Образ Азазелло из романа «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» Булгакова с 1928 по 1940 гг. В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – мастер.

Образ Азазелло из романа «Мастер и Маргарита»

Азазелло – один из самых интересных образов в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот герой, являясь посланником самого дьявола, интересен с ветхозаветной точки зрения. Он наиболее полно раскрывает образ Воланда.

Завершить работу над романом Михаилу Афанасьевичу Булгакову помешала смерть. Первые журнальные публикации «Мастера и Маргариты» датированы 1966–1967 годами, а полный текст романа вышел лишь в 1973‑м.

Краткая характеристика Азазелло

Азазелло – персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда. Его имя восходит к падшему ангелу из иудейской мифологии Азазелу, который обитал в пустыне. М. А. Булгаков лишь употребил его имя на итальянский манер.

По преданию именно он был знаменосцем армии ада и отличался способностью к обольщению и убийству. Неспроста, встретив его в Александровском саду, Маргарита приняла его за коварного обольстителя. Внешне это был маленький человек с широкими плечами и огненно-рыжими волосами. Изо рта у него торчал клык, на руках были когти, а голос был гнусавым.

Основная функция этого персонажа связана с насилием. В ранних редакциях он совершал свои преступления с помощью ножа, так как являлся создателем всего в мире холодного оружия.

В романе на его ответственности несколько тяжких преступлений. Так, например, именно Азазелло выбросил Лиходеева в Ялту, он же изгнал дядю Берлиоза из «нехорошей квартиры», затем он выстрелил из револьвера в майора Майгеля.

Не менее увлекательны изобретения Азазелло. Он создал крем для Маргариты, который позволял ей становиться невидимой и летать в ночи. Он также наделял ее особой «ведьминой» красотой. Другое его нововведение – это появляться в квартире через зеркало.

Его роль в дальнейшей судьбе Мастера и Маргариты немаловажна. По приказу Воланда он пригласил пару на прогулку и напоил их особым вином, которое перенесло их в иное бытие. В последнем полете обнажается его истинный вид. Глаза Азазелло пустые и черные, а лицо – холодное и белое, как у истинного демона-убийцы.

Образ и характеристика Азазелло

Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.

Образ Азазелло олицетворяет помощника дьявола и представляет собой правую руку Воланда, исполняющую самые грязные дела и защищающую своего господина.

Автор описывает Азазелло широкоплечим мужчиной небольшого роста с огненными рыжими волосами и торчащим из губ клыком. Мужчина имеет на руках когти, неприятный голос с оттенками гнусавости, кривой глаз с бельмом и прихрамывающую походку.

Обожает крепкие спиртные напитки и сигареты, никогда не отказываясь от предложенной рюмки коньяка, причем употребляет алкоголь в большом количестве, совершенно не закусывая.

Негативный образ Азазелло дополняет его повседневная любимая одежда (трико), но если возникает необходимость, он готов произвести впечатление строгим костюмом, лакированными штиблетами и шикарным галстуком.

Полностью лишенный обаяния, немногословный, непонимающий женщин и считающий, что нужно не приближаться к этим трудным людским представителям, Азазелло все же пытается в первую встречу с Маргаритой соблазнить ее.

Сущность работы Азазелло в команде Воланда состоит в исполнении различных мероприятий, всегда связанных с убийствами, насилиями, разбоями. Он в совершенстве владеет разными видами оружия и является профессиональным снайпером, при этом автор характеризует Азазелло коварным, жестоким мужчиной, умеющим заманить и обольстить свою жертву.

Играя роль обычного слуги в повседневной жизни, Азазелло легко может приготовить угощения для гостей хозяина, превратиться в профессорскую медицинскую сестру, вручить Маргарите дивную волшебную косметику.

Однако во всех кровавых сценах произведения участвует Азазелло: насильно изгоняет из столицы Лиходеева, жестоко колотит вместе с котом Бегемотом Варенуху, скидывает с лестничного проема Поплавского, преподносит Воланду на блюде отрезанную голову Берлиоза.

В финале произведения угощает Мастера и Маргариту отравленным вином и после их смерти забирает души умершим, унося их на вороном коне.

Писатель, завершая роман, открывает перед читателем завесу тайн и изменяет внешность Азазелло, показывая его истинный облик демона-убийцы: лицо с мертвенной бледностью и угольными пустыми глазами, как будто проваливающимися в бездну.

Сочинение про Азазелло из романа Булгакова

В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил женщин “раскрашивать лицо”, и в романе имеется отсылка к этому.

Что ещё важно, именно Азазел научил людей создавать орудия убийства. В герое булгаковского романа явно просматривается эта склонность сеять смерть повсюду. Он явно склонен к убийствам.

