Анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

В трудные минуты А. С. Пушкин находил утешение в природе, поэтому в его произведениях очень тесно переплетаются пейзажные и интимные мотивы. Доказательством этого является стихотворение, которое изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На холмах Грузии» по плану.

Полный текст стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

                Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

                Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

                Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

                Что не любить оно не может.

Краткий анализ стиха «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

Вариант 1

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» пропитано грустью и любовью. Поэт описывает ночной пейзаж Грузии. Её великую и богатую природу. Особое внимание Пушкин акцентирует на реке Арагва.

В стихотворении описывается картина, где главный герой сидит у реки, и смотря на её бурные волны, пытается успокоить бушующие вихри внутри своей души. Здесь идёт сопоставление природы и внутреннего мира человека. Его разум занят мыслями о одном человеке. Его не тревожит больше ничего, он думает. Даже глубокая ночь во всей своей красе, не привлекает и никак не трогает его души. Он думает о том, что было, и о том, что могло бы быть. Возможно, это воспоминания о былой любви, или раздумия во времена разлуки. Но это в данном случае не имеет никакого значения. В этом стихотворении имеет место грусть, большая и необъятная. Грусть от несчастной любви. Литературный герой признаётся в том, что он пронес любовь свою сквозь года, и до сих пор, его душа хранит образ любимого человека.

И сердце горит от любви, может даже и неразделенной. Но в жизни без любви, Александр Сергеевич не находит никакого смысла. Ведь любовь, это источник всего в нашем мире. Злость, радость, ненависть, доброта — это все побочные продукты любви.

Любовь — это потребность одного человека в другом. Человек должен жить в социуме, должно присутствовать в жизни общение, живые эмоции и чувства. Но полностью понять и принять сможет лишь один единственный человек. И этот человек и станет предметом любви. Любви и обожания, ведь когда человека любишь, когда между вами гармония, это лучшее чувство в мире.

И поэтому множество поэтов и писателей посвящают любви свои великие произведения. Весь смысл жизни — любить.

Вариант 2

В 1829 г. Пушкин предпринимает свое второе путешествие на Кавказ. Современники отмечали, что в это время поэт постоянно находился в задумчивом и печальном состоянии. Вероятно, он сочувствовал участи декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Освобождение поэта из ссылки только усилило тайный надзор. Поэт все время чувствовал на себе пристальное неослабевающее внимание со стороны царской власти. Ссылка сделала его предметом насмешек и подозрения среди высшего общества. Двери многих домов были для него закрыты. Стремясь вырваться из этой удушливой атмосферы, Пушкин решает добровольно отправится на Кавказ. Во время поездки в Георгиевске он пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829 г.).

Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Исследователи творчества поэта так и не пришли к единому выводу, чей женский образ описан в стихотворении. По одной версии Пушкин имеет в виду свое первое неудачное сватовство к Н. Гончаровой. Родители девушки дали неопределенный ответ. Они утверждали, что дочь еще очень молода. Но действительной причиной, мешающей браку, была, вероятно, скандальная слава поэта. По другой версии Пушкин обращается к М. Н. Волконской, к которой испытывал большое влечение. Сама Волконская была уверена, что стихотворение посвящено ей.

Первые строки описывают величественный ночной пейзаж, раскинувшийся перед поэтом. Это описание предельно кратко и служит лишь фоном, на котором автор раскрывает свои душевные терзания. Поэту одновременно «грустно и легко». Это странное сочетание объясняется тем, что печальное состояние вызвано огромным чувством любви. Пушкин боготворил женщин. Он всегда считал их воздушными неземными существами, к которым не относится грубость и жестокость физического мира. Даже в случае любовной неудачи поэта никогда не охватывало чувство злости или мести. Он признавал свое несовершенство и покорно удалялся, по-прежнему испытывая благоговение и восторг перед любимой.

Пушкин полностью отдается воспоминаниям. Они светлы и безоблачны. «Ничто не мучит, не тревожит» — строка, в полной мере объясняющая состояние поэта.

Многие считают Пушкина бессердечным ловеласом, который не дорожил ничем ради обладания предметом своей страсти. Это далеко не так. Широкая творческая натура поэта была направлена на постоянный поиск женского идеала. Этот идеал он на время находил в разных женщинах, и каждый раз отдавался всей душой вспыхнувшему чувству. Любовь была необходимой духовной потребностью поэта, аналогично потребности в дыхании или пище. Поэтому в конце стихотворения Пушкин заявляет, что его сердце «не любить… не может».

