прослеживается глубокая ранимость и беспредельное одиночество, которое поэт ощущал, пребывая в перенаселенном мире. Автор задает болезненный для себя вопрос:

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Он знает ответ. Но он пытается бороться с безразличием, которое сковывает души обывателей. Он исступленно выкрикивает «Послушайте!», взывая к апатичному сознанию окружающих; просит, умоляет отбросить всю безучастность и весь холод.

Значит кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

Очевидно, что для кого-то в нашем мире звезды олицетворяют некое идеалистическое начало — жемчужины, которые остальным кажутся не более чем нелепыми плевочками, небрежно прикрепившимися к небосклону.

Благодаря необычной рифме, Маяковскому удается добиться весомости каждого слова. Слоги не чередуются явно и открыто, что делает каждый стих произведением искусства. Четко отлаженный ритм в стихах Маяковского придает этому окраски громогласного обращения к обывателям, прожигающим жизнь впустую и нацеливая энтузиазм на совершенно ненужные вещи.

Лирический герой не просто произносит, он словно выдыхает «Послушайте!»; интонация доверительная и робкая, словно герой тратя последние силы пытается привлечь внимание человечества к тревожащим его проблемам, но, вместе с тем, ритм стиха увеличивается, нарастает мощь, а затем снова замедляется, словно поэт обессилен.

Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «Послушайте!» — одно из ранних творений знаменитого поэта двадцатого столетия. Ранний Маяковский — это тонкий лирик с проникновенными поэтическими творениями. Именно к раннему лирическому периоду творчества В. Маяковского и относится стихотворение «Послушайте!»

Уже в раннем творчестве поэт проявил себя, как весьма одаренный стилист, тонко чувствовавший рифму, игру слов. Маяковский великолепный новатор в области стихосложения, а его знаменитая «лесенка» в построении рифмы — есть величайшее чудо таланта великого поэта, поэта с большой буквы.

Интонацией доверительности и интимности проникнуто данное стихотворение из раннего периода его творчества. Это интимная лирика, а не площадная, как обычно понимается творчество В.В. Маяковского. Лирический герой здесь одинок, задумчив, неприкаян, если хотите. Он ищет взаимопонимания, общения, он обращается «Послушайте!», и это обращение полно надрыва и огромного желания достучаться до каждого сердца.

Стихотворение написано в 1914 году, лирический герой данного поэтического творения одинок, легко раним, полон высоких стремлений к духовным идеалам.

Стихотворение во многом напоминает крик души, который начинается с обращения — «Послушайте!», но постепенно, словно в споре с невидимым равнодушным оппонентом, переходит именно на крик, возглас, являющейся попыткой быть услышанным и понятым. Ведь человек рожден для счастья!

Небо, звезды, Вселенная — как возвышенно говорит об этом поэт от лица своего лирического героя, вводя в стихотворение такой стилистический прием, как антонимы, мы понимаем, что есть люди, которые эту красоту мироздания воспринимают совершенно по-другому, увы. Для кого-то звезды являются «жемчужинами», а для кого-то «плевочками».

Эпитет «жилистая рука» относится в данном стихотворении к Богу. Не длань, а рука, Бог становится ближе лирическому герою, словно он его чувствует, незримо видит.

Все стихотворение поэтому и выстроено в виде взволнованного монолога от лица лирического героя.

Вариант 4

Творчество многих поэтов и писателей начала ХХ века условно разделяют на дореволюционный и послереволюционный периоды. Так уж вышло в их творческой жизни, что эпоха, наступившая после Октябрьской революции, потребовала новых тем, новых ритмов и новых идей. Среди тех, кто поверил в идею революционного переустройства общества, был Владимир Маяковский. поэтому многим читателям он известен, прежде всего, как автор «Стихов о советском паспорте» и поэмы «Владимир Ильич Ленин».

Однако были в его творчестве и лирические произведения, например, стихотворения «Лиличка!». «Письмо Татьяне Яковлевой» или поэма «Облако в штанах». До революции Маяковский был одним из основателей и активных участников модернистского направления футуризм. Представители этого течения называли себя «будетлянами» — людьми, которые будут. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «бросить Пушкина, Достоевского. Толстого с парохода Современности». Ведь новая действительность требовала новых форм экспрессивности в выражении новых смыслов, по сути, нового языка.

В итоге это привело к созданию иной системы стихосложения – тонической, то есть основанной на ударении. Тонический стих становится акцентным, ведь новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Современная поэзия должна была «вырваться из темницы книги» и зазвучать на площади, должна была эпатировать, как сами футуристы. Ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?». «Нате!». «Вам!» уже в названии содержали вызов тому обществу, с которым оказывался в конфликте лирический герой, — обществу обывателей, лишенных высокой идеи, бесполезно коптящих небо.

Но есть среди ранних стихотворений молодого Маяковского одно, в котором нет вызова и обличения. «Послушайте!» — уже не вызов, а скорее, просьба, даже мольба. В этом произведении, об анализе которого и пойдет речь, можно ощутить «бабочку поэтиного сердца», ранимого и ищущего. Стихотворение «Послушайте!» — это не пафосное обращение к толпе, не эпатирующий призыв, а просьба к людям остановиться на миг и взглянуть на звездное небо. Конечно, фраза из этого стихотворения «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» известна широкому кругу читателей, ее довольно часто пародируют. Но этот риторический вопрос заставляет задуматься о смысле жизни.

Звезда всегда была путеводной, она служила маяком в бескрайнем море. У поэта этот образ становится символом: звезда – это цель, та высокая идея, к которой нужно идти на протяжении всей своей жизни. Бесцельное существование превращает жизнь в «беззвездную муку» .

Традиционно лирический герой в поэзии персонифицирован с помощью местоимения первого лица – «я», как бы сливаясь с самим автором. Маяковский называет своего героя неопределенным местоимением «кто-то». Возможно, поэт даже не надеется на то, что еще есть такие люди, кто хотел, чтобы звезды зажигались, чтобы они были. При этом, однако, чувствуется скрытая полемика героя с той самой толпой равнодушных обывателей, для которых звезды лишь «плевочки». ведь для него это жемчужины.

Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку». просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Сразу бросается в глаза удивительная деталь – «жилистая рука» Бога. Возможно, поэту было важно подчеркнуть близость к людям даже самых высших сил, ведь жилистые руки были у рабочих – пролетариата. А может, данный эпитет, по замыслу автора, должен свидетельствовать о том, что и Бог трудится в поте лица для нашего блага. В любом случае, эта деталь необычна и неповторима и, как многие средства в стихах Владимира Владимировича, создает яркий, запоминающийся образ, отличающий именно стиль Маяковского и остающийся в памяти надолго.

Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно». Но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то». кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли». Это оставляет надежду, что крик души героя — «Послушайте!» — не будет гласом вопиющего в пустыне.

Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда.

Поэтому последние строки стихотворения звучат, выражаясь словами современницы Владимира Маяковского Марины Цветаевой, как «требованье веры и просьба о любви».

Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

четыре + 5 =

Adblock
detector