«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Сочинение по картине «Неравный брак»
Вариант 1
Передо мной картина Пукирева, это самая известная его работа, которую приобрел у него сам Третьяков. Сейчас оригинал этой картины можно увидеть в Третьяковской галерее. После написания этой картины художнику больше не удалось написать подобного шедевра. Картина изображает актуальную для того времени проблему неравных браков.
Мы находимся в церкви, она полна гостей знатного рода. Венчается богатый чиновник и молодая девушка. Жених очень стар, надменен, он будто посмеивается над своей невестой, слегка повернув к ней голову. Выражение его лица каменное, в нем нет ничего доброго, он бесчувственный и жестокий. Его не смущает то, что девушка годится ему во внучки. Подчеркивает его знатность и высокий чин орден на шее и звезда на груди.
Девушка очень красива, подвенечное платье делает ее еще краше, на ней нежная фата и красивые украшения. Она опустила глаза, полные слез и смотрит в пол, протягивая руку священнику. Хорошо заметно, что девушка проплакала ни одну ночь и выходит замуж не по собственному желанию. Может быть, она делает это по наставлению родителей или же сама хочет избавиться от бедности, а в душе мечтает, чтобы свадьба расстроилась, увы, все идет как надо. Невеста сильно переживает и от этого она не здорова, она бледна, кажется, вот-вот упадет, свечка, которую она держит, почти соприкасается с платьем.
За женихом с невестой мы видим знатных гостей со стороны жениха, все они мужского пола, все они одеты во фраки. Одни из них пытаются лучше разглядеть невесту, обсуждая этот неравный брак и подшучивая над ними, кому-то вообще безразлично происходящее. Но за невестой стоит ее шафер, скрестив руки, он грустен и печален, ему одному не безразлично происходящее, возможно, он был влюблен в невесту или ему просто жалко молодую девушку. Это сам художник этой картины.
Смотря на картину, начинаешь сочувствовать девушке, она такая молодая и красивая выходит замуж за чопорного старика. Жених смотрит на невесту надменно даже во время венчания. А как он будет относиться к ней в браке? Будем надеяться, что их семейная жизнь будет недолгой и жених скоро скончается.
Вариант 2
Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.
Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.
Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди
На фоне жениха и невесты видны гости, присутствующие на бракосочетании. Можно с уверенностью сказать , что они осуждают эту свадьбу, эмоции на их лицах далеки от радостных. Но мотивы у всех разные. Например, если обратить внимание на шафера, то можно заметить, что он тихо протестует против происходящего. Он стоит позади невесты. Он отвернулся скрестив руки на груди.
Шафер даже не хочет ни видеть, ни слышать происходящего. Он жалеет несчастную девушку, переживает за ее несчастную судьбу. Что не сказать о «друзьях» жениха, которые стоят напротив шафера. Они не без зависти смотрят на невесту. А на их лицах та и читается «старый черт! Какую жену себе урвал!». Этот обряд для них является чем-то само собой разумеющимся.
Вариант 3
Картина «Неравный брак» Пукирева стала самой известной работой автора. В этом полотне он умело передал эмоции персонажей и общий смысл композиции, чем и проявил особый талант портретиста. Идею для написания полотна Василию Владимировичу подкинул его товарищ, который пережил любовную драму на этой почве: его любимую отдали за более состоятельного и старшего кавалера. На то время это была очень актуальная тема, но и в современном обществе, говоря о неравном браке, часто вспоминают картину Пукирева.
На полотне мы видим сцену венчания в церкви: седой, морщинистый жених с надменностью смотрит на молодую невесту, во взгляде ни единой доли любви иль симпатии. Та, несмотря на свою молодость, еле стоит перед священником – она вся бледна, безжизненна, ее глаза красны от слез, но она смиренно следует воле своих родителей. Невеста неуверенно протянула руку за обручальным кольцом, а пожилой жених посматривает искоса на ее действия – он не знает, что от нее ожидать. И священник даже наклонился, чтобы рассмотреть ее лицо – все ли с ней в порядке, не передумала ли она.
Не менее интересно наблюдать и за персонажами на заднем плане картины: кто-то с любопытство, кто-то с насмешкой, а кто-то с осуждением рассматривают пару. Среди собравшихся художник нарисовал себя – фигура в углу полотна, стоящая за невестой: его руки скрещены, взгляд исподлобья, брови сдвинуты, выражение лица суровое – ему явно не нравится это мероприятие и старец-жених. Поговаривают, что Пукирев хотел изобразить на этом месте своего друга, но тот наотрез отказался, поэтому образ пришлось писать с себя.
И все равно получился настоящий шедевр – изысканная игра светотенью, тонкая прорисовка деталей, колоритные образы, выразительная передача эмоций. А главное, передана вся суть неравного брака – это расчет без счастья, обреченный на осуждение обществом.
Описание картины «Неравный брак»
Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? Попробуем разобраться.
Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу. Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная. Персонажи изображены в темной церкви.
Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены. А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты.
По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених… Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.
Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А из-за ее спины не еще ли одна старуха выглядывает? Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе. С каким интересом задняя смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец, и каким мертвым, саркастическим взглядом из-за спины «молодого» взирает передняя, в столь не подходящем ей венце из флер-д-оранжа.
Привлекает к себе внимание мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками. В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.
Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу? В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.
Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак». И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это же другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение? Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов.
Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.
Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее.
И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого. Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.
Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.
Картину приняли восторженно, Владимир Стасов назвал ее одной из самых грандиозных и трагических работ русской школы, а историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.
Анализ картины «Неравный брак»
Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?
За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.
Загадочная фигура шафера
Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.
Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?
Главная тайна картины
Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.
Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.
Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.
Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.
Интересные детали «Неравного брака»
Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.
Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.
Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.
Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.