А. А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Анализ стихотворения

«Ночь, улица, фонарь, аптека» анализ стихотворения Блока по плану и кратко. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

«Ночь, улица, фонарь, аптека» анализ

Полный текст стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Краткий анализ стиха «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А. А. Блок

Вариант 1

Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир «страш­ным миром». Современный мир представляется поэту лишенным гармонии, бесчувственным, замкнутым. Именно такой мир изображен в одном из самых известных  стихотворений Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912).

Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. В мировой литературе «свет» — это традиционный символ гармонии, разума, добра, полноты жизни. Здесь же он лишается своей основной функции и определяется как «тусклый». В «страшном мире», изображаемом поэтом, нет ни свободы, ни движения, возможна лишь имитация дви­жения — «ледяная рябь» на поверхности канала.

Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все «начнешь опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты.

Эту безысходность, замкнутость подчеркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности («исхода нет») усиливается.

Вариант 2

Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляс­ки смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя несколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был поражен мрачностью произведения.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — эти образы, открывая и замыкая поэтическую мысль, создают кольцевую композицию. Мысли героя мрачны, в интонациях его — душевная усталость, тоскливая обреченность.

Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь уходит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. «Свет» в русской поэзии — это символ надежды, добра, гармонии и веры. У Блока же «свет» — «бессмысленный и тусклый». Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атрибутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и проходящая четверть века не привносит в жизнь лирического героя ничего нового.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть говорит о жизни, вторая часть — о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком-то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие-то навязчивые образы:

Умрешь — начнешь опять сначала.

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думается, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее, подчеркивает безысходность ситуации. Слово «фонарь» замыкает стихотворение, ударение в нем падает на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершен­ость. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности (апелляцию и ряды однородных членов «Ночь, улица, фонарь, аптека…», эпитеты («ледяная рябь канала»), аллитерацию («бессмысленный и тусклый свет»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о себе и мире, о своем времени — стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…».

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус.

Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир». Над этим циклом поэт работал с 1905 года.

Тема

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы.

Его стих «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл. Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».

Вариант 2

Александр Блок полагал, что не станет обыденным только тот, кто полностью впустит в себя боль. Он, как никто другой, чувствовал всю боль эпохи и отразил её в своей философской лирике. Одним из примеров этого периода творчества великого творца является «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

История создания

История написания стихотворения вызывает печаль. Блок имел привычку прогуливаться по ночам на Островах Петербурга, отсюда слова – ночь, улица и фонарь.

Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост. С него в Неву бросались самоубийцы. Бывало, им не удавалось задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки, так возникло название и замысел.

Жанр, направление и размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — это философское размышление автора, наполненное грустью, поэтому стихотворение принадлежит к жанру элегии.

От идей символизма Блок не отказывается и строит произведение с опорой на символы. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Композиция, образы и символы

Главными символами служат ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция своего рода знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала. Даже реинкарнация, по мнению Блока, не избавит душу от этой цикличности: «Умрёшь — начнёшь опять сначала». Казалось бы, что фонарь в контексте служит знаком надежды, своего рода светом в конце тоннеля, но закрытый слог слова означает конец.

Лирический герой выступает в роли созерцателя. Его поведение перекликается с историей написания произведения. Александр Александрович был свидетелем попытки суицида. Он, подобно лирическому герою видел, как в …ледяную рябь канала… прыгнул самоубийца. Невольный наблюдатель задумывается над жизнью и смертью и не замечает отличия, потому что всё повторится.

Темы, проблемы и настроение

Основной темой этого стихотворения стало размышление о том, для чего человек приходит в этот мир. Но отклика на дилемму Блок не нашёл: жизнь — пустой цикл. Отсюда тема цикличности бытия.

Также Александр Александрович поднимает острую социальную проблему – суицид, причиной которого стал «страшный мир». Мотив города и умерщвления человека прошли красной нитью через стихотворение.

Настроение после прочтения ужасное. Мрак, безысходность, холод веют от каждого слова и заставляют невольно вздрогнуть.

Смысл

Стихотворение можно разделить на две части: одна о жизни, другая посвящена смерти. Главная идея — отображение человеческого бытия. Приход и уход личности не меняют мира, ночью все также будет гореть фонарь, освещать улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.

