«Перед дождем» анализ стихотворения Некрасова по плану и кратко. Несмотря на то, что Некрасов в целом пренебрежительно относился к пейзажной лирике, в ранний творческий период и он отдал ей дань. Благодаря этому на уроке литературы в 3, 4, 5 классе можно читать стих «Перед дождем» Некрасова Николая Алексеевича, но его все равно нельзя считать соответствующим классическим канонам.
Основное внимание приковывает даже не яркая образность, а динамика происходящего: если скачать стихотворение или прочитать его онлайн, можно буквально почувствовать, каково это – замереть в ожидании буйства природы.
Настроение произведения скорее тревожное, а автор будто бы специально нагнетает обстановку – но читать стихотворение Некрасова «Перед дождем» все равно легко и приятно, как и учить полностью. Ниже можете ознакомиться с полным анализом стихотворения по плану.
Полный текст стихотворения «Перед дождём» Н. А. Некрасов
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И “пошел!” — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Краткий анализ стиха «Перед дождём»Н. А. Некрасов
Вариант 1
Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста.
Есть у Н. Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем». созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.
Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень.
Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.
Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова. и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика.
И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.
Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды.
Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.
Вариант 2
В творчестве Н. А. Некрасова присутствует пейзажная лирика, как некий инструмент для отражения своего мироощущения. Его красочные зарисовки родной природы, неразрывны с человеком, его чувствами и переживаниями, природа представлена как единое и неотделимое от человека составляющее его бытия.
Стихотворения 40‑х годов, где присутствует описание пейзажа, имеют немного мрачную окраску, отражают печаль и грусть. Такому состоянию души наиболее соответствует переменчивая осенняя погода, часто навевающая тоску.
Стихотворение «Перед дождем», как раз относится к такому типу произведений, где автор во всех красках дождливой и мрачной осени, описывает картину природы. Стихотворение названо очень символично «перед дождем», как будто автор сам чего-то ожидает, как будто еще ничего нет, все в преддверии ненастья: и природа, и внутренний настрой самого автора.
Стихотворение проникнуто грустью и печалью и это очень отчетливо передает автор состоянием природы. От этой картины веет безнадежностью и страхом, а последние слова стихотворения добавляют еще гнет и смирение. Наиболее отчетливо передается эта картина уныния, такими словами автора: «заунывный ветер, надломленная, стонет, рябой листок».
Некрасов одухотворяет природу: она умеет чувствовать приближение осени, как и человек, приближение беды. Эти качества приобретает описанная автором природа, благодаря олицетворениям: «ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает». В этом произведении используется много глаголов, что придает стиху динамичность и действие, это отражает приближение стихии. Здесь автор описывает приближающееся ненастье, представив его с помощью образа природы, которая ожидает приближение дождя.
Однако, последние строки стиха сильно выделяются и создают понимание безысходности и гнета, отражая социальную ноту происходящего. Последнее четверостишье нарушает общую гармонию. Злой крик жандарма «пошел!», не оставляет надежду на благостную уравновешенность природного мира. В этом стихотворении Некрасов очень искусно использовал описание природы для отражения своих чувств и переживаний.
Вариант 3
Н. Некрасов очень редко прибегал к чистой пейзажной лирике, считая этот жанр недостойным для настоящего поэта. Описания природы он применял либо для создания контраста с человеческой жизнью, либо для подтверждения собственных мыслей. Примером этого служит стихотворение «Перед дождем» (1846 г.).
С самых первых строчек поэт нагнетает атмосферу, возникает ощущение приближения какой-то беды. Вся окружающая природа уподобляется человеку, предчувствующему надвигающуюся катастрофу («ель… стонет», «глухо шепчет… лес»). Облетающая листва и внезапное похолодание подчеркивают самые мрачные предчувствия. «Стая галок и ворон» панически мечется в сгустившемся полумраке.
В последней строфе Некрасов напрямую переходит к волнующей его теме. Появляется человек в образе жандарма, проезжающий по лесу в «таратайке». Он также чувствует страх от резкой перемены в природе. Судя по всему, ожидается сильный ливень с грозой и молниями.
Даже в русском образованном обществе в эпоху Некрасову гроза считалась божьей карой за человеческие грехи. От нее стремились как можно быстрее укрыться. Жандарм сразу же находит невольного виновника своего страха и с гневом на него обрушивается. «Привстав с нагайкой», суровый блюститель закона кричит на бедного ямщика: «Пошел!».
За незамысловатым сюжетом у Некрасова, как обычно, скрывается боль за тяжелую судьбу русского крестьянства. Ямщик всю жизнь вынужден терпеть любую непогоду. Он не виноват в том, что во время поездки они вместе попали под дождь. Но в глазах жандарма именно ямщик не смог правильно рассчитать маршрут, поэтому он готов подвергнуть его наказанию. Физическая расправа была настолько обычным явлением, что даже не вызывала никаких эмоций у большинства дворян.
Еще одна проблема русского общества заключалась в том, что высший класс, несмотря на презрительное отношение к простому народу, видел в нем бесплатную даровую силу, которая с рождения обязана избавлять своих господ от любой опасности (очень убедительный пример — сказка Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»).
В стихотворении «Перед дождем» Некрасов умело использует жанр пейзажной лирики для усиления эмоционального эффекта. Убедительная картина внезапно «помрачневшей» природы вплотную подводит читателя к настоящей (с точки зрения автора) проблеме — отношению власть имущих к безвинному простому человеку в минуту опасности.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Перед дождём» по плану
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.
В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.
Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.
Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.
Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.
Жанр произведения – элегия.
Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа — четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.
Стихотворение можно разделить на три части.
В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».
Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» — это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.
Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.
В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.
Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.
В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.
