С момента первого издания не иссякает притягательность романа Михаила Булгакова, обращаются к нему представители разных поколений, разного миропонимания. Причин тому – множество.
Одна из них – в том, что в романе «Мастер и Маргарита» герои и их судьбы заставляют переосмысливать жизненные ценности, задумываться над собственной ответственностью за творимые в мире добро и зло.
Краткое описание персонажей
Главные герои:
- Мастер – безымянный литератор, автор романа о Понтии Пилате. Не вынеся травли со стороны советской критики, сходит с ума.
- Маргарита – его возлюбленная. Потеряв Мастера, тоскует по нему и в надежде вновь его увидеть соглашается стать королевой на ежегодном балу сатаны.
- Воланд – загадочный черный маг, оборачивающийся в конце концов самим сатаной.
- Азазелло – член свиты Воланда, низенький, рыжеволосый, клыкастый субъект.
- Коровьев – спутник Воланда, высокий худой тип в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.
- Бегемот – шут Воланда, из огромного говорящего черного кота превращающийся в низенького толстяка «с кошачьей рожей» и обратно.
- Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, в котором человеческие чувства борются со служебным долгом.
- Иешуа Га-Ноцри – бродячий философ, за свои идеи осужденный на распятие.
Другие персонажи:
- Михаил Берлиоз – председатель МАССОЛИТа, профсоюза литераторов. Считает, что человек сам определяет свою судьбу, но погибает в результате несчастного случая.
- Иван Бездомный – поэт, член МАССОЛИТа, после встречи с Воландом и трагической смерти Берлиоза сходит с ума.
- Гелла – служанка Воланда, привлекательная рыжеволосая вампирша.
- Степа Лиходеев – директор театра Варьете, сосед Берлиоза. Загадочно перемещается из Москвы в Ялту, чтобы освободить квартиру для Воланда и его свиты.
- Иван Варенуха – администратор Варьете. В назидание за невежливость и пристрастие ко лжи свита Воланда превращает его в вампира.
- Григорий Римский – финансовый директор Варьете, едва не павший жертвой нападения вампира Варенухи и Геллы.
- Андрей Соков – буфетчик Варьете.
- Василий Ласточкин – бухгалтер Варьете.
- Наташа – домработница Маргариты, молодая привлекательная девушка, вслед за хозяйкой превращается в ведьму.
- Никанор Иванович Босой – председатель жилтоварищества в доме, где находится «проклятая квартира» №50, взяточник.
- Алоизий Могарыч – предатель Мастера, притворявшийся другом.
- Левий Матвей – ершалаимский сборщик податей, которого настолько увлекают речи Иешуа, что он становится его последователем.
- Иуда из Кириафа – юноша, который предал доверявшего ему Иешуа Га-Ноцри, польстившись на награду. В наказание за это зарезан.
- Первосвященник Каифа – идейный противник Пилата, уничтожающий последнюю надежду на спасение осужденного Иешуа: взамен него освободят разбойника Вар-раввана.
- Афраний – начальник тайной службы прокуратора.
Подробная характеристика героев
Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.
Главные действующие лица
Воланд
Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их».
Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.
Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.
Мастер
Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.
«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».
Маргарита
Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.
Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.
Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.
Бездомный Иван
Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.
В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.
Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Свита Воланда
- Фагот-Коровьев. Старший подручный в свите Воланда, ему поручаются самые ответственные дела. В общении с москвичами Коровьев представляется секретарем и переводчиком иностранца Воланда, но непонятно, кто он в действительности: «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Он постоянно в действии, и, что бы ни делал, с кем бы ни общался, кривляется и паясничает, кричит и «орет». Манеры и речь Фагота резко меняются, когда он говорит с теми, кто заслуживает уважения. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером. Лишь при последнем появлении на страницах романа Фагот предстает в истинном образе: рядом с Воландом скакал на коне рыцарь «с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Когда-то наказанный за неудачный каламбур на тему света и тьмы ролью шута на долгие века, теперь он «свой счет оплатил и закрыл».
- Азазелло. Демон, помощник Воланда. Внешность «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию», с бельмом на правом глазу, отталкивающая. Его основные обязанности связаны с применением силы: «надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде». Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.
- Кот Бегемот. По определению самого Воланда, помощник его – «шут гороховый». Он является пред жителями столицы в виде «громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» кота или полного человека с физиономией, похожей на кошачью. Шутки Бегемота отнюдь не всегда безобидны, а после его исчезновения по всей стране начали истреблять обычных черных котов. Улетая в свите Воланда прочь от Земли, Бегемот оказывается «худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
- Гелла. Служанка Воланда, ведьма-вампир.
Персонажи романа Мастера
Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.
- Понтий Пилат. Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный. Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть. Слова Га-Ноцри о том, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах «двенадцать тысяч лун». Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.
- Иешуа Га-Ноцри. Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен. Перед казнью он прощает своих палачей. В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.
- Левий Матвей. Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.
- Иуда из Кириафа. Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата.
- Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.
Герои московского мира
Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.
- Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.
- Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.
- Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.
- Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.
- Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».
- Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».
- Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.
- Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».
- Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».
Запоминающиеся персонажи романа Булгакова
Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после смерти его создателя – в 1966 году.
Воланд
Одним из числа главных героев можно назвать Воланда. Он является ничем иным, как воплощением Сатаны, Дьявола. Но автор не показывает его как создание, творящее реальное мракобесие. Наоборот: через Воланда Булгаков демонстрирует читателю недостатки людей.
Здесь зло люди, а совсем не Дьявол. Они алчные, жадные, ненасытные, трусливые, завистливые… Воланд просто наказывает этих ничтожных людишек. Этот герой представляет собою того, через которого автор говорит с читателем.
Мастер
Другой главный герой – Мастер. Необычен факт того, что тот, кого Булгаков называет Мастером не упоминается по своему настоящему имени или прозвище. Считается, что в отдаленной степени этот герой является прототипом самого Михаила Афанасьевича. Он тоже является несчастливым творцом слова. Но однажды его жизнь озаряется светом, когда он встречает на улице женщину с желтыми цветами в руках – Маргариту.
Маргарита
Маргарита по праву занимает важное место в романе. Эта женщина замужем, не имеет детей и несчастлива в браке. После встречи с мастером ее жизнь кардинально меняется и озаряется любовью к этому мужчина. Маргарита поддерживает новоиспеченного любовника во всем и даже готова пойти на сделку с Сатаной, чтобы быть счастливой с ним на всегда.
Второстепенные герои
Что касается второстепенных персонажей, то их имеется достаточно много. К примеру, это свита Воланда, в состав которой входят говорящий кот по фамилии Бегемот, Азазелло, Коровьев-Фагот, вампирша Гелла. Каждый из героев играет важные роли. Они помогают своему повелителю карать людей.
Хотя они на первый взгляд очень даже приветливы. Кот Бегемот, по его словам, никого не трогает и починяет примус, при этом делает не мало «шкоды». Коровьев умеет показывать фокусы. Его можно увидеть, как правило, на пару с Бегемотом. А вот именно Азазелло организовал встречу Марго и Воланда.
Мастера поместили в псих больницу и там он знакомится с Иваном Бездомным – местным поэтом. В этом учреждении он оказался по воле Воланда. Он думал, то сошел с ума и бегал по городу с иконкой и свечой. Его старший товарищ Берлиоз, известный местный писатель, вообще угодил под трамвай по воле Сатаны. Он отказывался признавать не только, что существует Бог, но и утверждал, что отсутствует дьявол.
В целом, героев в романе большое количество. Каждый из них – это уникальный образ.
Характеристика Маргариты
Для раскрытия общего замысла Михаила Афанасьевича Булгакова очень важна характеристика Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». С данной героиней связана тема любви и верности.
Судьба
В 19 лет Маргарита вышла замуж и 10 лет состояла в браке с состоятельным мужчиной. Однако мужа Маргарита совершенно не любила, несмотря на то что он ее уважал и искренне любил. На протяжении 10 лет героиня не испытывала чувства счастья. Она считала, что жизнь ее пуста.
Маргарита не нуждалась в деньгах, муж ее обеспечивал так, что она «могла купить все, что ей понравится». Но ни деньги, ни любовь мужа не могли сделать историю их отношений счастливой.
Только с Мастером, который был далеко не богатым человеком, Маргарита смогла обрести счастье: «ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги».
Но судьба сыграла с Маргаритой злую шутку: Мастер исчезает, и она остается в неведении на полгода. Однако после решительных действий героиня вновь обретает счастье с любимым человеком.
Характер
М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.
Героиня была умна, очень образованна. Это отметил даже Воланд, который иронизировал над московским обществом 30‑х годов: «Чем дальше я говорю с вами, тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.
Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.
Героиня обладала «тактом, обаянием и шармом».
Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.
Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.
Любовь к Мастеру
Маргарита на страницах романа «Мастер и Маргарита» представлена как женщина любящая. После 10 лет несчастливого брака она наконец встретила того, кого смогла полюбить всем сердцем.
Любовь была спонтанная и внезапная, однако полностью заполнила сердце героини. Ради своего счастья с Мастером Маргарита была согласна на все: «согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики».
Как-то раз в порыве безысходности она заявляет: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!». Именно с дьяволом она заключает сделку, в результате которой получает возможность вновь видеться со своим возлюбленным.
В финале произведения Маргарита идет на физическую смерть ради того, чтобы быть рядом с Мастером. Герои даже после смерти навсегда остаются вместе в мире вечного покоя.
Маргарита играет большую роль в романе М. А. Булгакова. Писатель с помощью образа Маргариты хотел показать настоящую любовь, какая может быть на свете. Эта героиня готова на все ради своей любви.
Читайте также: Сочинение по картине Попова Первый снег – описание изображения.
Произведение, несмотря на большое количество присутствующей в нем мистики, оно носит и политический, и философский посылы. Произведение имеет несколько сюжетных линий. В данной статье представлена характеристика и описание главных и второстепенных персонажей произведения Булгакова.