СИНКВЕЙН – почувствуй себя поэтом!

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, написанных по определённой схеме. Изобретение этого поэтического текста приписывают американской поэтессе начала 20-го века Аделаиде Крэпси. На самом деле синквейн Крэпси представляет собой вариацию подобных итальянских, английских, испанских и японских поэтических форм. 

Синквейн

Эти короткие стихотворения идеально подходят для того, чтобы найти понимание через краткость, и если вы думаете о том, чтобы поработать с более короткими поэтическими формами, вы можете поиграть с поэзией синквейна.

Особенности сиквейн-стихотворения

Синквейн, от французского «cinq», то есть «пять», представляет собой пятистрочную строфу в поэзии. Когда эта строфа стоит отдельно как целое стихотворение или когда стихотворение построено (по определенным правилам) из пятистрочных строф, оно становится стихотворением-синквейном.

Синквейн также называют квинтеном или квинтетом, от латинского «quinque» — «пять».

Хотя вы можете попытаться соединить пять строк свободного стиха вместе и назвать это синквейном, эта форма на самом деле имеет несколько разных итераций, каждая со своими правилами и положениями.

Поэзия синквейна следует нескольким строгим схемам. В синквейне важно сохранить правильную слоговую систему. Всего должно быть 22 слога. Традиционной считается такая разбивка слогов по строкам: 2–4‑6–8‑2.

Например:

Катя. (2 слога)

Нежный мой сон. (4 слога)

Дразнит, поёт, греет. (6 слогов)

Сердце мне перевернула. (8 слогов)

Люблю. (2 слога)

В отличие от восточных форм, европейское пятистишие имеет чётное количество слогов, что максимально соответствует законам силлабо-тоники.

Разновидности форм сиквейна

Когда в Европе возник жанр сонета, обязательным условием его написания считалось наличие 14 строк и особой схемы рифмовки.

Затем разбиение на катрены и терцеты заменилось сочетанием трёх катренов и двустишия в английском «шекспировском» сонете. Появились многочисленные модификации: сонет наоборот, сонет «на ножке», венок сонетов.

Так произошло и с жанром синквейна. Продолжатели традиции разработали несколько любопытных строфических модификаций, которым дали поэтичные и запоминающиеся названия:

  • синквейн-бабочка (синквейн «с приращением», состоящий из 9‑ти строк: 2–8‑6–4‑2–8‑6–4‑2);
  • обратный синквейн (2–8‑6–4‑2);
  • зеркальный синквейн (сочетание 2‑х синквейнов, один из которых пишется по обычной (2–4‑6–8‑2), а другой – по обратной схеме (2–8‑6–4‑2);
  • корона синквейнов (сочетание 5‑ти пятистиший, образующих единое стихотворение);
  • гирлянда синквейнов (аналог «венка сонетов»).

С каждой из форм имеет смысл поэкспериментировать, чтобы понять, чем одна схема отличается от другой.

Поэты любят возиться с формой. Таким образом, в синквейне Аделаиды Крэпси существуют некоторые вариации и новшества. Они следующие:

Таблица Основные формы сиквейна

Форма

Описание

Слогов в строке

Обратный

То же, что синквейн Аделаиды Крэпси, но слоги в строфе перевернуты.

2/8/6/4/2

Корона

5 строф синквейна, из которых построено более крупное стихотворение. Лучше всего, чтобы каждая строфа стояла сама по себе и была частью большего произведения. Часто последняя строка одной строфы повторяется как первая строка следующей строфы.

2 / 4 / 6 / 8 / 2 [x5]

Бабочка

Технически это не синквейн, а нонет. Длина линий зеркально отражается от середины, точно так же, как форма бабочки выгибается наружу.

2/4/6/8/2/8/6/4/2

Фонарь

Это то же самое, что и синквейн Аделаиды Крэпси, за исключением того, что количество слогов уменьшено вдвое.

1 / 2 / 3 / 4 / 1

Зеркальный

Синквейн, за которым следует обратный синквейн. Две строфы.

2 / 4 / 6 / 8 / 2 // 2 / 8 / 6 / 4 / 2

Гирлянда

6 строф. В последней строфе используются строки из каждой из предыдущих 5 строф. Так, в строфе 6 первая строка — это строка 1 из строфы 1, вторая строка — строка 2 из строфы 2 и т. д.

2 / 4 / 6 / 8 / 2 [x6]

Тетрактис

Форма, разработанная поэтом Рэем Стеббингом. Его название происходит от пифагорейской математики. Его также можно перевернуть или сделать зеркало, бабочку, корону, гирлянду и т. д.