Вариант 3

Данное стихотворение относится к такому направлению в литературе как романтизм. Сюжет: В стихотворении поэт пишет о своей возлюбленной. Все мысли лирического героя заняты любимой, сердце пылает от ярких и горячих чувств. Так как Александр Сергеевич пишет «...печаль моя полна тобою...», можно понять, что герой этого произведения находится вдали от своей любимой. В своём стихотворении поэт использует перекрёстную рифму.

Также, Пушкин употребляет такие средства выразительности как: -олицетворение – лежит мгла; шумит трава; -метафора – сердце горит; -эпитет – печаль светла. Александр Сергеевич делает акцент на местоимение «тобою/тобой», что обращает наше внимание на то, что лирический герой данного стихотворения мыслит лишь о предмете своего обожания: «...Печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…» А.С. Пушкин написал «На холмах Грузии» в 1829 году. В это время он был безответно влюблён в Наталью Гончарову, и даже не надеялся на ответные чувства и брак с ней. Но никто не мог запретить поэту восхищаться девушкой и посвящать ей стихи.

Это стихотворение вызывает возвышенные, нежные и чистые чувства. Ощущается, пусть и печаль, но, всё же, светлая. Испытывать такие сильные и вдохновляющие чувства – смысл жизни лирического героя. Лучше испытывать безответную любовь, чем не испытывать любовь вовсе. Это великое чувство дарит множество возможностей прочувствовать все грани душевности мира, ощутить яркую палитру чувств и эмоций.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»  – анализ по плану

Вариант 1

История создания

История создания анализируемого произведения связана с личной жизнью А. С. Пушкина. Оно появилось в 1829 г. после того, как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее, уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить свое сердце, он отправился на Кавказ. Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии».

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Тема

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Внутреннее состояние влюбленного неоднозначное. Он признается, что грустит, но в то же время ему легко. Свою же печаль герой называет светлой, а потом объясняет: «печаль моя полна тобою». Однако выбросить любимую из сердца он не может, объясняя это тем, что сердце не может не любить.

В последних строках выражена идея стихотворения: «и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем акцентируется на человеческих чувствах. В стихотворении преобладает грустное настроение, хоть печаль и «светлая». Написано оно пятистопным ямбом с пиррихием. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Преобладают в тексте метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не тревожит», «и сердце вновь горит». Большинство метафор служат для описания чувств и эмоций лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют лаконично передать эмоции героя: «печаль моя светла», «мне грустно и легко». Сравнений в стихотворении нет.

Вспомогательным инструментом для отображения внутреннего состояния главного героя является интонация. В рассказе о печали и унынии поэт использовал оборванную синтаксическую конструкцию. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в описании преобладают слова с согласными «ж», «ч»: «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит». В тексте также много слов с согласным «л», что придает монологу нежности, подчеркивает ощущение легкой грусти.

Вариант 2

История создания

Тема любви, характерная для всего творчества Пушкина, очень ярко показана в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Год написания – 1829. В это время Александр Сергеевич как раз был на Кавказе. Это путешествие поэт планировал за два года до отправления, о чём упоминал в письмах, адресованных своему брату. Пушкина волновала судьба сосланных по приказу Николая I декабристов. Он даже хотел вступить в действующую на территории Кавказа армию, но получил отказ. В 1829 году Александр Сергеевич самовольно совершил желанное путешествие. Создание стихотворения выпало на это нелёгкое для поэта время.

Посвящение

Кому посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» – точно неизвестно. Существует две версии, каждая из которых имеет право на существование. Первая из них говорит, что произведение адресовано Наталье Гончаровой, в которую был безответно влюблён Пушкин. В апреле 1829 года он сделал семнадцатилетней девушке предложение, но не получил ни отказа, ни согласия. История создания сильно связанна с этим моментом в жизни поэта. Александр Сергеевич считал, причиной стал его материальное положение, ведь родители Натальи не дали однозначного ответа. Это заставило его отправиться на Кавказ в поисках денег. После этого путешествия Пушкин сделал предложение во второй раз и уже после этого получил согласие от родителей девушки.

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии — это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Анализ содержания

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» можно начать с темы. Поэт рассказывает свои воспоминания о любви. Он видит перед собой только музу, в образе которой угадывается либо Мария Раевская, либо Наталья Гончарова. При этом ясно проглядывается взаимоотношения с природой, личные переживание и настоящее восхищение природой Кавказа.

Жанр стихотворения – элегия. Размер стиха – четырехстопный и шестистопный ямб. Их чередование придаёт произведению ощущение возвышенности. Примечательно то, что «На холмах Грузии лежит ночная мгла» относится к «позднему» периоду Пушкинской лирики. Стиль очень изменился к тому времени, стал более лаконичным. Из-за этого в стихотворении были использованы только две метафоры: «сердце… горит» и «мгла лежит».

Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная. Выразительных средств не много. Это эпитеты «ночная мгла»; оксюморон «печаль… светла» и две метафоры. Анализ стиха «На холмах Грузии лежит ночная мгла» даёт нам понять, что, несмотря на небольшое количество использованных средств выразительности, произведение очень тёплое и музыкальное. Этот эффект достигнут при помощи аллитерации «Грузия», «Арагва», «грустно», «горит».

Анализируя стихотворение, мы условно можем его поделить на три части. Первая показывает место, где находится лирический герой. Это любование прекрасным пейзажем. Вторая – описание всех чувств, которые охватывают поэта. Последняя часть рассказывает уже о любви, которая нахлынула во время рассмотрения пейзажа. В принципе, данный стих можно отнести как пейзажной, так и к любовной лирике Пушкина.

Вариант 3

В 1829 году Пушник выдает из-под своего пера замечательную стихотворную работу «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Именно путешествие в Закавказье натолкнуло его на написание данного стихотворения.

Жанр стихотворения – элегия.

Во время написания работы, Пушкин был окрылен любовными чувствами к Наталье Гончаровой. Но, надежды на их союз у поэта не было.

Стихотворение открывает перед нами – читателями любовные чувства. Тема любви очень даже свойственна большинству элегий. Красоты и великолепные пейзажи окружающего края помогают автору создать романтическое, нежное настроение стихотворения.

Картины окружающей природы меняются в каждом четверостишие. В первом из них говориться про высокие холмы и горы. Второе четверостишие описывает равнинную реку. Третье четверостишие высказывает самые сокровенные чувства героя. Они такие же противоположные – и грусть и легкость. На душе у автора одновременно и грустно и легко. Печаль, которая окутала его сердце, светлая. Печаль – это ясный образ возлюбленной.

Пушкин вводит в стихотворение авторское «ты». Он не называет имени возлюбленной.

Следующие четверостишия наполняются взволнованной интонацией, и мы понимаем, что спокойствие автора заменяется возбужденными эмоциями.

Пушкин пишет о том, что от такой любви горит и пылает его сердце. И это прекрасно. Ведь потребность любви делает наши сердца счастливее и светлее.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

Вариант 1

Стихотворение «На холмах Грузии» является одним из немногих лирических произведений, которое Александр Пушкин посвятил своей будущей супруге, первой красавице Москвы Наталье Гончаровой. Написано оно было летом 1829 года, после неудачного сватовства поэта. Понимая, что он может получить отказ, Пушкин передал свое предложение о браке родителям Натальи Гончаровой через своего друга, Федора Толстого-Американца, который был вхож в семью избранницы поэта. Получив весьма неопределенный ответ, больше похожий на отказ, который родители невесты аргументировали тем, что Наталья еще слишком молода для замужества, Пушкин решил отправиться в действующую армию на Кавказ.

Его друзья, не желая подвергать жизнь поэта опасности, все же уговорили Пушкина погостить несколько месяцев в Тифлисе, где и было создано короткое, чувственное и очень романтичное стихотворение «На холмах Грузии».

Начинается это произведение с того, что поэт стоит на берегу полноводной реки Арагва, однако мысли его по-прежнему обращены к далекой и холодной Москве, где он оставил ту, которая сумела покорить его сердце одним лишь взглядом. Поэт признается, что душа его наполнена светлой печалью, ему «грустно и легко». Столь противоречивые чувства, безусловно, вызваны завуалированным отказом в женитьбе, однако поэт все же не теряет надежды на воссоединение с возлюбленной. «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит» — эту фразу стихотворения следует трактовать таким образом, что, тоскуя по Наталье Гончаровой, Пушкин чувствует, что рано или поздно все равно добьется ее руки. Поэтому отказ и разлуку поэт воспринимает, как временные обстоятельства, которые не позволяют ему жениться. Одним из препятствий, к слову, является довольно скромное материальное положение поэта, который слывет весьма азартным игроком и спускает в карты практически все свое жалованье.

Позже, вернувшись с Кавказа, Пушкин попытается улучшить свое материальное положение за счет отказа от игры в карты и посещения дорогих питейных заведений. Однако в момент написания стихотворения «На холмах Грузии», которое по своей красоте и изяществу напоминает элегию, мысли поэта весьма далеки от повседневных забот. Его даже не волнует тот факт, что Наталья Гончарова, с которой за время короткого знакомства поэт успел обменяться лишь несколькими пустыми фразами, вряд ли испытывает к нему нежные чувства. Для Пушкина гораздо важнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке. «И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может», — пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для счастливого брака лично ему достаточно собственных чувств, которых, как он считает, с лихвой хватит на то, чтобы построить прочную семью.

