Жан-Этьен Лиотар «Шоколадница» – сочинение по картине

В Дрезденской галерее каждая картина – шедевр, но есть одна, которая пленяет простотой и изысканностью одновременно. Это «Шоколадница» Жан-Этьена Лиотара, написанная в период с 1743 по 1745 года на пергаменте пастелью. 

«Шоколадница» — картина Лиотара
«Шоколадница» — картина Жан-Этьена Лиотара, созданная в период с 1743 по 1745 года

Размер картины невелик, однако уже ни одну сотню лет она собирает вокруг себя почитателей, которые любуются прелестным изображением. Что же так привлекает в произведении?

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»

Известно, что натурщицей выступила горничная при австрийском дворе императрицы Анна Бальдауф. Юная красавица пленила молодого принца Дитрихштейна, который женился на ней и заказал Лиотару ее портрет именно в той одежде, в которой увидел возлюбленную впервые.

Работа выполнена пастелью, восковыми мелками на основе натурального растительного воска.  Материал очень пластичен, прекрасно ложится на бумагу, однако, чтобы им работать, необходимо обладать высочайшим мастерством.

Сюжет картины предельно прост. Перед нами в одежде горничной изображена молоденькая служанка, с подносом в руках. Нет лишних отвлекающих элементов, отсутствует какая-либо обстановка. Все внимание сосредоточено на прекрасном образе.

Фигура девушки грациозна: прямая спина, открытая шея, тонкая талия, плавные изгибы рук. Пленяет выразительное лицо: белоснежная кожа, правильный носик, припухлые губки, взгляд открыт и лучист, хотя немного опущен вниз. На голове розовый чепчик с кружевами, характерная для служанки одежда.

Но какое сочетание цветов! Песочно-золотистый корсаж, серебристо-серая юбка и белоснежный фартук прописаны столь изящно, что, кажется, можно услышать их шорох, если девушка оживет и сделает шаг. Поднос в руках без изысков, но зато на нем идеально прописанный стакан с водой и знаменитый мейсенский фарфор, в котором налит шоколад – яство королей.

«Шоколадница» Лиотара стал любимицей публики, она выделяется нежностью, искренностью, тонкими живописными нюансами.

Это интересно: «Завтрак на траве» — картина скандально известного французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. В настоящее время находится в 29‑м зале музея Орсе в Париже. Существует одноименное полотно кисти Клода Моне.

Тайна знаменитой «Шоколадницы» Лиотара: история Золушки или хищной охотницы за княжеским титулом?

Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница».

С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…

На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода.

Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.

Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.

Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.

Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.

А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.

С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.

Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.

Это интересно: Научная литература — это разновидность литературных трудов, которые созданы в результате исследовательской деятельности или теоретических обобщений в рамках научного метода, предназначены для специалистов. Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей.

Сочинение по картине «Шоколадница» Жан-Этьен Лиотара

Портрет красавицы Анны Бальдауф, всемирно известный под названием «Шоколадница» и несчетное число раз копированный и гравированный был написан в Вене.

Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн.

Он влюбился и — к ужасу аристократии — женился на ней.

В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: «Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку.»

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы — Meis­sen Сейчас это полотно находится в Дрезденской картинной галерее, но первоначально его купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи.

В одном из своих писем он сообщал: «Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом.

Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев… заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада.

Действительно, на картине изображена всего одна женская фигура. Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э.

Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки.

Перед «Шоколадницей» — свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос. Глаза «Шоколадницы» скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук — все полно самой естественной грации.

Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик — розовый и нежный, как лепесток розы… Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела «Шоколадницы» и ее одежды.

Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика. Картина «Шоколадница» отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар.

Искусствовед М. Алпатов считает, что «в силу всех этих особенностей «Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи».

После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения. Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком.

Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов.

Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены — это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в «Шоколаднице» тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

Смотрите также Эдвард Мунк: «Крик». Какой русский не любит картину «Крик»? В ней есть все, что так близко нашей душе: экзистенциальный ужас, отчаяние, обреченность. Пришло время познакомиться с с этой картиной норвежского художника – поближе.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

6 + шесть =