Вариант 2
В этом стихотворении Некрасов очень верно описывает, что происходит в природе, когда вдруг в конце лета надвинутся с севера тучи, несущие холод и дождь. Но куда же в такое мрачное время, навстречу дождю и ветру, мчится с такой быстротой таратайка? Поэт не говорит об этом прямо, но читателю нетрудно догадаться, что в таратайке жандарм везёт арестованного революционера в тюрьму или в сибирскую каторгу.
Стихотворение короткое: в нём только шестнадцать строк. Но великие поэты умеют в очень немногих словах сказать столько, сколько другому не сказать и на десятках страниц. Никому из нас, например, не пришло бы в голову назвать лесной ручей «рябым и пёстрым». Между тем лучших слов не придумаешь для той картины, которую рисует поэт.
Если ручей «рябой» — значит, на него налетают один за другим порывы осеннего ветра, от которых вода становится морщинистой, подёрнутой рябью. Если он «пёстрый» — значит, в нём плывут разноцветные осенние листья: листья клёнов, берёз, дубов – беловатые, красные, золотые, оранжевые. Вот так много сказано поэтом в одной небольшой строке!
И следующие две строки говорят нам не меньше: И струёй сухой и острой Набегает холодок Заметьте: «холодок», а не «холод». Холод будет потом, в октябре — ноябре, а теперь всего лишь холодок, который набегает временами. Значит, дело происходит ранней осенью, когда ещё довольно тепло. Струя этого холодка названа в стихотворении «сухой».
Значит, дождливая пора ещё не наступила, тучи ещё проносятся мимо, и вокруг нет ни мокрых деревьев, ни мокрых кустов. Эти тучи, по словам поэта, летят «стаей» — значит, они не заволокли всего неба, и между ними есть голубые просветы, как между летящими птицами. Их гонит ветер, который чувствуется здесь в каждой строке.
Ветер этот недаром назван «заунывным», то есть невесёлым, печальным. Стоило этому печальному ветру налететь на сломанную ель, и она застонала, как стонет больной человек. Налетел этот ветер на другие деревья, и с них так печально посыпались листья. Вместе с ветром налетели откуда-то самые угрюмые птицы: вороны и галки, и стали каркать, кричать, а крики у них тоже печальные.
Для чего же Некрасову нужно было вызвать в нас такое грустное чувство этим описанием тоскливой осенней природы? Для того, чтобы мы ещё больнее почувствовали, как горько и мучительно то, что описано в последних строках. Смелого и благородного борца за народное счастье схватили враги и увозят на верную гибель.
Вариант 3
Как известно, Некрасов практически не обращался к чистым образам природы. Не считал нужным. Он даже в какой-то степени презирал романтические метафоры, одушевление природы и подобные приемы.
Для Некрасова основой всегда оставалась забота о людях, рассмотрение более актуальной тематике, которая ближе, так сказать, к человеческому существованию. Поэтому поэт чаще писал о социальных феноменах нежели о природных.
Тем не менее, есть ряд произведений, которые описывают сугубо природу и элегия Некрасова «Перед дождем» является характерным примером. Хотя и тут мы наблюдаем людей как часть природы и даже в какой-то степени тему социального неравенства.
Речь идет о какой-то дороге, сельском пространстве, где проезжает таратайка. Путники осознают приближение дождя, но, по понятным причинам, ничего не могут с этим сделать. Как поступает в этой ситуации представитель власти, то есть жандарм, который также является и нанимателем ямщика?
Он прикрикивает на ямщика и наставляет в повелительном наклонении ехать быстрее. Довольно прозрачно Некрасов намекает на суть фигуры жандарма такой деталью как нагайка, которая представляет собой карательный инструмент. Жандарм привстает и пренебрежительно прикрикивает на как бы своего подданного.
Человек ничего не может поделать с природой и располагается во власти природных феноменов и сколько ни кричать на дождь или тучи, он промочит тарантас и единственной возможностью является только закрыться от непогоды «спущен верх, перед закрыт». Тем не менее, один человек может иметь власть над другим, даже более того, свое бессилие перед природой он может компенсировать угнетением другого человека и тогда выглядеть не так ничтожно и никчемно.
Некрасов указывает на стаю птиц, которая «с криком в воздухе кружится» в ожидании дождя. Какова реакция животных? Она выражается в бессилии и фактически панике, птицы бессмысленно кружат в воздухе, они опешили перед лицом стихии.
Какова реакция человека, он пытается отыскать какой-то смысл, какую-то возможность. Он проявляется власть над другим и приказывает ямщику «пошел!». Стоит ли говорить о напрасности и бесполезности этого выкрика, ведь, нужно полагать, ямщик и сам понимает потребность ехать быстрее и даже яснее пассажира осознает нужду как-то превозмочь дождь, все-таки перевозки – его хлеб и оказаться на размокшей дороге не хочется.
В этом стихотворении автор нагнетает атмосферу и прослеживает воздействие дождя на все сферы природы (люди тут, вероятнее, предстают именно как часть большого мира) начиная от шепчущего леса и ветра и до животных и людей. Дождь вполне может рассматриваться тут как метафора неизбежной силы природы, а какая сила самая неизбежная и точная для всего живого?
Конечно, гибель, ограниченность существования. В стихотворении перед нами разворачивается череда реакций живых созданий на приближение погибели. К примеру, ель только «стонет», ручей рябит, животные носятся в панике, один человек привстает над другим.
В этом привставании на самом деле проявляется та самая социальная проблематика и Некрасов указывает на глубокий механизм психологической компенсации, который возникает в людях перед лицом гибели. Поэтому стих о природе удивительным образом оказывается стихом об обществе. Стихом об обществе и глупой беспомощности людей.