Главная мысль стихотворения также говорит нам о том, что суицид – это невыход из положения, от этого ничего не изменится, и вряд ли уйдет та боль, что вынуждает человека покидать этот мир самовольно. И если он чем-то обижен, чем-то взбешен и удручен, то необходимо бросить все силы на исправление ошибки, а не на то, чтобы не заметить, как воз стоит и ныне там.

Средства художественной выразительности

Мрачный пейзаж помогают обрисовывать:

парцелляция и ряды однородных членов (…ночь, улица, фонарь, аптека…),

яркие определения (…бессмысленный, тусклый, ледяная…),

аллитерация (…бессмысленный и тусклый свет…).

Вариант 3

Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть. Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля.

Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая. Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».

История создания

Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.

Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.

Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной.

Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество — “Незнакомка”, сборник “Стихи о Прекрасной даме”, “Мы встречались с тобой на закате”. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине, поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.

Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать.

Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Он написал поэму “12” как отклик на события Октябрьской революции. Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.

Жанр, направление, размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия. Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).

Композиция

Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».

Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.

Образы и символы

Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.

Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц.

Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом России ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни. В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.

Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.

Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Темы, настроение и проблемы

Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.

Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.

Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.

Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.

Основная идея

Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.

Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.

Средства выразительности

Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:

эпитетом «бессмысленный свет»;

сравнением «всё, как встарь».

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А. А. Блок

Вариант 1

Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир “страшным миром”. Этот мир лишен гармонии, музыки, он глухой и бесчувственный, замкнутый, как в одном из самых известных блоковских стихотворений “Ночь, улица, фонарь, аптека…”:

                Ночь, улица, фонарь, аптека,

                Бессмысленный и тусклый свет.

                Живи еще хоть четверть века –

                Все будет так. Исхода нет.

               

                Умрешь – начнешь опять сначала

                И повторится все как встарь:

                Ночь, ледяная рябь канала,

                Аптека, улица, фонарь.

                               1912

Стихотворение воспроизводит действительность (“улицу”), тусклую, беспросветную (“ночь”, “тусклый свет”), враждебно холодную (“ледяная рябь канала”). Искажается, лишается сакрального (священного) и гуманистического ореола “свет”. В мировой литературе “свет” – это традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни1. Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – “ледяная рябь” на поверхности.

Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все “начнешь опять сначала”. Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.

Эту безысходность, замкнутость очень точно, емко выражает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Однако здесь мы видим не просто повтор: те же слова в последних двух строках, в отличие от первой, расположены в иной последовательности.

В принципе ничего не меняется, однако ощущение безысходности усиливается: некоторые перестановки внутри этого мира (перестановки слов в конце стиха) возможны, но они только подчеркивают принципиальную невозможность вырваться за пределы очерченного круга, привычного набора предметов и явлений, подчеркивают невозможность подлинной жизни, подлинного движения.

Начальная строка (“Ночь, улица, фонарь, аптека”) заканчивается словом “аптека”, в котором ударение стоит на втором слоге от конца (женская рифма), и потому в целом строка звучит мягче, она “открыта” для последующего лирико-философского монолога, чему способствует и восходящая интонация. В конце же стихотворения слова меняются местами – завершающим оказывается другое слово: “Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь”. Слово “фонарь” является последним не только в строке, но и во всем стихотворении, а потому оно особенно важно.

Причем ударение в нем стоит на последнем слоге (мужское ударение), что придает всей последней строке жесткость, резкость, придает ей итоговый характер – продолжение (прежде всего чисто интонационно, поскольку интонация нисходящая) невозможно. Ударное полноголосное [а] сообщает последнему слову в последней строке осознанную ясность и отчетливость горькой истины.

Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности (“исхода нет”) усиливается. Фонарь, таким образом, замыкает не только строку, стихотворение, но время и пространство этого небольшого блоковского шедевра.

Вариант 2

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.

Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии. И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно.

При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная». Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.

Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен. Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах.

Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты. Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе.

Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».

Вариант 3

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу. Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий.

Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.Была написана знаменитая “Фабрика”,  “Родина”, “В ресторане”, “Город”.

С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.

Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках.

Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна. От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.

Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил. Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.

Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.

В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

десять + пять =