Примечательно, что предчувствия Пушкина не обманули, так как в 1830 году он сделал повторное предложение Наталье Гончаровой и получил согласие. Однако после бракосочетания он не посвятил своей жене ни одного лирического стихотворения. Возможно, все дело в том, что юная красавица, бесконечно уважая своего супруга, так и не смогла его по-настоящему понять и полюбить. Стоит также отметить, что после того, как чета Пушкиных поселилась в Петербурге, Наталья Николаевна была представлена ко двору и благодаря своей красоте стала одной из любимиц императрицы. Подобная благосклонность обязывала супругу Пушкина вести активную светскую жизнь и появляться на всех без исключения балах. Вполне понятно, что это вызывало у поэта приступы неконтролируемой ревности, однако в своих письмах многочисленным друзьям он писал, что бесконечно счастлив, и вспоминал свою короткую поездку на Кавказ, во время которой, по сути, была решена его судьба. Пушкин отмечал, что в период написания стихотворения «На холмах Грузии» у него было желание оставить затею с женитьбой и больше никогда не возвращаться в Москву. Однако чувства к Наталье Гончаровой оказались сильнее доводов разума.

Вариант 2

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», анализ которого мы проведем, представляет собой восьмистишие разностопного ямба (нечетные строчки — шестистопные с мужским завершением, четные — четырехстопные с женской рифмой). Текст не распадается на четверостишия в связи с переносом: четвертая строка получает эмоциональное продолжение в пятой, заканчивающейся многоточием. Еще два переноса в пятой и седьмой строчках выделяют слова, первое из которых акцентирует субъективность переживания (моего), а второе — необходимость ответить на главный вопрос (оттого), почему в душе нет мглы, обиды, трагизма.

Движение от ночной темноты к свету и горению — тот мотив, которым обусловлена динамика в стихотворении. Первые строчки обрисовывают ночной пейзаж. Сравнение текста с его первоначальным вариантом («Все тихо... восходят звезды...») показывает, что автор стремился в окончательной редакции подчеркнуть, что природа живет своей «шумной» жизнью. Лирический герой, всматриваясь в нее, отмечает конкретные детали (холмы Грузии, горная река Арагва), навевающие тревожное настроение:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Но одинокая ночь в горах вызывает совсем другие ощущения, так как дает возможность сосредоточиться на внутренних переживаниях, а они светлы и безмятежны:

Мне грустно и легко; печаль моя светла...

...Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит...

Между внутренним и внешним мирами возникает противоречие, они контрастны по основному признаку (мгла — свет). Окружающая действительность подавляет, должна была бы мучить, тревожить, однако ничто в ней не занимает лирического героя, поглощенного любовью. Чувство вызывает грусть, печаль, но в признаниях нет трагической ноты, напротив, в душе царят свет и покой, уравновешивающие дисгармонию вне сердца. Духовное содержание, являясь воплощением равновесия негативного и легкого, светлого, вносит в мир недостающую гармоничность. Его умиротворенность побеждает буйство природы, ночь озарена внутренним светом.

Он исходит только от сердца, зажженного любовью. Ее приметы передаются в обрисовке того, насколько лирический герой поглощен своими переживаниями (троекратное повторение местоимения «тобой»):

...печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...

Реальность любовной коллизии не становится предметом рассмотрения, в образе акцентируется способность человека одухотворить внутренним светом внешнюю мглу. Восприятие любви как всепоглощающего переживания дает возможность с легкостью относиться ко всему постороннему («Мне... легко... Ничто не мучит...»), обращая внимание лишь на отблески внутреннего пожара, благодаря которым светлы печальные, грустные ощущения, уныние не становится мрачностью, отчаянием. Сердце «горит и любит», пламенея, подобно небесному светилу, которое не может оставаться холодным и темным, пока в нем горит огонь:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Благодаря такой аналогии образ любви в стихотворении «На холмах Грузии…», анализ которого нас интересует, приобретает вселенский масштаб, и в сочетании глобальных характеристик с сокровенными, исповедальными проявляется строгое следование художественной цели автора: образ любви создается на пересечении ракурсов (от франц. «укорачивать», точек зрения, позволяющих изобразить на плоскости объемный предмет), в соединении противоположностей.

