Поэма «Облако в штанах» занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить анализ «Облако в штанах», то становится понятно, почему. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.
Анализ поэмы «Облако в штанах»
Краткий анализ
История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.
Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.
Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.
Жанр – поэма-тетраптих.
Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”.
Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“.
Оксюморон – “пульс покойника“.
Развернутый анализ поэмы
История создания
Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.
Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го.
В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.
Тема
Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии.
Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу.
Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.
Композиция
Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.
Жанр
Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.
Средства выразительности
Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест.
В нем использованы:
- эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;
- метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
- гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
- сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;
- оксюморон – “пульс покойника“.
Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.
О чем поэма Маяковского – сюжет
Поэт Владимир Маяковский всегда был отличителен своим особым видением мира и способом его описания. Его стихи почти всегда в точности раскрывали его чувства, чувства его лирических героев и их переживаний. Он всегда старался передать мир таким, каким он его видел. За что его очень уважали окружающие его люди.
Одно из произведений которым прославился Маяковский это “Облако в штанах”, которое стало его первой большой работой, над которой он работал больше одного года. В произведении он знакомит нас с лирическим героем, который, в процессе повествования ожидает свою возлюбленную по имени Мария.
В произведении мы видим, что он ждёт её очень долго, практически не вытерпев, он всё – таки дожидается её. Но, к его превеликому сожалению, она сообщает ему, что она выходит замуж и что им лучше прекратить их общение. После чего герой огорчается в любви и начинает рассуждать над вопросом политики и своего государства, откровенно высмеивая все, что связанно с властью.
Само по себе произведение является агитационной пропагандой против власти, замаскированной под литературное произведение.
Сначала Маяковский хотел назвать своё произведение “Тринадцатый апостол”, но, побоявшись цензуры, он поменял название на “Облако в штанах” и произведение было издано практически без изменений, чего и добивался Маяковский. Он пытался высмеять действующую власть, дабы сорвать их порядок и разогреть революционные силы на бунт.
Данное произведение как бы показывает, насколько в то время люди были недовольны правящей силой, которая зачастую даже не прислушивались к народу и его просьбам, и данными произведениями авторы мотивировали людей на активное сопротивление, дабы они могли хоть что-то сделать.
Из всего вышесказанного мы видим, что Маяковский был потрясающим поэтом, чей особый стиль написания стихов был и остаётся неподражаемым литературным приёмом.
Своими произведениями он мог мотивировать людей на великие поступки, просто написав пару строк на бумаге и издав это на всеобщее обозрение. Его произведение также сыграло немаловажную роль в произведении многих людей прочитавших его.
Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что Маяковский является отличным представителем имажинистского направления революционной поэзии и литературы двадцатого века. Это моё мнение, я считаю его обоснованным, и надеюсь, что приведенные аргументы имели вес в обосновании моего мнения.
Сочинение на тему «Облако в штанах»
Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название.
Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.
Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы.
Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства.
Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.
Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».
Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии.
Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе.
Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима.
Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.
Анализ стихотворения Облако в штанах
Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить? Но Маяковскому и это удалось. У него иногда появляются страшные, отвратительные сравнения здесь.
В тексте это он себя так называет сам, когда обращается к возлюбленной, которая выходит за другого. Он говорит, что будет любым, каким она только захочет: строгим, нежным…
Но всё-таки название иронично, так как меньше всего похож его лирический герой на нежное облако. Герой тут молод, зол, полон энергии. Себя он противопоставляет обывателям, Игорю Северянину как поэту-эстету, даже самому Б‑гу.
Вся поэма – яркая речь самого Владимира с его необыкновенными сравнениями, метафорами, эпитетами. Рубленный ритм – визитная карточка этого поэта.
С самого начала первой части Маяковский обещает дразнить народ, как быка, кровавой тряпкой собственного сердца. И он рассказывает о любви своей к девушке «Джоконде», которую у него похитили.
Приводится сцена их резкого объяснения, его опустошение. В накале страстей вдруг звонок от мамы. И опять смена эмоций, ритма… Будто по синусоиде. И после опять пожар в сердце, откуда выбрасываются то дети, то женщины…
В третьей части доходит дело до Северянина, который стихами делает варево из соловьев и сердец. А стихи сейчас, по мнению Маяковского, нужно писать о важном, больном для народа.
В предпоследней части Маяковский обращается к иконе, с которой на него смотрит Мария. И это имя он даёт и своей возлюбленной. Просит у неё взаимности, простой любви – не возвышенной.
Себя тут Владимир сравнивает с Солнцем, обозначая этим свою силу. Его энергия направлена на разрушение старого. Он и всех зовёт в бой, а если у кого рук нет, то нужно биться лбом. И сам поэт готов, будто Данко, сердце вырвать ради людей.
В последней части (по нарастающей) Маяковский беседует с Создателем, даже спорит, оскорбляет «божка» и бросается на него с ножом. Демиургу, как и всем, обвинение в том, что он застрял в «киселе обыденности», а ангелы его ещё и трусят.
Очень «громкая» поэма, кричащая о боли, которая заставляет что-то делать – бежать куда-то, менять что-то, точней, всё.
Читайте также: Характеристика городничего из Ревизора – комедии Н.В. Гоголя.
«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием.