Жанры литературы – это виды литературных текстов. Классифицируя по родам, исследователи выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Считается, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.
История появления жанров литературы
Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.
Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.
Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.
Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.
В XIX веке литература начала живо меняться, в искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.
Как определить жанр литературы?
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
По родам литературные произведения делятся на:
- Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
- Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
- Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
- Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.
Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Литературные жанры: таблица
Жанры литературы в таблице с примерами помогут легче определить разновидность произведения.
Жанры эпоса
К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея).
Принадлежность жанра произведения к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни.
Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.
Таблица Жанры эпоса | ||
Название | Особенности | Примеры |
Малые жанры | ||
Притча | Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить. | Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи».
|
Рассказ
| Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема. | А. П. Чехов «Ионыч», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник». |
Новелла | Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка. | Л. Н. Андреев «Чемоданов». |
Очерк | Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события. | Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга». |
Средние жанры | ||
Повесть | Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом. | А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася»
|
Большие жанры | ||
Роман
| Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц. | Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов». |
Роман-эпопея | Изображение народной жизни в переломные моменты истории. | Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон». |
Жанры лирики
К лирике традиционно относят следующие жанры произведения: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:
- дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
- любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
- философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
- природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)
В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.
Таблица Жанры лирики | ||
Название | Особенности | Примеры |
Ода | Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба. | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица». |
Элегия | Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы. | В. А. Жуковский «Море», М. Ю. Лермонтов «Элегия». |
Сонет
| Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет. | А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме». |
Песня
| Стихотворение для исполнения под аккомпанемент (необязательно), имеет куплеты и припев. | А. С. Пушкин «Вакхическая песня». |
Послание | Письмо в стихотворном стиле. | А. С. Пушкин «К Пущину», М. Ю. Лермонтов «Послание». |
Эпиграмма | Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц. | В. Я. Брюсов «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина». |
Жанры драмы
К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой.
Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки.
Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.
Таблица Жанры драмы | ||
Название | Особенности | Примеры |
Комедия | Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности, может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»). | Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор». |
Трагедия | Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен. | А. С. Пушкин «Борис Годунов», У. Шекспир «Ромео и Джульетта». |
Драма | Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления. | А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры», А. Н. Островский «Гроза». |
Лиро-эпические жанры
В лиро-эпическом роде выделяют три жанра: поэмы, баллады и романы в стихах. Благо, роман в стихах у нас один — «Евгений Онегин». Произведения лиро-эпического жанра лучше просто запомнить.
Таблица Жанры драмы | ||
Название | Особенности | Примеры |
Поэма | Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет. | Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник». |
Баллада | Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги. | В. А. Жуковский «Людмила», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». |
Роман в стихах | Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя. | А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский». |
Стоит отметить, что в литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”.
С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.
Таким образом, виды и жанры литературы – понятия очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.
Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
Источники:
- Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. Москва: 1981.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1986.
- Кожинов В. В. Жанр. Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.
- Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон. «Новое литературное обозрение», 2008.
- Тамарченко Н. Д. Жанровая система. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Intrada, 2008.