Своеобразие авторского взгляда состоит в стремлении найти в любовных переживаниях недостающие во внешнем мире компоненты бытия — свет, гармонию. Эмоциональная окраска анализируемого стихотворения возникает благодаря оксиморону «светлая печаль», показывающему, что для лирического героя всепоглощающая, неразделенная страсть, переживаемая в разлуке, наедине с собой, не становится мучением («Ничто не мучит...»). Рассказ о ней приоткрывает главную тайну: духовная жизнь освещает физический мир, как пламя светильника, и с этим чудом не может сравниться «ничто», хотя бы обстоятельства пытались его погасить, встревожить, заглушить.

Слышимые впечатления в стихотворении «На холмах Грузии…» Пушкина передаются благодаря не только содержательным, но и фоническим образам. Ассонанс «у» и повтор согласных «р» и «г» ассоциируются с унынием и страхом, вызванными воспоминанием о падении камней в пропасть. Они звучат в словах «Грузии, Арагва, грустно», встречающихся в начальных строчках. Шум и грохот обвалов не могут уничтожить певучую мелодию, легкую и светлую, благодаря повторам гласных с полугласным, а также сонорных «л», «н», «м». Она начинает звучать параллельно с первой темой (холмах, ночная мгла), а затем становится ведущей (грустно и легко, печаль моя полна тобою, унынья моего и др.).

Основным ассонансом в тексте становится звук «о», на котором построены все рифмы, кроме первой. В ней совмещаются противоположные понятия (мгла-светла), но в дальнейшем субъективная (мною, моего) правота предстает возобладавшей, ответ на основной вопрос, отчего внешнее не затемняет внутреннего света, совершается с использованием слов, где «о» находится на сильном месте. Ничто не тревожит гармоничной настроенности лирического героя, его сердце вновь полно любви, преданности той, кем она вызвана (тобой) и высшему предназначению, не исполнить которого «оно не может». На этом завершим анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Пушкина.

Вариант 3

Александр Сергеевич Пушкин центральным героем большинства своих произведений, а также их темой делает любовь. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» не стало исключением из его поэтических правил. Оно было сотворено в 1829 году и навеяно чувствами к будущей жене поэта — Наталье Гончаровой.  Однако в тот период его творчества он не мог даже помыслить о возможном согласии его избранницы, что отражается на содержании его произведений. Они наполнены грустью и неопределенность, ожиданием ответа.

Романтическая зарисовка навеяна излюбленным местом А. С. Пушкина – Закавказьем. Чувственный настрой стихотворение придают и быстрая полноводная Арагва, и лежащая на просторах Грузии ночная мгла. Можно наблюдать столкновение двух пейзажей двух миров: высокие холмы и вдруг река в низине. Всё это подчёркивает противоречивость лирического героя, смятение гложет его изнутри, ему и «грустно», но в то же время «легко».

Незримо присутствует образ возлюбленной поэта: он буквально обращается к ней, взывает к своему лучик света в ночной мгле. Если начинается стихотворение размеренно и плавно с описания прекрасных и романтичных грузинских пейзажей, то к пятой строфе настроение у лирического героя резко меняется. Фразы становятся обрывчатые, а обстановка напряжённая. Поэт ни описывает свою любовь, но читатель понимает, что он буквально благоговеет перед ней, считает чуть ли не божеством, поэтому не может даже помыслить, чтобы в строки «недостойного её» стихотворения попал её чистый образ.

Жанр Пушкин выбрал классический для романтизма – элегия, ведь никакой другой не способен так глубоко и полно выразить чувства и буквально вывернуть душу героя наизнанку. Стихотворение условно поделено на 2 части: в первой прекрасные грузинские пейзажи вводят читателя в романтический настрой, а вторая – чувственная и проникновенная – можно видеть сбивчивые мысли лирического героя или даже слышать стук его трепетного сердца.

Стихотворение не наполнено чем-то сверхъестественным, не перегружено: всего одна метафора «сердце горит». Этот приём введён намеренно, чтобы читатель за затейливыми и витиеватыми фразами не потерял саму суть. Рифма используется перекрестная, что также подчёркивает простоту замысла. Излюбленный Пушкиным ямб (здесь четырёхстопный или же шестистопный) прекрасно вписывается в эту «компанию».

Мелодичность и чистота строк создаётся при помощи аллитерации: «л» («лежит», «мгла», «легко»), «м» («шумит», «мною», «может»).

Нежность и светлая печаль – ключевые фигуры данной элегии, хочется верить и любить так же, как и такой несчастный, но одновременно такой счастливый лирический герой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

4 × четыре =

Adblock
detector