Что касается внешности Азазелло, то он “огненно-рыжий”, “маленький, но необыкновенно широкоплечий”, “с торчащим изо рта клыком”. В общем и целом вырисовывается не самый приятный тип, однако в то же время он невероятно обаятелен.

Настолько, что его внешние недостатки совершенно отходят на второй план. Он отлично владеет умением очарования и обольщения людей, что не сулит последним абсолютно ничего хорошего.

В свите Воланда каждому принадлежит своя, отдельная роль. Азазелло всегда берётся за самую грязную работу и убирает с дороги всех неугодных.

Именно он отправил в Ялту Стёпу Лиходеева, убил барона Майгеля, выгнал из квартиры Поплавского. Причём сам Азазелло не считает, что делает нечто из ряда вон выходящее, для него это всё сущие пустяки.

Хотя Азазелло остаётся одним из второстепенных героев романа, многие ключевые моменты этого произведения завязаны на его действиях. Азазелло ничего не предпринимает просто так, всё, что он делает, имеет далеко идущие последствия.

Азазелло всегда предельно вежлив со своим повелителем, Воландом. При общении с ним он никогда не позволяет себе фамильярничать, что при этом не мешает ему ни во что не ставить большую часть всех остальных существ на этой планете.

Самое страшное, пожалуй, состоит в том, что Азазелло настолько обльстителен, настолько красноречив, что ему ничего не стоит заставить кого-то плясать под его дудку, да так, что никто ни о чём не догадается.

В общем и целом, Азазелло — весьма противоречивый персонаж. Впрочем, наверное, все персонажи этого романа более, чем противоречивы — что Азазелло, что Воланд, что сами Мастер и Маргарита и многие другие.

Весь роман носит на себе печать противоречивости и некоторой недосказанности, и уже многие годы вызывает бурные споры в обществе. Ясно только одно — роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” — одно из самых знаковых произведений русской литературы, с которым должен ознакомиться, пожалуй, каждый образованный человек.

Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»

Прототип

Герой романа имеет прототип из ветхозаветной книги. Азазел – падший ангел, который является тем, кто научил женщин «раскрашивать лицо». Неслучайно именно Азазелло дает Маргарите крем, которые способен перевоплотить героиню.

Также Азазел был создателем атрибута женской красоты – зеркала. Не зря Азазелло из «Мастера и Маргариты» появляется в Нехорошей квартире из зеркала.

Также прототип героя романа М. А. Булгакова научил человеческий род делать ножи и другие орудия убийства. Так, Азазелло имеет за кожаным поясом нож. Также герой, являясь «демоном-убийцей», убивает барона Майгеля из револьвера.

Все это отсылает проницательного читателя к герою Ветхого Завета. Склонности к убийству и обольщению женщин, которые приводят общество к разврату, свойственны герою булгаковского произведения.

Внешность и характер

Характеристика Азазелло полно отражается в описании его внешнего вида. Этот «огненно-рыжий» герой был «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию».

Персонаж прихрамывал и имел на руках когти, а также бельмо на левом глазу.

Внешность Азазелло, имеющая нескрытый фантастический и мифический вид, запоминается читателю надолго.

Внешность героя, в особенности его торчащий клык, полностью отражает имя героя, которое в переводе с еврейского означает «Козел-Бог».

Хоть в финале произведения внешне Азазелло преображается, но все же остается в «стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом».

Герой с «разбойничьей рожей» и демоническим видом в целом имеет и такой же характер. Он груб и бесцеремонен. Чертой его характера была жестокость и хитрость, граничащая с коварством.

Герой не только физически справлялся с другими людьми, но и мог манипулировать ими, управлять их сознанием и поступками.

Азазелло «ловко пил» коньяк, который на него «не производил никакого впечатления», курил сигары.

Несмотря на такой разгульный образ жизни и разбойничье поведение, связанное с насилием, Азазелло обладал еще одной чертой – организованность. Все поручения Воланда он выполнял, следуя четкому плану, аккуратно и точно. Азазелло немногословен, он привык выполнять свое дело быстро и четко.

Функция в свите

Каждый член свиты Воланда имеет свою роль. Азазелло выполняет роль убийцы, посланника дьявола. Именно он делает всю «грязную» работу, связанную с насилием. Сам Азазелло так характеризуют свою функцию в свите:

«Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность».

Именно этим и занимается персонаж на протяжении всего повествования. Он перемещает Степу Лиходеева в Ялту, выгоняет из Нехорошей квартиры Поплавского, занимается убийством Барона Майгеля. Азазелло «первоклассно» владеет оружие и отлично стреляет из него. Это свойство отмечает Маргарита.

Причем, все это, как отмечает сам Азазелло, для него «пустяк».

Для Воланда Азазелло – исполнительный и организованный слуга, потому что «всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно». Герой относится к Воланду почтительно и вежливо.

Читайте также: Сотников – характеристика героя одноименной повести Быкова.

Несмотря на то что герой занимает в свите второстепенное место, он участвует во многих значимых эпизодах романа. Именно он помогает Маргарите вновь обрести своего любимого – Мастера. Он заключает с ней своеобразную сделку и дает крем, которым и воспользовалась героиня ради спасения Мастера.

Одним из самых переломных моментов в повествовании становится смерть Мастера и Маргариты в реальном мире, московском мире 30‑х гг. И именно «демон безводной пустыни» убивает главных героев романа.

Описание образа с цитатами

Азазелло является одним из помощников Воланда и состоит в его свите. Его имя является вариантом имени “Азазель” на итальянский манер. В переводе с еврейского Азазель (‘azā’zēl) означает “Козел-Бог”. В талмудической литературе Азазель также является синонимом сатаны.

Внешность Азазелло имеет свои отличительные черты:

  • Маленький рост
  • Широкие, “атлетические” плечи
  • Рыжие волосы
  • Котелок на голове
  • Бельмо на левом глазу
  • Кривой глаз
  • Клык во рту
  • Хромота.

О внешности Азазелло в целом известно следующее:

“…маленького роста, пламеннорыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий…”

“… необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненнорыжий…”

“…маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу…”

“…маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком…”

“…своим клыком, ножом и кривым глазом, доходил экономисту только до плеча…”

“…маленький, рыжий, с ножом за поясом, на длинной стальной шпаге жарил куски мяса…”

“…твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами…”

“…Азазелло сунул руку с когтями в печку…”

“…маленького роста прихрамывающий иностранец с кривым глазом…”

У Азазелло “разбойничья рожа”:

“…Совершенно разбойничья рожа..”

“…рожу Азазелло перекосило смешком…”

“…уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите…”

У него гнусавый голос:

“…рыжий гнусавил все больше и больше…”

“…Я это и говорю, – прогнусил рыжий…”

“…Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался…”

Азазелло выполняет “грязную работу” в свите Воланда. Этому персонажу чаще всего поручается кого-то побить и т.д.:

“…Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить когонибудь, или какойнибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…”

“…крепко и страшно так ударил по шее Поплавского…”

“… сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь…”

Демон является убийцей. Он убивает барона Майгеля, а также Мастера и Маргариту:

“…вы его застрелили, этого бывшего барона?..”

“…А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы…”

Сущность является опасным типом:

“…я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! <…> никто не поздравил бы этого встретившегося…”

Он отлично стреляет:

“…Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, – кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают чтолибо первоклассно…”

“…Ах, как он стреляет, – вскричала Маргарита…”

Он является точным и аккуратным исполнителем:

“…Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке…”

“…но действовал энергично, складно и организованно…”

Азазелло умеет “творить чудеса”:

“…Без всякого ключа Азазелло открыл чемодан…”

“…таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез…”

“…Азазелло на ходу вынул изпод мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте…”

Он бывает груб:

“…проворчал в спину уходящей Маргарите: – Дура!..”

“…Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай…”

“…Убить упрямую тварь, – шепнул Азазелло…” (о коте Бегемоте)

При этом он всегда вежлив со своим “повелителем” Воландом:

“…Азазелло шевельнулся и ответил почтительно…”

Известно, что разбойник имеет вредные привычки (он курит сигары и пьет спиртное):

“…Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая…”

“…сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин…”

“…Маргарита налила Азазелло коньяку, и он охотно выпил его…”

“…Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия…”

Азазелло не любит иметь дело с женщинами, так как они кажутся ему трудными:

“…Трудный народ эти женщины! – он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, – зачем, например, меня послали по этому делу?..”

“…Без драм, без драм, – гримасничая, отозвался Азазелло…”

Вероятно, Азазелло является левшой:

“…Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратору по другому уху…”

Кто такой Азазелло на самом деле?

На самом Азазелло является демоном-убийцей, “нечистой силой”, помощником сатаны Воланда:

“…настолько убедителен был голос рыжего демона…”

“…ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой!..”

“…Маргарита права! Конечно, передо мной сидит посланник дьявола…”

Внешность Азазелло-демона в цитатах:

“…Азазелло, <…> одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города…”

“…одежда не совсем обыкновенная – какаято ряса или плащ…”

“…Азазелло, у которого в черном хвосте его плаща летели мастер и Маргарита…”

“…Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демонубийца…”

“…Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом…”

Это был цитатный образ и характеристика Азазелло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание его внешности и характера.

Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

четыре × 5 =