1 / 2 / 3 / 4 / 10

Существует очень мало информации об этих вариациях, например, о том, кто их разработал или откуда они взялись, но они, безусловно, существуют как формы, которые бросают вызов и вдохновляют вашу писательскую практику.

Дидактический сиквейн

Отдельным явлением педагогики, получившим распространение как современный методический приём, стало использование синквейна в образовательной практике.

В России учителя и преподаватели вузов примерно с начала 2000‑х стали активно предлагать своим воспитанникам записывать информацию с помощью пятистиший.

СИНКВЕЙН – почувствуй себя поэтом!

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

  • 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного,
  • 2 строка – два прилагательных,
  • 3 строка – три глагола,
  • 4 строка – 4 слова, фраза, несущая определенный смысл, афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой,
  • 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например:

Государство. (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных) 

Собирает (налоги), судит, выплачивает (пенсии). (3 глагола) 

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл) 

Защита. (Резюме)

Пример 2:

Пословица,

добрая, сердечная,

заботится, настраивает, бережет. 

Мир освещает, как солнце. 

Добро.

Пример 3:

Жизнь

Плодородная, кормящая

Рождаться, жить, существовать 

Природа — это бесконечный источник вдохновения 

Мать-земля.

По мнению методистов, такая разбивка на строки помогает лучше структурировать и запоминать информацию, выделяя в ней главное.

Синквейн можно легко составить на абсолютно любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:

Тема

Синквейн

Радость

Радость. Безграничная, светлая. Вдохновляет, исцеляет, восхищает. Сотвори добро — и радостно на сердце. Улыбка.

Война

Война. Страшная, напрасная. Озлобляет, пугает, разрушает. Борьба за свободу Родины. Герои.

Бабушка

Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, лелеет, нянчит. У бабушки самые вкусные пирожки. Забота.

Мораль

Мораль. Общественная, общепринятая. Управляет, определяет, воспитывает. Мораль и право регулируют поведение людей. Этика.

Человек

Человек. Разумный, чувствующий. Думает, мечтает, стремится. Общество делает человека тем, кто он есть. Личность.

Дом

Дом. Уютный, тёплый. Защищает, оберегает, согревает. Нет места лучше дома. Любовь.

Труд

Труд. Развивающий, интересный. Облагораживает, изменяет, развивает. Трудиться нужно на совесть. Работа.

Дружба

Дружба. Крепкая, долгая. Сближает, связывает, помогает. Дружеские отношения — великая ценность. Доверие.

Жизнь

Жизнь. Бурная, яркая. Спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти самого себя. Искусство.

Плюсами такого приёма можно считать его общедоступность, конспективность, ёмкость. Однако следует помнить, что данная форма подойдёт, скорее, старшеклассникам или студентам, которые уже научились выделять основную мысль текста, различать субъект и объект действия.

Для детей помладше синквейн удобен в качестве упражнения для развития образного мышления.

Педагогическая ценность синквейна

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления.

Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Алгоритм составления дидактического сиквейна

Собака

Одно слово (существительное), обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Верная, добрая.

Два слова (прилагательные), описание признаков и свойств, выбранного предмета или объекта

Охраняет, бегает, лает.

Три слова (глаголы), описывающие характерн не деггсгзин объекта

Самый надёжный друг человека.

И фраза из четырёх слав, личное отношение автора к описываемому предмету или объекту.

Преданность.

Одно слово. Суть предмета или объекта (ассоциация, синоним, обобщающее слово).

Чтобы составить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна.

Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Литературные приемы, используемые в Синквейне

Многие поэты, пишущие стихи о синквейне, максимально используют пять строк, с которыми им приходится работать, используя образы в своих стихах. Используя образы, поэты работают над тем, чтобы нарисовать картину в сознании своих читателей, помогая им увидеть сцену, которую они воображают.

Метафоры также являются стандартным литературным приемом в поэзии синквейна. Метафора связывает две идеи и позволяет поэтам сделать несколько выводов в одном стихотворении.

Сравнения также регулярно используются в стихах синквейна. В сравнении поэт сравнивает два похожих объекта или идеи, используя слова «как» или «как».

Использование метафор и сравнений может помочь писателям оставить стихотворения синквейна на усмотрение читателя, что может побудить любителей поэзии участвовать в дискуссиях об истинном значении стихотворения.

Как написать стих сиквейн

Если вы хотите научиться самостоятельно писать стихотворение синквейн, начните с этого пошагового руководства:

  1. ИЗУЧАЙТЕ ФОРМЫ

Поскольку существует множество вариантов формы, обратите особое внимание на правила и ограничения каждой формы. Вы должны иметь четкое представление о том, в какой форме вы пишете, прежде чем взяться за перо и бумагу.

