Андрей Платонов написал огромное количество невероятных произведений, которые до сих пор вызывают настоящий, искренний интерес у читателей. Одним из таких произведений является рассказ «Фро». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Фро». Пересказ также будет полезен для читательского дневника.
«Фро» – полуфантастический, отчасти даже сюрреалистический рассказ Андрея Платонова, написанный в жанре «социалистической романтики». От произведений официальной советской литературы он отличается светлым, гуманным духом.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
В центре повествования – двадцатилетняя Ефросинья (Фро) Ефстафьева. Она всеми силами пытается жить без супруга Федора, уехавшего работать на Дальний Восток, но ничто не помогает ей забыться – ни танцы в клубе, ни ночной труд в шлаковой яме, ни посещение курсов железнодорожной связи и сигнализации.
Фро находит успокоение в обществе соседского мальчика. Во-первых, он столь же одинок. Во-вторых, похож на детскую фотографию Федора. Кроме того, союз Фроси и ребенка – это метафора деторождения.
В результате, обретя в лице мальчика близкого человека, наладив отношения с отцом, Фро становится способной пережить новую разлуку с мужем.
Другие персонажи:
- Муж Фроси. В начале повествования Федор уезжает на Дальний Восток с целью «настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы». При помощи механизмов муж Фроси собирается преобразовать весь мир. Работа сильно увлекает его – настолько, что он готов покинуть на год молодую супругу.
- Нефед Степанович, вдовец и отец Фроси. Раньше он был машинистом паровоза. Когда-то его пытались отправить на пенсию. Сначала Нефед Степанович согласился, так как толком не понимал, о чем идет речь. Отец Фроси – человек, который не мыслит себя без труда на железной дороге. Трагедия Нефеда Степановича заключается в том, что его фактически отвергли на работе, он стал там не нужен.
«Фро» очень кратко
А. Платонов «Фро» краткое содержание для читательского дневника:
Главная героиня – это молодая женщина по имени Фрося. Ее супруг поехал на Дальний Восток, поэтому она скучает и тоскует. Скоро она забрасывает обучение на курсах. Отец женщины работает железнодорожником.
Его зовут Нефедом Степановичем и он вышел на пенсию. Но старичок не теряет прежнего запала и продолжает выходить на работу. Бывший работник дает советы новичкам. Скоро он получает новую работу – подменять хворающих работников. Дочь злится на отца за то, что тот часта грустит, стоя на перроне.
Одним вечером девушка предлагает свою помощь на железнодорожной станции. Там она знакомится с женщиной по имени Наталья. Они договариваются с нею пойти на танцы после труда.
Главная героиня танцуют очень хорошо, потому неудивительно, что ее часто приглашают. Вот она в танце с диспетчером часто опускается головой на его грудь. Тот не понимает, почему она это делает. Она представляется всем на иностранный лад, как «ФРО». Потом она начинает плакать и убегает от него.
Снова девушка грустит. Не получается вернуться на железнодорожные курсы, так ка постоянно думает о муже. Она ждет от него писем и надеется, что получит от него письмо скорее, если устроится почтальонкой. Но от того ни слова.
И вот приходит замечательный миг, когда от мужа приходит телеграмма, где написан адрес. Девушка пишет всю ночь ответ. Утром она отдает отцу письмо, чтобы тот отнес его на почту, но не лез туда. Папа проявляет любопытство и все равно прочитывает.
Девушка пишет, что может умереть от пневмонии. Муж приезжает, но не злится на жену. Они живут вместе в течение двенадцати дней. Скоро муж снова уезжает, но обещает скоро приехать и забрать Фросю с собою.
Можете использовать этот текст для читательского дневника.
Короткий пересказ «Фро»
Краткое содержание «Фро» Платонов:
Двадцатилетнюю женщину Фросю Евстафьеву родные и друзья звали «Фро». Муж Фро, Фёдор, был техником, мечтавшим с помощью машин преобразовать мир для блага и наслаждения человечества. Однажды он уехал далеко от жены – на Дальний Восток, настраивать там таинственные электрические приборы.
Проводив его на железнодорожном вокзале, Фро почувствовала, что жизнь потеряла для неё смысл. Дома её теперь ждал лишь вдовый отец – пожилой паровозный машинист, который теперь по старости работал резервным механиком. Фро долго рассматривала детское фото мужа, стоявшее у неё на столе.
