Ода – это лирический жанр литературы, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию или герою. За этим древним жанром стоит богатая история, хотя наивысшего расцвета ода достигла в эпоху классицизма.
Термин пришел к нам из древнегреческого языка «ᾠδή < ἀοιδή», что означает «песнь». Жанровыми признаками оды являются возвышенная лексика, недопущение просторечий, территориально специфических слов, новых словечек. Это тексты высокого стиля, насыщенные мифологическими образами.
Из истории развития
Как и многие другие виды лирики, ода зародилась в Древней Греции. Изначально она исполнялась и воспринималась как песнь, то есть сопровождалась музыкальным аккомпанементом.
Прародителем оды считается поэт Пиндар, живший в Афинах в 6–5 в. до н.э. Его песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать предметом поэтического посвящения было более чем почётно.
Поэты считались проводниками в бессмертие. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.
В 1 веке до н.э. образцы жанра прочно закрепил в литературе римский поэт Гораций. Его оды посвящались монархам, имперским традициям, теме государственного величия, чем надолго скомпрометировали себя среди стихотворцев, тяготеющих к поэтике свободного высказывания.
Лишь в 16 столетии ода обрела второе рождение в европейской литературе.
Идея прославления государя оказалась близка политическим процессам, происходящим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одописцем стал поэт Пьер Ронсар, сообщивший своим творениям почти музыкальную виртуозность и изящество.
В немецкой романтической литературе ода, наконец, приобрела надмирную оторванность от политики. Примером может служить «Ода к Радости» Ф.Шиллера.
С расцветом оды связывают поэтику классицизма. И в античном мире, и в Европе, и в России стало ясно, что такое явление, как ода, в литературе не смогло выйти за рамки социально-культурных задач конкретной эпохи.
Торжественная песнь с радостным приятием всего, что в мире есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.
Разновидности одических произведений
Есть несколько разновидностей жанра, которые различаются в зависимости от того, кому или чему посвящена ода, какие проблемы она затрагивает и к какой исторической эпохе относится.
В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и так далее.
Сегодня выделяют следующие виды од:
- похвальная;
- победно-патриотическая;
- духовная;
- философская.
В русской литературе известны торжественные, нравоучительные, любовные и духовные оды.
Характерные признаки
Ода в литературе — это довольно специфичный жанр благодаря следующим своим особенностям:
- Использование 4‑стопного ямба.
- Наличие высокой, нередко устаревшей, архаичной лексики, что зачатую затрудняло понимание текста.
- Текст имеет четкую структуру, в начале и конце обязательно должно было быть обращение к адресату. Правда, некоторые авторы отошли от этого канона.
- Обилие риторических вопросов, пышных тропов, длинных распространенных предложений.
- Нередко в торжественных стихах можно найти удивительное переплетение лирического и публицистического начал, что особенно присуще
- Большинство произведений довольно масштабны по объему.
- Замена в тексте местоимения «я» на «мы» (что также характерно для Ломоносова) говорит о том, что автор выражает не свое личное мнение, а позицию всего народа.
Предназначались такие произведения для произнесения вслух, только громкое эмоциональное чтение способно было передать все чувства, что пылали в душе автора. Именно поэтому многие оды учат наизусть.
Особенности жанра
В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство каких-то высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.
Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, олицетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.)
Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свободном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.
Все это имеет несколько следствий.
- Читатель оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.
- Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).
- Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.
- Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей:
- величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
- этот монарх наделен всеми добродетелями;
- благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
- любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
- исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно добродетельному монарху и поддержке высших сил.
- Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы:
- общая радость многих объединенных народов;
- ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
- обширность страны;
- удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
- исполинские фигуры героев и т. д.
Итак, за возможность пережить захватывающее дух путешествие ввысь и увидеть эпические картины оды приходится платить относительной ограниченностью образов и однозначным политическим содержанием.
Автор торжественной оды, воспарив высоко над миром, говорит о больших масштабах, но не видит частностей и полутонов. Он описывает все в категориях абсолютного добра или абсолютного зла. Абсолютное добро при этом приписывается монарху, который обеспечивает существование этого прекрасного мира.
Ода в русской литературе
В 18 веке ода пришлась весьма ко двору в России, так как в эту эпоху, благодаря реформам Петра Великого, страна обрела имперский статус и ощутила себя мощным самодостаточным государством.
Первые образцы жанра принадлежали перу В.К.Тредиаковского. Их заглавия симптоматичны: «Стихи похвальные России», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Оды духовные». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.
В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.
Важной темой его стихотворений становится сила науки. Будучи учёным, Ломоносов не только писал оды, но ещё и изучал их природу, функции, назначение. В его знаменитой теории «трёх штилей» ода относится к высокому штилю.
Исследователь языка подчёркивает, что предметом её изображения должны быть явления возвышенные, великие, в оде нет места просторечиям и другим «подлым» словам низкого штиля.
Уникальные произведения, написанные в этом жанре, принадлежат перу Г.Р.Державина. Ода «Бог» — непревзойдённый для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды выверены с точки зрения стиля.
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвящённой государыне Екатерине Великой, традиционные одические похвалы в адрес царствующей особы сочетаются с простодушием и дружеской прямотой.
Стихотворец позволяет себе давать советы императрице. В стихотворении «Памятник» он позже выразит эту особенность своей лиры знаменитой строчкой «И истину царям с улыбкой говорил».
Совсем иначе «работает» жанр оды у А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции похвальных песен. Пушкин начинает творческий путь с протеста: разрушения старых форм и прославления новых ценностей.
В послепушкинскую эпоху, когда чопорные каноны классицизма пали, к оде стало трудно относиться со всей серьёзностью. Появились пародийные произведения, где слово «ода» прочитывалось как завуалированная насмешка. Примером служит «Ода сплетникам» А.Вознесенского.
В конце XVIII жанр утратил свою популярность и на смену ему пришли баллады и элегии.
Читайте также: Новелла в литературе – что это и какие особенности жанра.
Ода – интересный жанр литературы, в котором мы можем под другим углом посмотреть на главные события русской истории, узнать восприятие автором той или иной исторической личности, понять ее роль. Именно поэтому такие сложные на первый взгляд, но дольно увлекательные на самом деле произведения можно и нужно читать.
Источники:
- Алексеева Н. Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб., 2005.
- Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Погосян Е. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730–1762 гг. Тарту, 1997.
- Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172. — 509 с.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
- Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр. Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.