Независимо от того, выбираете ли вы стандартную форму и схему рифмовки или пробуете свои силы в синквейне Аделаиды Крэпси, читайте каждую поэтическую форму как поэт , чтобы вы могли подражать вниманию к языку и образам в своей работе.

  1. НАЙДИТЕ ТЕМУ

Связь между формой и темой нельзя недооценивать. Стандартная форма синквейна позволяет использовать больше слов и несколько строф, поэтому, если вам есть что сказать по определенной теме, вы можете попробовать использовать эту форму. Тем не менее, уместить сложную тему в 22 слога — большая проблема, поэтому вы не ошибетесь, если попробуете и американский синквейн.

  1. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ И СОПОСТАВЛЕНИЯХ

Постройте свое стихотворение с прицелом на образы и поместите эти образы в разговор друг с другом. Вы также можете использовать заголовок как средство организации этих изображений.

Какую бы форму вы ни выбрали, великая поэзия синквейна опирается на образы и сопоставления. Прочтите любое стихотворение Аделаиды Крэпси, и вы заметите две вещи:

  • Тщательно обработанные изображения, вызывающие величайшую картину в наименьшем количестве слов.
  • Намеренное сопоставление этих изображений, создающее интересные отношения между ними и часто использующее их в качестве символов.

Постройте свое стихотворение с прицелом на образы и поместите эти образы в разговор друг с другом. Вы также можете использовать заголовок как средство организации этих изображений.

  1. ПОИГРАЙТЕ СО СЛОГАМИ

Самое сложное в написании стихов о синквейне — придерживаться метража и количества слогов. Вы можете попытаться написать первый набросок, но с трудом закончите, потому что не можете подобрать нужные слова с нужными рифмами или ямбами.

Если это случилось с вами, попробуйте по-разному подойти к первому наброску. Например, вы можете:

  • Напишите свободный стих и отредактируйте свой первый черновик в определенной форме.
  • Играйте со стилем и синтаксисом. Что будет, если поменять местами слова в стихотворении?
  • Опустите ненужные слова, особенно наречия, предлоги и артикли. Или включайте эти слова, когда вам нужно уложиться в метр для определенной линии.
  • Попробуйте написать абзац или стихотворение в прозе, а затем сократите его до стихотворения-синквейна.
  • Придумать новую форму. Если вы не можете уместить то, что пытаетесь сказать, ни в одну из форм, перечисленных в этой статье, возможно, вы можете придумать свой собственный вариант синквейна.
  1. РЕДАКТИРУЙТЕ, ПЕРЕПИСЫВАЙТЕ, СНОВА РЕДАКТИРУЙТЕ

Прежде всего, будьте терпеливы и внимательны к языку и позволяйте себе экспериментировать со словами, когда вы пробуете свои силы в синквейне.

Аделаида Крэпси, вероятно, не написала свои синквейные стихи за один раз: она написала, отредактировала, стерла, переписала, попробовала еще раз, сделала шаг назад и отредактировала еще немного.

Вместить мощные идеи в короткие строфы может оказаться очень сложно. Прежде всего, будьте терпеливы и внимательны к языку и позволяйте себе экспериментировать со словами, когда вы пробуете свои силы в синквейне.

Сиквейны Аделаиды Крэпси

Американский поэтесса Аледейд Крэпси создал американский синквейн на основе формата японского хайку. Подобно хайку, синквейн требует определенного количества слогов в каждой строке. Работа Крэпси также была вдохновлена пятистрочной формой японской поэзии.

Слушай…

С тихим сухим звуком,

Словно шаги призраков,

Листья, хрустящие от мороза, Срываются с деревьев

И падают.

***

Холод

Стальной хваткой Схватит

всю землю… Увы,

Маленькие люди в горах

Умрут!

***

Но меня

Они не коснутся,

Старость и смерть… Странный

И бесславный конец старых

Мертвецов!

***

Хотя Крэпси лучше всего помнят за ее изобретение синквейна, она также известна своей впечатляющей способностью выражать сложные идеи с помощью ограниченного количества слов. Поэт была неизлечимо больна, и большая часть ее произведений была посвящена смерти и умиранию.

Она часто говорила о том, как интересно, что большая часть мира, кажется, не обращает внимания на то, что смерть неизбежна.

Читайте также: Сентиментализм в литературе – что это и какие характеристики.

Таким образом, синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений.

Источники:

  • Ade­laide Crapsey: «An Uncon­scious Imag­ist» // Susan Sut­ton Smith, Uni­ver­si­ty of Rochester Library Bul­letin, Vol­ume XXXVII, 1984.
  • Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с.
  • Кендиван О. Д‑С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования : Научный журнал. — 2014. — № 3. — С. 827—829. — ISSN 1812–7339.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

два × четыре =