Когда стемнело, она пошла вдоль железной дороги, глядя на проходящие поезда и гадая, встречался ли им по пути поезд Фёдора. Чтобы заглушить тоску, Фро присоединилась к группе шедших мимо с лопатами женщин.
Ей тоже дали лопату и поставили чистить шлаковую яму, куда паровозы очищали свои топки. Работа была тяжёлая, среди гари и газа, но на душе Фро стало лучше: в труде она жила с людьми и видела большую, свободную ночь.
Фро познакомилась с одной из женщин, которая лишь сегодня вышла из тюрьмы, где просидела четыре дня по навету злого человека, своего же бывшего полюбовника. После работы они вдвоём пошли в клуб.
Фро пригласил на танец один диспетчер. Под музыку она опять так затосковала, что положила голову диспетчеру на грудь. Тот слегка отпрянул: в публике находилась его невеста, которая «могла ему сделать увечье за близость с Фро». Глаза Фро были полны слёз.
На следующий день утром Фрося получила телеграмму от мужа с Урала. Там были слова любви. Её грустное романтическое настроение усиливали звуки губной гармонии. На ней этажом сверху играл один маленький мальчик. Фро пошла на занятия по железнодорожной связи, но вместо лекции писала в тетради: «Федя, приезжай скорей».
Домой она опять вернулась в слезах и, лёжа на кровати, жадно ждала, когда наверху заиграет маленький музыкант.
Вестей от Фёдора больше не было. Боясь, как бы письма от него не затерялись на почте, она поступила работать письмоносцем и внимательно рассматривала все приходящие конверты. Две недели Фро прождала впустую, один раз даже от тоски убежала в поле с почтовой сумкой. Но в тот же день вечером она получила телеграмму от Фёдора с его новым адресом и поцелуем.
Той же ночью Фро попросила отца отнести на почту ответную телеграмму. Отец перед отсылкой прочёл ей. Там было написано: «Выезжай первым поездом твоя жена дочь Фрося умирает при смерти осложнение дыхательных путей отец Нефед Евстафьев». Отец, поколебавшись, телеграмму послал.
Через семь дней с Дальнего Востока приехал Фёдор. Увидев на перроне здоровую Фро, он кинулся обнимать её. Дома они сразу легли в постель и провели в ней несколько дней. Фёдор подробно объяснял Фро свои проекты о передаче силовой энергии без проводов, ионизированным воздухом, а она слушала, как зачарованная. Разговоры сменялись любовными объятьями.
Через неделю Фёдор сказал, что пора «трудиться и жить, как нужно». Но Фро настаивала побыть вдвоём ещё день. На следующие сутки она сказала то же самое.
На 10‑й или 12‑й день неразлучного свидания Фро проснулась поздно и увидела, что мужа рядом нет. Она подумала, что Фёдор отлучился ненадолго, но старик-отец рассказал: муж её опять сел на поезд и уехал на Дальний Восток, а оттуда мечтает проникнуть в Южный, советский Китай и сражаться там за социализм.
Фро не знала: прощаться с Фёдором навсегда или ждать его. В дверь постучали. Это был маленький мальчик сверху, который играл на губной гармони. Фро взяла мальчика за руки и стала любоваться им. Он, наверно, и был тем человечеством, которое собирался осчастливить Фёдор.
Какая главная мысль произведения?
В этом рассказе А.П. Платонов подчеркивает одну из своих излюбленных идей о том, что человек должен жить ради дела, а не ради мирских утех. Так жили наши предки из поколения в поколение. Так назначено жить и нам.
Не случайно в разговоре с дочерью отец Фроси рассказывает о том, как ждала его с работы жена, и говорит о том, что и Фросе надо так преданно ждать мужа. В финале рассказа Фрося смиряется со своей судьбой.
Ее внимание к соседскому мальчику заставляет читателя верить в то, что сбудется ее мечта и у нее скоро тоже появится похожий на Федора ребенок. Это событие наполнило бы ее жизнь смыслом и истинным счастьем.
Читайте также: А. Платонов «На заре туманной юности» Краткое Содержание Рассказа.
«Фро» — небольшой рассказ Платонова, в котором на первое место выходят не события, а людские переживания. Нередко рассказ трактуется как новелла о перевоспитании индивидуалистки.
На протяжении практически всего произведения Фрося хотела супруга только для себя одной, но под конец смирилась и стала готова спокойно дожидаться его, пока он вдали будет преобразовывать весь мир «для блага и наслаждения человечества или для чего-то еще».