Антагонист – персонаж, который противодействует главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей. По классической древнегреческой литературе, антагонист (греч. ανταγωνισης «противник») – отрицательный герой, а протагонист – положительный.
Однако без сильного антагониста нет хорошей истории и нет стремления протагониста дойти до конца. Хорошо проработанный антагонист имеет очень сильный мотивационный фактор и свою цель, которая движет его к цели.
Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.
Антагонист и протагонист
Некоторые допускают, что антагонистом можно назвать не только единичного персонажа, а группу персонажей (семья, организация) или неперсонифицированную силу — природный катаклизм, общественный строй и т.д.
Примечательно то, что антагонист и протагонист объединены тесной связью, ведь если в произведении нет антагониста, то и протагониста в нем, скорее всего, не будет, т.к. попросту некому противостоять.
Однако, за редким исключение, такие случаи все же встречаются. Например, такое возможно, если сюжетом созданы условия, где герой напрямую никому не противостоит, а все трудности вызваны событиями, которые «антагонистом» назвать нельзя (они не обладают собственной волей и стремлением противостоять герою).
Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.
Редкий случай сюжета без антагониста: «Робинзон Крузо» в романе Д. Дефо.
Возможно расширительное определение антагониста, включающее в себя не только внешние по отношению к протагонисту силы, но также его собственные черты характера или общие моральные принципы.
В классической литературе, прежде всего в древнегреческой трагедии, обычно главный герой (протагонист) выступает как положительный персонаж, носитель добра, а антагонист является отрицательным персонажем, злодеем.
Однако «отрицательность» антагониста может быть сглажена — так, в «Ромео и Джульетте» выступающие антагонистами героев родители и члены семей не столько злодеи, сколько упрямствующие в своих заблуждениях забияки и глупцы; однако и в этом случае фигура антагониста вызывает неодобрение автора.
Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования?
Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.
Среди общих черт можно выделить следующие:
- оба героя поглощены идеей выполнения какого-либо долга, достижения цели;
- действия и поступки героев провоцируют читателя испытывать различные чувства по отношению к ним: сочувствие, недоверие, беспокойство.
- обладание дурными чертами характера, негативным, отталкивающим поведением;
- преодоление трудностей и препятствий, быстрое приспособление к изменению ситуации;
- обладание важной или секретной информацией, высшим разумом, сверхъестественными способностями.
Соотношение «протагонист добродетельнее антагониста» может и полностью нарушаться, например, в шекспировском «Макбете» против главного героя выступает более добродетельный Макдуф. Возможен и сюжет, в котором протагонист и антагонист — равновеликие друг другу герои (Ахилл и Гектор в гомеровской Илиаде).
Хотя не каждая история требует антагониста, он часто используется в пьесах для повышения уровня драматизма.
Цели и задачи антагониста
Антагонист в произведении используется в качестве контрастного персонажа, дающего почву для конфликта.
Но помимо этого он необходим для более детальной прорисовки образа главного героя, который должен справиться с собственными недостатками и побороть внутренний конфликт, что будет иллюстрировать его личностный рост и развитие и давать целостное представление о персонаже.
Фигура антагониста в разных жанрах несёт свои характерные особенности:
- в комедии обычно именно антагонист вовлекает героя в комические ситуации;
- в триллере и хорроре с антагонистом связываются наиболее яркие и натуралистичные сцены схваток, насилия и смерти, в какой-то степени именно изображение антагониста как олицетворения сил зла может быть основной художественной задачей жанра;
- для вестерна характерно некоторое сближение между протагонистом и антагонистом, сходство в образе действия и методах;
- в женском любовном романе антагонистка, как правило, старше и опытнее героини, она провоцирует героиню нарушать запреты и ставит перед ней «трудные задачи», способствуя женской инициации героини.
Антагонист в этом случае выгодно оттеняет личность протагониста, давая читателю возможность сделать о нем свои выводы.
Примеры антагонистов из литературы
Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться.
Приведем несколько примеров антагониста как противника главного героя:
- Долохов в произведении «Война и мир» — противник Пьера Безухова;
- силы природы в «Мцыри» Лермонтова — противодействие основному персонажу.
- в произведении Николая Гоголя «Шинель» в качестве противоположного героя выступают правила общественной жизни, социальные условия.
В литературе предусмотрены такие основные типажи противников главных героев:
- злая ведьма;
- коварная любовница;
- сумасшедший ученый-гений;
- завистливая королева.
Довольно часто авторы предпочитают отдавать предпочтение острому конфликту двух сильных личностей. Но в детских сказках нередко описывается противоборство с обезличенным проклятием.
В качестве примера можно привести произведение «Аленький цветочек». Это яркий пример борьбы с магическими силами. При этом сестры дочери купца являются промежуточным, временным антагонистом. Их образ лишь дополняет историю, не формируя ее целиком.
У известного во всем мире сыщика Шерлока Холмса также имеется антагонист — умный и проницательный профессор Мориарти. Этому герою присущим такие черты характера, как коварство и изворотливость. Гениальность злого профессора Мориарти заставляет Шерлока Холмса всегда держать ухо востро, расследуя новые запутанные дела.
