ТЕКСТ – основная единица речи

Текст – это несколько последовательных предложений, связанных между собой по смыслу, содержанию и по грамматической структуре. Текст делится на разные части: предложения, абзацы, параграфы, главы и т. д.

ТЕКСТ – основная единица речи
Русский язык и литература

Термин пришел к нам из латыни «tex­tus», что означает буквально «ткань, сплетение, сочетание». Хотя часто считается, что тексты создаются литературными авторами, учеными или журналистами, на самом деле любой, кто умеет читать и писать, может написать текст.

Текст – основная единица речи. Именно так трактуется текст в лингвистике. Это продукт человеческой речи, и его главное предназначение – коммуникация, то есть передача информации. Соответственно, текст не связан исключительно с письменной речью, устное сообщение – это тоже текст.

Структура текста

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. 

Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации.

Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

8 признаков текста

Текст обладает определенным набором признаков. Так, к основным признакам текста относятся:

  • Тема и основная мысль.

Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема – более абстрактное явление, попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему. Основная мысль – это более индивидуализированная категория.

Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей». Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье. Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста?

«Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.

Тема текста раскрывается через подтемы. Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста. Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».

Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии, основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.

  • Тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);
  • Смысловая целостность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);
  • Связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).

Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.

  • Важный признак текста – его последовательность. Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?

Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно, так и одновременно; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно. А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.

  • Последовательность как признак текста реализуется в композиции. Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них.
  • Важно, чтобы текст был завершенным. Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки.
  • Еще один значимый признак текста – это его развернутость. Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста.

В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  • Текст — это высказывание на определённую тему;
  • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
  • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
  • Предложения логически связаны между собой;
  • К тексту можно подобрать заголовок;
  • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Минимальный текст, имеющий смысл, называется записью. Также такой текст может называться заметкой.

Виды и средства связи предложений

 В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений:

  1. цепная;
  2. параллельная.

 Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

    Средствами цепной связи могут быть следующие:

  1. лексический повтор;
  2. синоним, синонимичное выражение, перифразы;
  3. слова-«заместители»:
  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

Например:

В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

    Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

    Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например:

Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте.

В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

Функциональные стили текста

Чтобы текст был правильным, все его части должны быть написаны в одинаковом стиле. 

Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:

  1. Художественные. Основная единица в художественной литературе, что и отражено в названии. В зависимости от задач писателя, сочетают признаки прочих стилей для описания реалистичной картины мира.
  2. Официально-деловые. Применяются в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации – письменный, часто это документы. Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
  3. Публицистические. Как правило, это тексты СМИ. Созданы для того, чтобы привлечь читателя / слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщить новости или другую актуальную информацию. Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
  4. Научные. Как видно в названии – обслуживают науку на всех её уровнях. Чаще бывают в письменной форме из-за сложности, однако существуют и в устной интерпретации благодаря существованию специфических жанров – докладов, лекций. Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
  5. Разговорные. Обычная форма – устная, так как это тексты обыденного общения, простого разговора. Однако ввиду роста популярности мессенджеров растет количество письменных разговорных текстов. Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Основные типы текста

Выделяют типы текста, опираясь на содержание:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку.

В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

«Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы».  

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.

Описание - описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия.

Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

«Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми».

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года. 

В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

«Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду».

Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  • историко-литературный,
  • лингвистический,
  • идейный (лингвопоэтический).

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  • Определение темы.
  • Вычленение проблемы.
  • Формулирование идеи.
  • Соотнесение с литературным родом и жанром.
  • Указание на пространственные и временные характеристики.
  • Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта.
  • Описание композиции.
  • Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи, диалоги).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  • трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  • определение стиля текста, отражение его строфики;
  • стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  • указание на примененные тропы и фигуры.

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Основной тезис текста

Тезис – это главная мысль любого текста и его основной признак. Чтобы выделить тезис текста, необходимо ответить на вопрос, о чем говорится в тексте, и что именно говорится об этом предмете.

Очень часто в тексте имеется несколько тезисов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.

Тезисы состоят из предложений и словосочетаний, которые благодаря своей ярко выраженной смысловой нагрузке, отражают логику всего изложения.

Функции текста

Главной функцией текста является коммуникативная. И устная, и позднее письменная речь возникла из необходимости обмена информацией. Правда, встречаются тексты и не несущие никакой информации, но они могут выполнять другие функции.

  • Эмоциональная. Частично эта функция связана с коммуникацией, так как тексты передают и эмоции. Но не только. Письменное или устное сообщение способно и пробуждать эмоции, вызывать у человека положительные или отрицательные чувства, сопереживание, сострадание героям или неприязнь и ненависть к ним, а также очень важное состояние катарсиса – эмоционального очищения.
  • Эстетическая функция связана с чувством прекрасного, которое может возникнуть у человека при восприятии некоторых, особо хорошо написанных или произнесённых текстов.
  • Функция памяти. Её выполняют тексты, зафиксированные на каких-то носителях. Они способны века и тысячелетия сохранять знания и мысли людей.

Известный отечественный литературовед и семиотик Ю. Лотман выделил ещё одну функцию текста – рождение новых смыслов. Действительно, в процессе рассуждений иногда рождаются новые идеи, теории и даже совершаются открытия. Но это свойственно далеко не всякому тексту. Некоторые рассуждения, к сожалению, рождают только пустую болтовню.

Таким образом, текст – это последовательное объединение предложений, которое представляет собой смысловую, содержательную и структурную целостность. Это, конечно, очень краткая информация. Всё же текст – глобальное явление, и о нём можно говорить много.

Источники:

  • Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
  • Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: УРСС. 2009. — ISBN: 978–5‑397–00289‑9.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

двадцать − пятнадцать =