Повествование – это один из типов речи (также описание и рассуждение), который последовательно излагает произошедшие события. Основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории. Если коротко, то это рассказ о неких действиях или событиях.
Кроме того, повествование — это любой рассказ о серии связанных событий, будь то документальный (биография, новостной репортаж, документальный фильм, рассказ о путешествиях) или вымышленный (сказка, басня, легенда, роман).
Признаки и особенности повествования
Языковеды выделяют следующие особенности повествовательных текстов:
- внутренняя динамика;
- описываемые события развиваются чаще всего в хронологическом порядке;
- действия логически связаны и объединены пространственно-временной принадлежностью.
Также повествование бывает информативным и изобразительным.
- Информативное — не просто рассказывает о событии, но и включает в себя полезные познавательные факты.
- Изобразительное освещает последовательную смену сцену, иллюстрирующих действие или происшествие.
Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:
- Событийность и внутреннее движение передаются с помощью глаголов, которые могут быть как единичными, так и встречаться в цепи однородных членов.
Пример:
Мы с Женькой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.
- Чаще всего глаголы в повествовании имеют совершенный вид. Это связано с тем, что история, которая рассказывается в текущий момент времени, как правило, уже произошла ранее.
- При таких глаголах имеются или могут иметься наречия с фазовым значением: сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д.
Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.
Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Чем отличается от описания и рассуждения?
Повествование от описания отличается тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения — тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности.
Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать повествование как частный вид описания, например, М. Ломоносов; напротив, Лессинг выделяет повествование как основной элемент всякого эпического произведения.
Композиция повествовательного текста
Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:
- Завязка (экспозиция);
- Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией);
- Развязка.
В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.
Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.
Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.
Автор и рассказчик
В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев.
Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками.
Например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла.
Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам.
Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.
Примеры повествовательных текстов
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Пример 1:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Пример 2:
«Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки».
Пример 3:
«В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля».
Повествования могут быть представлены с помощью последовательности написанных или произнесенных слов, неподвижных или движущихся изображений, или любой их комбинации.
Работа над текстом-повествованием
Прочитаем текст 1:
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.
- О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.
Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?
Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части:
- Начало
- Основная часть
- Заключение
Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:
Однажды летом мы с ребятами…
или
Это случилось ранней весной…
Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.
В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.
Прочитаем текст 2:
Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?
- Тема текста: яблонька.
- Главная мысль: яблонька была спасена.
- Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.
Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.
- Проверим.
- Начало: Около дома росла маленькая яблонька.
- Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
- Заключение: Яблонька была спасена.
Каждую часть нужно писать с красной строки.
Повествование в теории литературы
В литературно-теоретическом подходе повествование в узком смысле определяется как способ написания художественной литературы, при котором рассказчик непосредственно общается с читателем.
До конца 19 века литературная критика как академическое занятие занималась исключительно поэзией (включая эпические поэмы, такие как “Илиада” и “Потерянный рай”, и поэтические драмы, такие как у Шекспира). У большинства стихотворений не было рассказчика, отличного от автора.
Но романы, наделяющие несколькими голосами несколько персонажей в дополнение к голосу рассказчика, создали возможность того, что взгляды рассказчика значительно отличаются от взглядов автора.
С появлением романа в 18 веке концепция рассказчика (в отличие от “автора”) сделала вопрос о рассказчике важным для теории литературы.
Каждое повествование характеризуется структурой из трех частей, что позволяет повествованию развиваться.
- Начальной стадией является установление равновесия — состояния неконфликтности,
- за которым следует нарушение этого состояния, вызванное внешним событием,
- и, наконец, восстановление или возвращение к равновесию — заключение, которое возвращает повествование в аналогичное пространство до того, как события повествования развернулись.
Выбор писателем рассказчика имеет решающее значение для того, как художественное произведение воспринимается читателем.
Читайте также: Песня в литературе как лирический жанр – какие особенности.
Таким образом, повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом.
Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Источники:
- Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
- Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Морган Куссер. Возрождение повествования: ответ на недавнюю критику количественной истории”, История социальных наук, том 8, № 2: 133–49;
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.