А вот на страницах романа «Евгений Онегин» все вовсе не так однозначно. Исследователи, детально изучившие дневники великого писателя, черновики произведения и письма литератора к друзьям пришли к выводу, что главный герой произведения — Татьяна. Именно на характере этого персонажа и держится лирический сюжет.
Глубокая и искренняя любовь Татьяны выгодно оттеняет изменчивый и поверхностный нрав Евгения. Поэтому Онегина стоит рассматривать как антагониста Татьяны.
Противопоставление Татьяны Ольге или Онегина — Ленскому никак нельзя считать центральным конфликтом романа. Оно помогает автору более полно раскрыть характеры главных героев. То есть такие противопоставления носят вспомогательный характер.
Более актуальный для современников социальный конфликт — противоборство с организациями. Тем не менее, в армии врагов нередко выделяется некая яркая фигура, что позволяет придать произведению дополнительную интригу.
Чем отличается Антагонист от Злодея
Антагониста не следует путать с антигероем — протагонистом, наделённым отрицательными качествами.
Если протагонист – главный герой произведения, который занимает большинство сюжетной линии и с точки зрения которого автор описывает происходящее; и антагонист – персонаж, противостоящий протагонисту, занимающий противоположную сторону в конфликте, то герой и злодей — понятия скорее морально-этические.
К этой категории можно отнести всех злобных колдунов и тиранов, живущих в темных замках на обрыве скалы или вершине горной гряды. Основная черта всех этих антагонистов – они абсолютное зло. И не скрывают этого.
Однозначная ситуация — “Гарри Поттер”, где Гарри — герой, а Волан — злодей.
В реальной жизни нет однозначного добра и зла, а есть только столкновение интересов. А в художественной литературе это столкновение показано через призму восприятия протагониста и сочувствующего ему автора, поэтому многие путаются и подразумевают под героем протагониста, а под злодеем — антагониста.
Но при этом необязательно, чтобы протагонист был героем, а антагонист — злодеем.
Не стоит путать антагониста и антигероя. Это совершенно разные понятия. Как правило, называют антигероями литературных произведений протагонистов, которые наделены отрицательными качествами.
Этот термин был введен в литературный оборот Федором Достоевским. Один из примеров антигероя в творчестве этого известного писателя — Родион Раскольников, бедный молодой человек из «Преступления и наказания».
Обратите внимание! Примеры антигероев в литературе 20 века — Остап Бендер из произведения «12 стульев» и Алекс Лардж — социопат из книги Энтони Берджесса «Заводной апельсин».
В настоящее время для протагонистов и антагонистов в литературе не предусмотрено каких-либо жестких ограничений. При этом существует одна очень важная особенность — невозможность существования одного персонажа без другого.
Протагонист формирует сюжет того или иного произведения. Антагонист в литературе создает определенные обстоятельства, которые обеспечивают развитие сюжета.
Цитаты из русской классики со словом «антагонист»
— Он же тут висит! — объяснил он, показывая на одну из стен, на которой действительно между несколькими портретами писателей висел и портрет известного антагониста Пушкина.
Писемский А. Ф., Старческий грех, 1860
Опасалась ли она, что в России князь римской церкви не будет пользоваться подобающим ему почетом, или уже в то время иезуиты провидели в нем своего антагониста и их всемогущим влиянием объясняется отказ курии — неизвестно.
Гейнце Н. Э., Коронованный рыцарь, 1895
Несколько зрителей, окруживших философа-смельчака, при взгляде его антагониста отхлынули назад так, что они двое остались впереди сцены, измеряя друг друга неуступчивыми взорами, как гладиаторы перед боем.
Лажечников И. И., Последний Новик. Том 2, 1833
Тюрьма — антагонист колонии, и интересы обеих находятся в обратном отношении.
Чехов А. П., Остров Сахалин, 1895
Пржшедиловский презрительно посмотрел на своих антагонистов.
Лажечников И. И., Внучка панцирного боярина, 1868
— Виват наша интеллигенция! Она ручается нам за верную победу на всех путях наших. Вот наши скромные средства вести войну, пан Пржшедиловский, — прибавил иронически воевода, обратясь к тому, в ком он видел своего антагониста.
Лажечников И. И., Внучка панцирного боярина, 1868
С этим были согласны, как сторонники Николая Леопольдовича, так и его антагонисты.
Гейнце Н. Э., В тине адвокатуры, 1884
Бессовестно придирался к каждому слову и, взбешенный моими антагонистами, наконец бросил под стол комедию и сказал, что сочинитель глуп.
Аксаков С. Т., Литературные и театральные воспоминания, 1858
Напрасно искали мы по всем комнатам цейгмейстера Вульфа, вечного приятеля и антагониста пастора и жениха девицы Рабе.
Лажечников И. И., Последний Новик. Том 1, 1833
— Вот эдакие, как ты, да Кутузов, да Алеша Гогин, разрушать государство стараетесь, а я — замазываю трещины в нем, — выходит, что мы с тобой антагонисты и на разных путях.
Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936
Таким образом, антагонист – это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом – основная движущая сила в книге.
Источники:
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 18. — 509 с.
- Инна Сергиенко (Антипова) «Страшные» жанры современной детской литературы. // антология «Детская литература сегодня», 2010, стр. 131—147